Вопросы священнику (2 вопроса).
Спрашивает: Наталья, Казань.
Батюшка, мы с мужем обязательно по воскресеньям ходим в церковь. Сначала я обращаюсь к Иисусу Христу с просьбой о прощении мне грехов, перечисляю их, если трудно сосредоточиться, то прошу простить грехи вольные и невольные. Каждый раз думаю, для чего обязательно идти на Исповедь и покаяние в грехах, разве Бог меня не услышал? Разве Бог слышит меня только через батюшку? Это ведь не может быть так. Благодарю за понимание.
Отвечает: иерей Антоний ЕРМОШИН.
Здравствуйте, Наталья!
Конечно, Бог слышит Вас не через священника, а напрямую. И покаяние, безусловно, должно включать в себя и осмысление греха, и личную покаянную молитву Богу. Тут Вы правы. Но мы не должны забывать, что для спасения людей Господь основал Свою Церковь. Наша жизнь в Боге, наше возрастание в любви к Нему, в исполнении Его заповедей, наше обожение как процесс — в соработничестве с Богом — развития в себе Его подобия реализуются не изолированно, а в Богочеловеческом организме, каковым является Церковь — Тело Христово. И в Церкви Господом установлены спасительные средства для правильного развития нашей жизни в Боге — это Таинства, одним из которых является Таинство Покаяния (исповедь).
«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т.е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом», — говорит Православный катехизис.
Именно Церкви Господь вверил дар прощения и разрешения от грехов, сказав апостолам: «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе» (Мф.18, 18). Эту власть Он дал апостолам по Своем Воскресении: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 21–23). Помня об этом даре, сообщенном Господом апостолам, а ими — их преемникам: епископам и пресвитерам (священникам), не будем также забывать, что наши грехи не только отлучают нас от благодати Божией, но и отделяют от Церкви как сообщества святых. И восстановление этого единства осуществляется именно через покаяние перед Богом и Его Церковью (не случайно в молитвах Таинства Исповеди священник произносит: «…примири и соедини его [кающегося] Святой Твоей Церкви»).
В древности это покаяние перед Церковью было публичным: согрешивший христианин перед всем собранием братьев и сестер исповедовал свой грех, чтоб получить прощение и быть восстановленным в общении с Церковью. Со временем эта практика оказалась соблазнительной для христиан (как кающихся, так и слышащих о грехах собрата), поэтому Церковь перешла к практике тайной исповеди — не перед всем церковным собранием, а только перед его предстоятелем, каковым является епископ (как преемник апостолов) или уполномоченный им пресвитер (священник). Вот почему исповедь перед Богом в присутствии священника важна и необходима для всякого православного христианина.
Спрашивает: Анна
Простит ли Бог грехи, если покаяться не исповедовавшись?
Отвечает священник
Давайте разберёмся в понятиях покаяние и исповедь.
Господь Иисус Христос, начал свое общественное служение с призыва: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.6:17). Слово покаяние (греч. метанойя) переводится как «перемена ума», «изменение» и означает осознание человеком своего греха, последующее исправление образа жизни. Истинное покаяние означает перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение к жизни. Без покаяния невозможно спасение, – говорит Святейший Патриарх Кирилл.
Что же касается исповеди, то это установленное Господом Иисусом Христом Таинство. Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23), «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). В этом благословении, Богом дана власть апостолам разрешать и отпускать грехи. Без исповеди невозможно представить покаяние. Это одно целое.
В таинстве исповеди невидимым образом происходит отдаяние грехов человеку через священника, который перед Богом выступает как свидетель покаяния. Чин исповеди включает в себя несколько молитв-прошениий, в одной из них священник произносит: «Примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Грех разделяет человека с Его Создателем, человек отпадает от Церкви, которая есть живое тело Христа и которой Он является главой. Господь в Евангелии четко сказал: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец (св. Киприан Карфагенский).
Святые Отцы считают, что люди от гордости не желают исповедоваться и сознаваться в своих грехах. Вот, Богу-то я скажу, у Него попрошу прощения, а у этого Ивана, да ну что Вы, он сам еще тот дурак. Приучение к исповеди ломает гордыню, помогает серьезнее относиться к своим проделкам, а также учит человека не пугаться перед ближним сознаться в собственной неправоте и просить прощения. Ибо «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». (Иак. 5:16).
Когда человек просто «раскаивается» о своих проступках Богу, то у него возникает привычка поверхностного отношения к грехам: «прости Боже» и пошел дальше. Человек не замечает, как духовно деградирует.
Большинство вопросов об исповеди сводятся к одной сути: гордыня, нежелание в себе что-то менять. И если даже согласиться с “верой в душе” и с “покаянием небесам”, то зачем креститься? А если Церковь – дом Божий, которую «Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28), то к чему сомневаться в таинствах? Получается самообман. Мы хотим всё упростить, даже духовное подстроить под себя, вместо того, чтобы честно сказать словами апостола: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Рим.7:19, 24).