Как подготовиться к Исповеди

Таинство Исповеди - первое и самое главное средство исцеления от прелести. Козни дьявола после их исповедания упраздняются, власть помыслов, видений и других демонических действий над человеком прекращается.

Как правильно исповедоваться?

Епископ Пантелеимон (Шатов), председатель синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи.

Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, их духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

О вреде "общей исповеди"

Протоиерей Владимир Воробьев.

Протоиерей Владимир Воробьев

И что тогда делать? Как всех поисповедовать? А люди все неизвестные. Придумали Общую Исповедь. Читает священник молитвы, а потом читает список грехов: «согрешили гордыней, сластолюбием, сребролюбием», потом: «убийством, воровством, насилием, блудом, прелюбодеянием согрешили», а весь народ стоит и говорит: «грешны, батюшка, во всём!» А потом батюшка говорит: «каетесь во всех грехах? Если у кого-то из вас есть ещё грехи какие-нибудь, которые я не назвал, вы можете подойти и сказать мне, когда я буду читать разрешительную молитву. Но поскольку я все грехи назвал, то лучше ничего не говорить». Дальше батюшка встаёт у аналоя и прочитывает Разрешительную молитву, под Епитрахиль пропускает.

«Пользу» такой Общей Исповеди я многократно испытывал сам. Какую-нибудь бабушку спрашиваю: «А вы давно исповедовались?» — «Да нет, батюшка, недавно. Три недели назад я исповедовалась на Общей Исповеди» — «Хорошо. А есть у вас грехи какие-нибудь?» — «Да нет, батюшка. Какие у меня грехи? Нет у меня грехов никаких, я же исповедуюсь и хожу в храм». — «А может быть, всё-таки какие-нибудь грехи забыли? Ну, например, аборты вы делали?» — «Да, батюшка, делала». — «А сколько вы сделали абортов?» — «Двадцать». — «А вы в этом каялись?» — «Да нет, батюшка. А как я? На общей исповеди стояла». У неё понятие такое, что нет у неё грехов. Когда прихожан «припрёшь»: «Да, батюшка! Я грешен, батюшка, во всём!», но покаяния настоящего никакого нет.

То есть эта Общая Исповедь — какая-то фикция, и со стороны священника недопустима совершенно. В советское время это можно оправдать временами, гонениями. Но все же это недопустимо.

Сейчас, когда на праздник очень много причастников — 400, 600, 800, 1000 бывает — всем поисповедоваться невозможно, да и не нужно. Я выхожу на Исповедь и говорю: «Сегодня народу очень много, сегодня поисповедоваться подробно невозможно. Поэтому те, кто исповедовался недавно, у кого нет на совести тяжёлых неисповедованных грехов, тех благословляю причащаться». Некоторые бабушки придут, они не могут без Епитрахили, Разрешительную молитву прочитал им и всё. «А если грехи какие-то, останьтесь. Если останется время, тогда поговорим. Если не останется — значит, не будете причащаться. Тогда вам нужно выбрать более удобное и благоприятное время — прийти и поговорить, поисповедоваться».

Источник

Если я каюсь в одних и тех же грехах, значит Исповедь не помогает?

Протоиерей Валериан Кречетов

Из беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым.

- Многие христиане, хотя и исповедуются каждую неделю, все равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, да и каются часто в одних и тех же грехах, получается, исповедь им не помогает?

-- Ничего подобного, кто постоянно над собою трудится, тот отличается. Что же касается одних и тех же грехов, то и апостолу Павлу было дано «жало в плоть», искушение, чтобы тот не превозносился. Как говорят: до последнего издыхания, даже до райских врат идет у человека борьба с грехом. Мария Египетская покаялась, но 17 лет еще после этого она боролась!

Источник

Облегчение может быть даже сразу после записи грехов еще до их исповедания

 
Преподобный Иларион Оптинский (1805 - 1873)

Письма старца Илариона Оптинского. Из письма 45.

О повседневной своей исповеди пишешь, что чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу. Пиши о себе каждый день, и на сердце у тебя будет легко и хорошо. Просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? - В этом действует таинство откровения или исповеди, которую ты пишешь, объясняя все о себе, как на духу. И сама на опыте ты видишь, что после написания томившая тебя страшная тоска оставляет. Это всегда так бывает от откровения.

Архимандрит Алексий (Поликарпов). "Вопросы об исповеди".

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Не надо смущаться, если духовник вас просто выслушает и при этом не скажет ни одного слова. Ведь вы рассказали Богу, Бог об этом знает, а священник является только свидетелем. Много таких примеров, когда люди не имеют возможности общаться с духовником, даже просто поговорить. Тогда они пишут. Одна монахиня преклонных лет рассказывала, что, не имея возможности общаться со своим духовным отцом, она писала, а потом даже не отправляла свои записи, бросала их в печку, но на душе все равно становилось отраднее и легче. То есть, еще раз повторяю, важно наше предстояние пред Богом. Всё это мы делаем ради Бога, и Господь всё видит, и уже за это, за наши намерения, дела наши, может быть слабые, дает нам отраду, дает утешение, облегчение и очищение.

Нужна ли исповедь перед крещением взрослого человека? (мнения священников)

Вопрос священнику.

Приходилось слышать и читать, что перед таинством Крещения взрослому человеку желательно исповедаться в совершенных грехах (хотя в таинстве Крещения крестящемуся и прощаются содеянные им грехи). Не совсем ясен механизм: ведь Таинство Покаяния, как и любое другое таинство не может совершаться над некрещеным человеком. Или священник просто должен выслушать, но не читать разрешительную молитву?

Иерей Олег Литкевич, Иркутск. 

Ответы священнослужителей.

Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, Москва.

Об исповеди старец Паисий

Старец Паисий Святогорец. Слова. Tом III. Духовная борьба.

О том, как правильно исповедоваться.

Старец Паисий Святогорец (1924–12.7.1994)

— Геронда (с греч. старец), в первые годы христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой прилюдной исповеди?

— Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы — дело другое. Сегодня пользы от такой прилюдной исповеди нет.

—Почему, Геронда? В те времена у христиан было больше ревности?

— И ревности у них было больше, и того, до чего мы докатились сегодня, у них не было. Сегодня не так, как в старину, — ни с того ни с сего разводятся супруги, разрушаются семьи. Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях.

Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты хоть ходишь?» — спрашиваю. «Нет», — отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». — «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться — если ты имеешь на это благословение своего духовника, — а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней нам необходимо готовиться?» — «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие люди, — все то, о чем ты говоришь — церкви, иная жизнь и тому подобное, — нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «все это сказки». Но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках».

Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом [без труда]? И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами] словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться... А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха.

Необходимая степень подробности при Исповеди

Протоиерей Валериан Кречетов

Из беседы со старцем протоиереем Валерианом Кречетовым (сейчас архимандрит Серафим).

-Насколько подробно положено описывать свои грехи на исповеди? Можно ограничиться названиями или обязательно посвящать священника в детали?

-К сожалению, если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. Плотские грехи вообще не стоит рассказывать в подробностях. К тому же когда рассказывают обстоятельства -- по моему опыту, в этом часто есть элемент некоего оправдания самого себя. Иногда люди начинают пересказывать весь свой трудовой день: мне приносили порой целые тетради, потому что если начать описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы начинаются!

Главное -- это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен все-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом, то никакие подробности тут не помогут.

Источник

Как подготовиться к первой Исповеди (вопрос священнику)

Игумен Нектарий (Морозов)

Вопрос священнику.

Я никогда не ходила в церковь. Я даже не знаю с чего начать. Мне сказали, что нужно исповедаться и причаститься. В какой день это можно сделать, как войти в церковь, как подойти к батюшке, что сказать?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Очень хорошо, что у Вас появилось такое желание - начать церковную жизнь. Ваше незнание с чего ее начать для людей нашего века характерно, и, слава Богу, что Вы решили попросить в этом совета. Исповедь и Причастие - действительно те Таинства, которые вводят крещенного, но невоцерковленного человека в благодатную жизнь Церкви, посредством их и происходит, по сути, наше возвращение к своему Небесному Отцу - Богу, терпеливо ожидающему человеческого обращения к Нему. В храмах, где богослужение совершается ежедневно, исповедоваться и причаститься можно в любой день, за каждой литургией. В храмах, где литургия служится лишь по воскресеньям и в праздники, причаститься, соответственно, можно в те дни, когда есть богослужение (расписание и время начала служб Вы, наверное, может узнать сами).

Обиды на священника - признак духовной прелести

"Пастырское богословие. Учебник для бакалавриата теологии". Под общей редакцией митр. Илариона (Алфеева).

Как бы то ни было, даже не доходя до описанных крайностей, женщины часто стремятся к таким душевным отношениям со священником, которые позволяют имитировать некую душевную близость, общую душевную жизнь. Это не обязательно влюбленность, но некоторая душевная связь, претендую­щая на особые отношения. Такие женщины начинают требовать, чтобы свя­щенник обязательно уделял им большее внимание, чаще с ними разговаривал, общался, считают, что к другим он относится лучше и обижаются на него за это. Подобного рода переживания — верный знак того, что у женщины к свя­щеннику отношения душевные, а не духовные, что она не столько ищет в нем духовного отца, руководителя духовной жизни, сколько желает через общение с ним компенсировать свое одиночество, неустроенную семейную жизнь. Но если тут даже нет влюбленности, то обязательно есть пристрастность, стрем­ление завладеть душой священника, «присвоить» его себе, и такие душевные отношения, очевидным признаком которых являются обиды на священника, духовно бесплодны и вредны, они означают прелесть. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле оказывается на ложном, и, если его не остановить, он может уйти, заблудиться и погибнуть.

Страх первой исповеди после распутного образа жизни

Вопрос священнику. ТВ СПАС, 17.09.2024

Протоиерей Александр Никольский

В студии протоиерей Александр Никольский.

Вопрос телезрителя: “я вела скверный и распутный образ жизни, натворила много грехов с последствиями, не могу осмелиться на исповедь. Страшно и мерзко говорить это в уши человеку. Но чувствую, что исповедь необходима.

Отвечает протоиерей Александр:

Это, как я понимаю, женщина. Надо просто понять, что Вы не к батюшке приходите. Вы приходите к Богу. Не к батюшке, как к Богу, а именно к самому Богу. И Ему всю свою душу раскрываете. Батюшка всего лишь недостойный свидетель.

И вот ко мне приходили многие женщины: эскортницы, проститутки и так далее. Бандиты – я 16 лет был тюремным священником. Люди очень распутного образа жизни. И все они говорили: “как хорошо! Как хорошо после исповеди!” Потому, что грехи давят, грехи разрушают человека изнутри. И когда ты сделал в этом направлении нужный шаг – пришел к Богу и исповедал ему о своих проблемах,  - Бог обязательно начинает тебя исцелять. Это обязательно чувствуется. Особенно это чувствуется на первых исповедях. После первой исповеди, после второй, третьей, четвертой – в самом начале это особенно чувствуется, просто по контрасту. Когда человек болел, и вдруг эта сильная ноющая боль его души ушла. И ты вдруг почувствовал: “да, другая жизнь”. Открывается другая жизнь. И некоторые люди говорят: “я раньше не жил”. Люди, которые достигали больших социальных высот, имели большие зарплаты, семьи, все у них было хорошо. Но когда ему Бог открывается, когда грехи отходят, которые его мучили, этого человека, мужчину или женщину, это незабываемо. Даже вот я (я крестился в зрелом возрасте) помню первые исповеди. Просто идешь обновленный, преображенный, воскресший человек. У тебя птички в душе поют. Поэтому я всем советую не задерживаться в этом своем решении. И повторяю, чтобы было понятно, не священник здесь главный, здесь главный Бог. Нужно идти и Богу говорить. Некоторые прихожане, когда у меня исповедуются, они говорят: “Господи, Боже…”, т.е. они даже не мне обращаются.

Видео

Монах не мог умереть, т.к. не верил, что грехи прощены после Исповеди

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Иеромонах Отец И... мне рассказывал, что у нас на Крумнице стал помирать один схимонах, и не может помереть. Ему говорят: «Ты не исповедал грехов своих, и потому не помираешь». Он говорит: «Я дважды исповедался, но думаю, что грехи мне не прощены, и я хочу исповедаться у Игумена Макария». По его желанию так и сделали: приехал из Монастыря Игумен Макарий и исповедал схимонаха, и тогда тот спокойно и в мире скончался.

Отец Иеромонах И... спросил меня, почему это так, и я ответил ему, что хотя он и исповедался, но не было у него веры, что грехи прощены, и по его душевному расположению, т. е. по неверию его, так и было. Но мы должны иметь крепкую веру, что в Церкви нашей все установлено Духом Святым, и тогда по вере своей человек получает от Господа благодать.

Меня преследует мысль, что я не слишком подробно рассказала все на Исповеди

Протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос священнику.

Батюшка, пять лет назад я согрешила перед Богом — увлеклась чтением индийских мантр на удачу, здоровье и тому подобное. Потом пришло раскаяние. Я пошла на Исповедь в храм. Исповедалась. Священник произнес разрешительную молитву, допустил причащаться. Но мой грех — это богоотступничество. Меня преследует мысль, что я не слишком подробно рассказала все на Исповеди. И никакого наказания за свой страшный поступок не получила. Грех тягчайший. Как мне быть?

Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.

Благодарите, Юля, что священник прочитал разрешительную молитву и разрешил причащаться. Я думаю, что это не богоотступничество, а просто глупость. Часто мы, не понимая, куда надо нам идти, лезем не в ту сторону и экспериментируем в духовной жизни. Эти эксперименты, конечно же, имеют иногда очень плачевные последствия. Я вам скажу, что не надо сейчас себя укорять и тем более что-то выдумывать, что священник как-то не строго к вам отнесся. Старайтесь жить внимательно, регулярно посещать храм и участвовать в церковной жизни. А если у вас есть знакомые, которые занимаются какими-то духовными экспериментами, вы можете поделиться с ними своим опытом и помочь этим людям разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо и как вредны такие необдуманные духовные блуждания.

Источник

В чем исповедоваться, если совесть не обличает?

Протоиерей Валериан Кречетов

Из интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым.

- Когда человек приходит на исповедь, иногда возникает вопрос: а в чем конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы «не болит», ни в чем не обличает, никого не убивал, не грабил.

Протоиерей Валериан: - Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в темную комнату, то он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкают к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть все. Также и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью, сначала видит только крупные грехи, потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог «зрети своя прегрешения» -- об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.

О пользе Исповеди и Причащения

Священник Алексий Грачев. "Когда болеют дети".

Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет 12-ти из этого детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, её ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид её говорил о "неполноценности".

И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у неё появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть всё. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всём, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение. Когда я её видел, моё сердце сжималось от греховности и неправды моей собственной жизни.

Потом её перевели в другой детдом, и мы с ней некоторое время не виделись. Но однажды она приехала ко мне и сказала:

– Батюшка, вы за меня не беспокойтесь, я всё время с Богом. Он не покидает меня даже во сне...

Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу...

http://pesni-tamberga.narod.ru/knigi/kogda_bo.htm

Почему может не быть чувства облегчения после Исповеди?

Протоиерей Валериан Кречетов

Из беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым.

- Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?

- Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться, и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются -- хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор? И им был ответ: Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения.

Источник

Что значит совет не входить в тонкое разбирательство грехов на Исповеди

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

У меня вопрос о покаянии и исповеди. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет мирянину: "Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия." Мне не понятно, что значит входить в тонкое разбирательство грехов. И как собирать все в один сосуд? Как это нужно правильно понимать мирянину по отношении к исповеди?

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Ирина! У святителя Игнатия, блестяще владевшего русским литературным языком, образный строй речи. А современный человек часто этого не понимает и пытается абсолютно всё толковать буквально… Тонкое разбирательство грехов — это попытка уловить все тончайшие движения мысли, дуновения помыслов, которые бывают у человека, но быстро проходят, не оставляя в нем следов. В таком случае, вместо того, чтобы избавляться от этих помыслов, мы, наоборот, вновь приводим их себе на память, исследуем, и это приносит гораздо больше вреда.

На самом деле, тонкое различение грехов возможно — но для человека духовно опытного, который имеет еще более опытного духовника и долговременный навык исповедания помыслов и борьбы со своими страстями. Такое бывает далеко не в каждом монастыре. Поэтому мирянину нужно просто называть совершенные им грехи, не вдаваясь в их подробное описание и исследование причин. Не надо стремиться отслеживать все свои помыслы и движения души. Не следует также впадать в уныние, возвращаясь в памяти к уже исповеданным грехам, которые Господь нам простил. Именно об этом говорит здесь святитель Игнатий.

Источник

 

Должно ли говорить на исповеди прежде исповеданные грехи

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

На вопрос твой: исповедовать ли паки тот грех, который прежде уже исповедовала? – отвечаю: если оный еще не делала, то о том уже не нужно говорить духовнику; но чувствовать свою греховность надобно; память своих грехопадений приводит нас к смирению. После исповеди, готовясь сообщаться Святых Тайн, находишься в смущении, что будто не все грехи исповедала? Отвергай этот злой вражеский помысл верою и смирением, и надеждою на милосердие Божие успокоивай себя. А что кажется, что еще вновь много согрешаешь и потому недостойно приступаешь к Святым Тайнам, – это оттого, что ты думаешь приступить безгрешною, а враг и имеет силу наводить смущение; а когда ты приступаешь с чувством своей греховности и надеждою на неизреченное милосердие Божие, – ибо Он взял на Себя всего мира грехи, – то успокоишься. Ты думаешь, что ты как исповедалась, так и стала безгрешна? Но смущение потом и безпокоит тебя, что не полагаешься на милосердие Божие, без которого ничто наше не спасет нас (V, 369, 497–498).

Спрашиваешь о исповеди, должно ли говорить на исповеди прежде исповеданный грех, если спросит о сем духовник? Когда после исповеди не было греха того же, то не нужно повторять, а когда спросят, сказать: после исповеди не было, и если тот же духовник, то ему уже известна твоя вся исповедь (I, 245,473).

Бояться срама при исповеди – тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение (IV, 236, 525).

Что делать, если я не знаю, что говорить на Исповеди?

Вопрос священнику.

Доброго дня! Я часто исповедуюсь и причащаюсь. Стал замечать, что мне нередко сложно сказать на исповеди что-то конкретное. Есть бытовые, если так можно выразиться, грехи - делом, словом, помышлением. Может я не вижу чего-то в себе? И что тогда говорить на исповеди? Спасибо за ответ.

Отвечает иерей Василий Куценко.

Здравствуйте, Андрей. Я бы выделил в исповеди несколько важных моментов. Во-первых, исповедь не должна сводиться только к "разговору у аналоя". Главное - внутренний покаянный настрой, желание духовно измениться, не возвращаться к прежним грехам. Поэтому исповедь не должна становиться перечислением как можно большего количества грехов, каяться нужно прежде всего в том, в чем обличает совесть. Если совесть обличает в "бытовых" грехах, что ж, называйте их. 

Последует ли наказание за исповеданные грехи?

Протоиерей Валериан Кречетов

Из беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым.

- Некоторых людей смущает, что прощение, выходит, получить легко: пошел погрешил, потом покаялся, потом опять погрешил, опять покаялся -- и можно снова? Никакого наказания?

-- Это почему ж, это кто же вам такое сказал?! Грех прощен на исповеди, но что-то человек все равно терпит: классический пример -- это благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся, и Господь ему сказал: сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдет, то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему еще и перебили голени (Ин. 19, 32). Человек все равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен бы понести за свои грехи.

Источник

Для чего нужно идти на исповедь, разве Бог слышит меня только через священника?

Вопросы священнику (2 вопроса).

Спрашивает: Наталья, Казань.

Батюшка, мы с мужем обязательно по воскресеньям ходим в церковь. Сначала я обращаюсь к Иисусу Христу с просьбой о прощении мне грехов, перечисляю их, если трудно сосредоточиться, то прошу простить грехи вольные и невольные. Каждый раз думаю, для чего обязательно идти на Исповедь и покаяние в грехах, разве Бог меня не услышал? Разве Бог слышит меня только через батюшку? Это ведь не может быть так. Благодарю за понимание.

Отвечает: иерей Антоний ЕРМОШИН.

Здравствуйте, Наталья!

Конечно, Бог слышит Вас не через священника, а напрямую. И покаяние, безусловно, должно включать в себя и осмысление греха, и личную покаянную молитву Богу. Тут Вы правы. Но мы не должны забывать, что для спасения людей Господь основал Свою Церковь. Наша жизнь в Боге, наше возрастание в любви к Нему, в исполнении Его заповедей, наше обожение как процесс — в соработничестве с Богом — развития в себе Его подобия реализуются не изолированно, а в Богочеловеческом организме, каковым является Церковь — Тело Христово. И в Церкви Господом установлены спасительные средства для правильного развития нашей жизни в Боге — это Таинства, одним из которых является Таинство Покаяния (исповедь).

О познании воли Божией на Исповеди

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

С вопросом познания воли Божией и предания себя на волю Божию теснейшим образом связан вопрос послушания, которому Старец придавал чрезвычайное значение не только в личной жизни каждого монаха и христианина, но и в жизни всего «тела Церкви», всего Ее «исполнения» (плиромы).

Старец Силуан учеников, в обычном смысле этого слова, не имел и на учительскую кафедру не садился; и сам он не был учеником какого-либо определенного старца, но воспитался, подобно большинству Афонских монахов, в потоке общего предания: постоянным пребыванием в храме на богослужениях, слышанием и чтением слова Божия и творений Святых Отцов, беседами с другими подвижниками Святой Горы, строгим хранением положенных постов, послушанием игумену, духовнику и старшему по работе.

Совершенно исключительное внимание отдавал он внутреннему духовному послушанию игумену и духовнику, считая его Таинством Церкви и даром благодати. Обращаясь к духовнику, он молился, чтобы Господь через Своего служителя помиловал его, открыл ему Свою волю и путь ко спасению; и зная, что первая мысль, которая рождается в душе после молитвы, есть указание свыше, он ловил первое слово духовника, его первый намек, и дальше не вел своей беседы. В этом мудрость и тайна истинного послушания, цель которого познание и исполнение воли Божией, а не человеческой. Такое духовное послушание, без возражений и сопротивления не только выраженных, но и внутренних, невыраженных,— является вообще единственным условием для восприятия живого предания.

Можно ли исповедывать грех дважды или трижды, если его более не совершал

Вопрос священнику.

Сколько раз нужно исповедовать грех, чтобы он был прощен? Я исповедовал его дважды, а совесть все еще меня ужасно мучает. Нужно ли третий раз исповедовать его? 

Отвечает священник Димитрий Васильев.

Исповедовать один грех, который был совершен однажды, или даже совершался много лет подряд, но в котором вы раскаялись и больше его не повторяли, нужно ровно один раз. Душа грешника – как дерево с забитыми в его ствол гвоздями, и во время исповеди эти гвозди удаляются раз и навсегда (конечно, никто не мешает, нагрешив еще и еще раз, вогнать новые гвозди в старые места еще глубже, но сейчас не об этом). Тем не менее, от гвоздей остаются дырки, которые, как не затянувшиеся раны, могут болеть очень и очень продолжительное время, и эта боль весьма похожа на муки совести еще не раскаявшегося на исповеди человека. Но что будет лучше и эффективнее – приходить на исповедь по второму и третьему кругу, умоляя выдернуть уже несуществующие гвозди, или самому приложить усилия, чтобы раны от греховного железа скорее затянулись? Вспомните апостола Петра – он, после своего троекратного отречения был прощен Господом довольно скоро, месяца не прошло. Но слезы о том своем былом малодушии он проливал до самой смерти, так что они оставили глубокие борозды на его лице… Это пример нам, какою должна быть наша жизнь после исповеди. Не беззаботно должны отходить мы из-под епитрахили священника, а с мыслями о том, как проведем мы наши последующие дни, чтобы изгладить из мира следы наших беззаконий. Воровал – раздавай, были аборты – возьми на воспитание ребенка из приюта, пьянствовал – постись, и так далее, чтобы не было наше покаяние бесплодным, чтобы совесть не кричала о том, что что-то слишком уж легко досталось нам прощение. А исповедоваться в грехе, который уже был исповедован и больше не повторялся – это просто неуважение к Таинству Исповеди.

Источник

Я не могу вынести епитимию. Что делать?

Вопрос священнику.

Спрашивает: Наталья

Добрый день! Батюшка наложил 500 земных поклонов с Иисусовой молитвой на 2 месяца. Я сказала сразу, что не смогу выполнять, т.к. для меня это тяжело. Грехи мои - блуд с бывшим мужем и гадание онлайн, к которому я отношусь как к развлечению, не воспринимая всерьез. Насколько серьезные мои грехи и справедлива наложенная епитимия? Могу я ее снять у другого священника, т.к. больше в данный храм я не пойду и у этого священника исповедоваться не буду?

Отвечает: иерей Александр Ермолин

Добрый день, уважаемая Наталья!

В первую очередь необходимо разобраться что такое епитимья. Епитимья — это средство к исправлению человека. По своему содержанию она может быть самой разной: поклоны, молитвы или же щедрое раздаяние милостыни и т.д. Все это зависит от конкретного человека и тяжести совершенного им греха.  

Преподобный Амвросий Оптинский об исповеди

Из писем преподобного оптинского старца Амвросия.

Преподобный Амвросий Оптинский

Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других, какая польза и от полных объяснений?.

***

<Из воспоминаний духовной дочери>: на мое признание — «во всем грешна», <старец> спросил: «А лошадей крала?» Я ответила: «Нет». — «Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец, улыбнувшись. На мои слова, что совсем не умею исповедоваться, батюшка заметил: «От исповеди выходишь, как святая».

***

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению и осторожности и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

***

Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять».

Как исповедывать блудные грехи

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Как правильно каяться в грехах блуда? Нужно ли подробно описывать каждую деталь? Рассказывать про все помыслы, просмотры непристойностей? Я пытаюсь бороться с помыслами, но не всегда получается. Что мне делать? Антон

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Антон! Подробности описания фантазий и грехов не нужны ни в коем случае. На исповеди нужно обязательно назвать грех ясно, но без подробностей. После исповеди - никогда не вспоминать деталей и обстоятельств совершения плотских грехов, избегать всего, что может вызвать эти воспоминания и помыслы. Это святоотеческое правило, которому нужно следовать.

Источник

Гордость духовного чада может привести к конфликту с духовником

"Пастырское богословие. Учебник для бакалавриата теологии". Под общей редакцией митр. Илариона (Алфеева).

Нередко бывает также, что, если духовник пытается все же наложить на кающегося какие-то ограничения, непреодоленная гордость последнего при­водит в этом случае к конфликту с духовником. Духовник, который в тече­ние многих лет исповедовал, крестил детей, молился за семью, вдруг, сказав что-то не совсем приятное, оказывается «плохим», и обиженное «чадо» в полной уверенности, что духовник изменился и перестал его «понимать», переходит к другому священнику. Такие случаи, к сожалению, неизбежные и достаточно частые, научают священника, что настоящих духовных чад очень немного, а часть претендующих на это звание на самом деле таковыми не являются. Настоящее духовное чадо познается по стремлению к духовному совершенствованию и по отношению к духовному отцу: такой человек слуша­ется, смиряется, не обижается, доверяет и любит своего духовного отца ис­кренне и сильно, так что не сможет и не захочет просто уйти от него к другому пастырю.

Опыт построения исповеди

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). "Опыт построения исповеди".

Скачать djvu pdf

Старец Иоанн (Крестьянкин)

К читателю

Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.

Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.

Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию.

"Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!" Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв.

Грех ли каяться на Исповеди в грехах, которых не совершал?

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Уважаемый Владыка, скажите, считается ли грехом, если на исповеди каешься в грехах, которые не совершал? Дело в том, что готовясь к генеральной исповеди, взяла «Мытарства блаженной Феодоры» и переписала оттуда почти все грехи (на всякий случай, надеясь таким образом очиститься ото всех возможных грехов), кроме таких понятных и явных, забыть которые невозможно. Рассказала о своей исповеди одной верующей женщине, она мне ответила, что это грех, когда каешься в несовершенных грехах, ведь ты на исповеди обманываешь священника! Я очень расстроилась потому, что на каждой исповеди каюсь в грехах, которые могла бы совершить, но не знаю, совершала или нет (например, пустословие или упоминание имени Божия всуе, там такая тонкая грань). Я стараюсь жить так, чтобы не бояться внезапной смерти. И что же мне теперь делать? С уважением, Тамара.

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Тамара! Называть «на всякий случай» все грехи, которые существуют на свете или перечислены в той или иной книжке, ни в коем случае нельзя. Дело даже не в том, что это само по себе грех, — но это нерассудительное отношение к таинству исповеди, непонимание его сути.  Исповедь — это покаяние человека в грехах, которые он совершил, в греховных помыслах, пожеланиях, которые его посещают. Сверх этого  ничего выдумывать не надо, и тем более брать на себя несовершенные грехи.

Источник

Об исповеди епископ Пантелеимон (видео)

Как подготовиться к исповеди?

О подготовке к исповеди, о том в каких "грехах" не нужно каяться и о том как узнать не причастился ли ты в осуждение рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН

Как правильно подготовиться к исповеди?

Как постараться сделать так, чтобы каждая исповедь приближала нас к Царству Небесному? Начался Рождественский пост, и Рождественским постом как раз очень важно подготовиться к исповеди особенно серьезно, особенно глубоко постараться проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу должное покаяние. Мы с вами должны понимать слова святых отцов, которые говорят, что каждый грех требует или соразмерного покаяния, или за каждым грехом последует соразмерная мука. Если мы не хотим этой муки -- мы должны принести соразмерное греху покаяние. Если мы совершили грех тяжелый, значит нужно каяться особенно, особенно плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-то действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, то нужно покаяться и стараться больше его не делать, но, всё равно, каяться, конечно, нужно и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом без покаяния. Грехи прощаются так до семилетнего возраста, а начиная с семи лет человек всё-таки должен осознавать свои грехи и каяться в них. 

Нужно ли каяться в грехах, совершенных до Крещения?

Вопросы священнику (3 вопроса).

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Нужно ли на исповеди каяться в грехах, совершенных до принятия Крещения? Воспоминания о них очень меня мучают. Наталия

Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Наталия! В древности Крещению взрослых людей обязательно предшествовала исповедь, и сегодня Церковь пытается восстановить эту практику. Мы верим в то, что Крещение омывает грехи человека, прежде им совершенные. Но это не значит, что у человека исчезает память о них, «автоматически» изглаживаются последствия греховной жизни. Более того — многие тяжкие, даже противоестественные грехи получили такое распространение в современном мире, что человек не осознает их как грех и после Крещения возвращается к прежнему образу жизни. Все это не может не влиять на него. Поэтому исповедь непосредственно перед Крещением нужна обязательно.

Почему исповеданный тяжкий грех все равно постоянно вспоминается?

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Мною был совершен тяжкий грех, я принесла покаяние в Таинстве исповеди. Но покоя в душе нет, все равно всегда об этом вспоминаю. Может, так и должно быть, каяться и помнить надо всю жизнь?

Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Однажды оптинскому старцу Амвросию задали подобный вопрос. В ответ он показал свой палец, на котором был шрам, и сказал: «Посмотри, я порезал палец несколько месяцев назад. Все зажило, но шрам остался. Так и в душе человека: грех, сделанный однажды, даже если он заглажен покаянием, даже если человек к нему не возвращался, все равно след в душе оставляет и какое-то время будет болеть». Тяжесть на душе — последствие греха, это, если угодно, епитимия, которую Сам Господь накладывает на человека. Но не надо от этого ни в коем случае впадать в отчаяние, в уныние, а нужно просто чаще, когда приходит воспоминание о грехе, как-то стараться смириться. Видимо, Господь дает это для смирения.

Источник

Преподобный Лев Оптинский об исповеди

Из писем преподобного оптинского старца Льва.

Преподобный Лев Оптинский

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем, лучше с нечистотами телесными, нежели с гордостию браться, и хотя падем на сражении, однако от места сражения не отходи: тогда гораздо более во враче имеем нужды.

Страх Божий понуждает исповедывать грехи

Вас более всего беспокоит и вы упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что вы всякой грех должны исповедовать мне больше удерживает вас, нежели страх прогневить Господа. Сии помыслы ведут вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божьего вы каетесь в грехах пред Богом, имея свидетелем служителя Его, коему вверили ключи решить и вязать. Св. Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет: «Дума о исповеди грехов своих размышляющая удерживается оною, яко уздою от беззакония, ибо мы не исповедуем наших преступлений и впредь как бы во мраке бесстыдно повторяем являемые язвы, но растравятся на горшее, но уврачуются сие мнение противно вашему». Посему, очищаете себя от страстей и грехов, ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести, не думая, что само собою, но молитвами другого сие получили, - высоким же путем шедшие многие пали велиим падением. Рассудите, страха ли ради моего вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели вы что от меня и скроете, взыскивать с вас и обличать не буду, и нечего вам меня бояться. Из сего видите, что страх Божий понуждает вас исповедывать грехи, а, следовательно, и удерживаться от них, а не мой. Вы видите себя склонными к высокоумию, - сколько можно, старайтесь отвергать самонадеянность, и отринув беспокоящий вас сей помысел совершенно, будьте мирны и спокойны.

Как подготовиться к первой исповеди?

Священник Андрей Дудченко.

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Покаяние – безжалостное отождествление себя с первым человекоубийцей Каином

Вопрос священнику.

Обязательно ли исповедоваться священнику? В чем смысл исповеди?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.

Следствие любого греха (а совершенно безгрешного человека нет ни одного) состоит в отдалении согрешившего от Бога. Отдаляясь от Творца, Который является Источником Жизни и Истины, Самой Жизнью и Самой Истиной, человек теряет физическое и духовное здоровье, утрачивает правильное представление о добре и зле, лишается нравственной свободы. Медицина знает, что многие физические недуги становятся заметны только тогда, когда болезнь заходит слишком далеко и ее становится трудно излечить. То же самое можно сказать и о духовных немощах. Человеческая слабость незаметно превращается в привычку, а привычка становится страстью, которая порабощает человека. Апостол Павел описывает это состояние словами, с которыми невозможно не согласиться: «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19-20).

Преподобный Макарий Оптинский об исповеди

Из писем преподобного оптинского старца Макария.

Преподобный Макарий Оптинский

Вы пишете, что, приступая к исповеди, приходите в страх, даже до лихорадочного состояния, и почти не помните себя, и не можете привести свои мысли в порядок и как должно говорить. Из сего замечаю, что вы бываете в это время в смущении; а в смущении невозможно иметь чувства покаяния и болезнования о грехах своих, и это происходит от зависти вражией и от тщеславия... Приступая к Таинству Исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом — как Богу, прогневанному грешником. В смирении, чрез сознание своей греховности. С надеждою — ибо приступаем к чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на кресте и омыл пречистою Своею кровию... Такое приуготовление отвратит тот вредный страх, о коем вы пишете. Оный происходит также и от ложного стыда, а вместе от гордости и от тщеславия, при обличении тайных сердца своего пред служителем Таинства. Ничто подобное не смутит приходящего со смирением... В случае смущения и забвения грехов своих можно, идя к Таинству, записать оные для памяти, и при забвении, с позволения духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцов.

***

...Я не имею права разрешать <от грехов> письменно, заочно и в другой епархии; на это есть правила церковные. Какое тебе до того дело, что духовник ваш, не понимая духовной жизни, бранит вас; ты приходишь с покаянием к самому Господу, и оно должно быть смиренное; то в таком устроении и укоризну должно принять: видно, Господь попускает. Где же взять по нраву нашему духовников? Но каковы бы они ни были, а им вверены ключи вязать и решать и прочих таинств быть служителями.

Постоянно сомнения, все ли я исповедал перед причастием

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Меня постоянно мучают сомнения: все ли я исповедовал на исповеди перед причастием. Проблема в том, что я по своей натуре торопыга, рассеян и ужасно забывчив. Я пытаюсь записывать исповедь, и читать с бумажки. Но и после этого остаются сомнения. Если я действительно что-то забуду, насколько это может привести к тому, что причастие будет в суд и осуждение? Что мне делать со своими страхами, если они совершенно необоснованны?

 Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Можно ли исповедоваться, если не от всех грехов я могу полностью отказаться?

Вопрос священнику.

Протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте! Вопрос насчет исповеди. Мне 31 год. Я не замужем (вряд ли когда-нибудь буду). У меня есть не исповеданные содомские грехи с детства. Хочу их исповедать. Но помимо них у меня есть грехи блудные, от которых я не могу, не хочу, совершенно не в состоянии отказаться. Не буду называть все, но для примера: чтение любовных романов, смотрю сериалы про любовь, которые вызывают блудные мысли, слушаю подобные песни, смотрю клипы и т. п. Я в курсе, что и то, и то смертный грех, и что если с этими грехами умереть, то я попаду в ад, и никто меня оттуда не вымолит (как я читала про смертные грехи у Игнатия Брянчанинова). Вопрос: могу ли я исповедать давно оставленные содомские грехи, если при этом я не имею даже намерения бороться со своими блудными нынешними грехами? То есть я могу, конечно, блудные грехи на исповеди назвать, но никакого намерения бороться с ними не имею, потому что и дня не могу прожить без смотрения тех сериалов, клипов, чтения блудных романов, блудных мыслей и т. п. Я думаю, что в таком случае на исповедь мне вообще нельзя. Ведь нельзя исповедовать грехи частями, нужно называть все и иметь твердое намерение отказаться от них или хотя бы бороться со всеми ними. Как правильно?

Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.

Думаю, Дашенька, Вам нужно прийти на исповедь и вот то, что Вы здесь написали, честно рассказать священнику. Я исповедую в субботу в полшестого, придите. Мы с Вами побеседуем, и, может быть, что-то у нас получится, какое-то движение будет к Богу. С чего-то надо начинать.

Вопросы об исповеди

Архимандрит Алексий (Поликарпов). "Исповедь". Ответы на вопросы прихожан.

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Что такое покаяние?

Покаяние - это осознание своей вины пред Богом. Покаяние подразумевает раскаяние в своих грехах. Если говорить о грехе, то грех есть нарушение Закона. Закон дан нам в Евангелии. Если мы нарушаем евангельские заповеди, то тем самым мы переступаем эту черту. Мы нарушаем Закон Божий, и через это совершается грех.

Грех, совершенный делом, имеет разные степени. Это плод, но плод чего? Как говорят святые отцы, прежде всего является греховная мысль - прилог. Если мы ее рассматриваем, принимаем - это уже сочетание. Если мы следуем за ней - это пленение. И вот после этого пленения уже совершается дело, которое является грехом.

Можно разделить грехи на три вида: грех, совершенный мыслью, словом или делом. Если говорить о мыслях, то, действительно, у нас очень много всяких мыслей греховных. Встает вопрос: как же нам от них избавиться, ведь это очень и очень трудно? Но мысли приходят и уходят, а наше дело - не соглашаться с ними. Если мы противоборствуем им, то это уже борьба, это покаяние, которое совершается на деле, в жизни. Тогда с грехами бороться становится легче, поскольку мы не соглашаемся с ними.

Что такое исповедание помыслов

Архимандрит Рафаил. "На пути из времени в вечность". Изречения отцов.

Монах спросил у старца Серафима: «Что такое исповедание помыслов и чем оно отличается от покаяния?». Старец ответил: «Покаяние — это исповедание своих грехов, а откровение старцу помыслов — основа монашеского послушания. Здесь надо открывать свою душу, рассказать не только о худом, но и о том, что кажется тебе добрым. Особенно будь осторожен, если какой-то голос шепчет тебе: “Умолчи, не говори об этом старцу”. Часто под видом добра скрывается диавольский обман, и демон боится, что ты будешь предупрежден старцем об опасности. Диавол похож на птицелова, который разбрасывает зерна под сетью, чтобы потом поймать птицу. Не обманывай себя тем, что ты скрыл самое малое, в духовной жизни нет маловажного».

Какие помыслы надо исповедовать

Преподобные Варсануфий и Иоанн. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

Вопрос 90, того же к тому же. Должно ли вопрошать Старцев о всех помыслах, которые рождаются в сердце? Когда кто молится или поет Псалмы [38]: должно ли ему произносить (слова) вслух? Также о памятовании всего, что кто-либо сделал, или слышал, или говорил; и следует ли упражняться в трудах наравне с Отцами?

Ответ. Брат! Не о всех возникающих помыслах должно вопрошать (Старцев), ибо иные мимолетны; но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его. Дело сие сходно с тем, когда человек, хотя многие досаждают ему, пренебрегает неприятностями и не заботится о них; если же кто (хотя и один) востанет и будет нападать на него, тогда он доносит на него правителю. О молитве же и псалпомении (скажу), что надобно петь не только умом, но и устами; ибо Пророк Давид говорит: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс.50:17). И Апостол также, показывая, что требуется участие уст, сказал: сердце и плод устен (Евр.13:15), и проч. А воспоминаний о том, что ты видел, слышал или сделал, ничто не уничтожает кроме молитвы, соединенной со смирением, трудами и слезами и с отсечением своей воли. - Отцы, в оной подвизавшиеся, не иначе достигли, как с трудом, слезами и отсечением своей воли. А упражняться в трудах наравне с Отцами - значит считать себя за нечто и равняться с ними. Вопрошать же (Отцев) и верить ответам (их) есть смирение и успех о Господе. Помолись о мне, брат.

Если исповедовать случайные помыслы, они только будут больше смущать

Письма преподобного Илариона Оптинского. Из письма 47.

Спрашиваешь, какие исповедовать надо помыслы. - Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более смущать.

Откровение помыслов и взаимная исповедь

Н.Е. Пестов. "О покаянии".

Н.Е. Пестов

Глава 6. Откровение помыслов и взаимная исповедь.

Признавайтесь друг перед другом в проступках.

Иак. 5, 16

Чтобы помочь кающимся в осознании своих грехов, в некоторых духовно благоустроенных обителях введено ежедневное откровение помыслов своим духовным отцам и старцам. Этим путем иноки приучаются к ежедневному просмотру своих грехов и духовного состояния.

Значение и сущность подобного открытия помыслов так характеризуется еп. Игнатием (Брянчаниновым): «Братия ежедневно исповедовали старцу согрешения свои и самые мелочные, даже помыслы и ощущения греховные и предлагали ему на рассмотрение свои недоумения. Это делание исполнено необыкновенной душевной пользы: ни одни подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силою, как этот. Страсти отступают от того, кто без пощады исповедует их».

В тех случаях, когда нет возможности открыть помыслы духовнику, откровение помыслов может быть и единомышленному и близкому по духу духовному брату.

Взаимное назидание было рекомендовано христианам еще апостолом Павлом, который пишет фессалоникийцам: «Увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5, 11). А апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5, 16).

Взаимное исповедание помыслов помогает преодолеть встречающиеся искушения, вскрыть духовные ошибки, распознать незамеченные грехи и слабости. Вместе с тем оно ведет и к очищению души.

И хотя здесь еще и не будет того снятия греха, которое бывает на исповеди у священника, однако на Страшном Суде у нас будет свидетель того, что мы исповедали свой грех и еще на земле посрамились и постыдились за него, а это не может не послужить для его облегчения.

Преподобный Макарий Оптинский об откровении помыслов

Из писем преподобного старца Макария Оптинского. Откровение помыслов.

Преподобный Макарий Оптинский

Откровение устроено от святых отцев, чтобы не могли укрыться от неопытных вражии козни...

А что есть польза неотъемлемая чрез откровение помыслов, то сама на себе искусила; о чем и святые отцы нас научают, дабы не таити помыслов, но являти их: являемое свет, а неявляемое тьма (Еф. 5, 13). Само бо то, еже являти и открывати злые помыслы отцем, увядает оные и немощнейшие творит.

О таинстве исповеди и откровении помыслов

По уставам иноческого предания, при пострижении от Евангелия предают старицам, а не духовным отцам, которым должны новоначальные открывать свою совесть для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражиим; но это не есть исповедь, а откровение, исполняя в сем случае апостольское предание: исповедайте друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 16). Таинство же исповеди совершенно другое и не имеет к откровению никакого отношения; обязанности духовника совершенно другие, нежели отношение к старицам.

Об исповедании помыслов

И.М. Концевич. "Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси". Откровение помыслов.

И.М. Концевич (1893-1965)

Откровение помыслов, по словам еп. Игнатия Брянчанинова, "по всей вероятности установлено самими Апостолами" (Иак. 5:16) и было "всеобщим в прежнем монашестве, что видно со всей ясностью из творений преп.: Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, Варсонофия Великого, аввы Дорофея, словом, из всех писаний отеческих о монашестве. Но для осуществления откровения помыслов опять-таки необходим преуспевший в духовной жизни, воспитанный по этому правилу инок. Преп. Кассиан Римлянин говорит: "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих", ибо "далеко не всякий может понести помыслы" (Варс. и Иоан.). Ефрем Сирин предупреждает: "Если еще не сильно распален ты Духом Святым, то не желай выслушивать чужие помыслы. Выслушивающий исповедь, должен ярко гореть огнем благодати, чтобы этот огонь попалял в его душе скверну чужих помыслов и страстей, чтобы при руководстве благодать и исповедь не разрывала, а сильнее закрепляла цепь нравственных отношений между ним и кающимся. Старец, призванный к совершению исповеди, "судит по Духу Божию, Который на нем". "Отче, поведай, что внушит тебе благодать Всесвятого Духа и уврачуй мою душу" (Палест. Патер.), с такими словами обращается к подвижнику инок, принесший ему исповедь. Благодать Св. Духа и была именно той силой, которая сообщала внутреннее полномочие старцу на принятие им исповеди помыслов и врачевания их.

Старец Кирилл (Павлов) об откровении помыслов в наше время

Архимандрит Кирилл (Павлов). Ответы на вопросы о духовном руководстве.

—   Очень желаю научиться настоящему покаянию. Пожалуйста, расскажите, как строить свою исповедь? Как запоминать, записывать, обобщать потом грехи на исповеди? Если человек постоянно внимательно следит за собой, то потом как ему на исповеди себя вести? Если каждый день записывать грехи, то на исповеди что с ними делать: все читать, обобщать или как? Как правильно исповедываться?

— Раньше в обителях духовная жизнь была поставлена высоко, там практиковалось открытие помыслов. Послушники имели обычай: в конце дня приходили к старцу и свои помыслы открывали. Это, конечно, давало возможность следить, бодрствовать над своими помыслами и исправлять их. А старец, если были какие-то отклонения, давал направление, и, таким образом, человек шел правильным путем в своей духовной жизни.

В настоящее время у нас ввести такой обычай, наверное, нет возможности, ввиду того, что если взять монастыри, там прежде всего некому открывать помыслы, нет духовников. И сестры почти что все бывают очень заняты работой по восстановлению новых обителей. Не хватает времени, и, конечно, ни одна игуменья не даст благословения на введение такого обычая. Поэтому, если кто печется о спасении своей души, следует записывать свои грехи на бумаге — это дело похвальное, и оно уже имеет примеры и в древних монастырях. Поэтому записывать грехи можно и нужно. А на исповеди уже старайтесь как-то с духовником так договориться, чтобы он давал вам побольше времени, выслушивал вас, чтобы вы могли все эти свои грехи ему открыть и исповедать. Таким путем можно. И, конечно, вот так бодрствовать и трезвиться над своими помыслами — это вменяется каждому, это заповедано святыми отцами: каждый из нас должен трезвиться постоянно и проверять свои помыслы. И какие греховные мысли и страсти борют иногда — надо обязательно это на исповеди открывать духовнику.

Источник

Опасно открывать помыслы или дела перед не имеющим рассудительности

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

Глава X. О рассуждении.

161. Старец рассказывал: некогда один брат, впадший в тяжкие грехи, пришел в умиленное раскаяние и решил открыться одному старцу, однако не поведал ему самого дела, но так: если придут кому-то такие помыслы, есть ли ему спасение? Тот, будучи неопытен в различении помыслов, ответил ему: погубил ты душу свою. Услышав сие, брат сказал: если погубил я душу свою, пойду тогда хоть в мир. Когда он шел, появилась у него мысль открыть помыслы свои авве Силуану, ибо авва был весьма рассудителен. Придя к нему, брат и ему не сказал самого дела, но опять таким же образом, как и тому старцу. Авва Силуан, отверзши уста свои, начал говорить ему от писаний, что нет никакого осуждения тем, кои имеют помыслы только. Ободрившись услышанным, в благонадежии, брат открыл ему и самое дело. Старец опять, как добрый врач, обложил душу его пластырем божественных Писаний, уверив, что есть покаяние в разуме обращающимся к Богу. После авва мой пошел к тому отцу и рассказал ему о сем, прибавив: тот отчаявшийся и хотящий уйти в мир, ныне как звезда сияет посреди братий. Это поведал я в подтверждение того, как опасно открывать помыслы или дела не имеющим рассудительности.

Практика откровения помыслов в монастыре

Архимандрит Мефодий, игумен монастыря Хиландар, Святая Гора Афон. "Практика откровения помыслов в монастыре: общие принципы".

Доклад, прочитанный на международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство». Екатеринбург, 27-29 мая 2016 года.

Архимандрит Мефодий

Практика откровения помыслов в древнем монашестве

О необходимости того, чтобы монашествующие открывали свои помыслы настоятелям монастырей или кому-то другому, кому вверена эта обязанность, писал ещё святой Василий Великий в своей книге «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах». В ответе на 26 вопрос «О том, что надобно всё, даже и тайны сердечные открывать настоятелю», он пишет: «Каждый из подчинённых, если хочет оказать значительный успех и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать пред теми из братий, кому поручено прилагать милосердое и сострадательное попечение о немощных. Ибо таким образом похвальное будет утверждено, а неодобрительное не останется без надлежащего врачевания, а при таком взаимном упражнении, через постепенные приращения, достигнуто будет совершенство».[1] Святитель заповедует нам «ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности», а это лучше всего осуществляется через откровение помыслов. Тот же, кому мы открываем свои помыслы и кто духовно руководит нами, должен рассудить, что из этого «похвальное», то есть хорошее, – и затем утвердить нас в этом. В то время как «неодобрительное», то есть то, что появилось вследствие страстей, не должно остаться без духовного врачевания. Святой Василий объясняет нам, для чего это нужно: таким образом «через постепенные приращения, достигнуто будет совершенство». Совершенство – это то, ради чего мы оставляем мир и принимаем на себя подвиг монашеской жизни.