Постоянно сомнения, все ли я исповедал перед причастием

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Меня постоянно мучают сомнения: все ли я исповедовал на исповеди перед причастием. Проблема в том, что я по своей натуре торопыга, рассеян и ужасно забывчив. Я пытаюсь записывать исповедь, и читать с бумажки. Но и после этого остаются сомнения. Если я действительно что-то забуду, насколько это может привести к тому, что причастие будет в суд и осуждение? Что мне делать со своими страхами, если они совершенно необоснованны?

 Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Такое часто бывает у людей, достаточно вдумчивых, которые очень тщательно относятся к своему внутреннему миру, ко всему, что их окружает, и стараются не упустить ни одного мельчайшего факта, подробности. Это не часто встречающаяся черта характера, на первый взгляд, в ней нет ничего плохого. Но если ей «дать волю» в себе, то в человеке могут произойти неприятные психологические изменения, или даже повреждение психики. Нельзя ни в коем случае поддаваться страхам, о которых Вы говорите. Нельзя пытаться выстроить с Богом отношения «по механическому принципу»: вот, я сделал что-то, или все сказал, ничего не забыл ? и в ответ получил от Бога нечто соразмерное своим стараниям. А вот тут я что-то забыл, какую-то запятую не поставил, и все — не работает уже. Кнопку нажал, а результата нет... Это неправильно.

В таком отношении есть недоверие Богу. Человеку невозможно обезопасить себя от всех падений, недостатков и мысленных прилогов. В древнем патерике есть хороший рассказ, который может помочь ответить на Ваш вопрос.

К некоему великому старцу пришел ученик и сказал: «Отче, я все время падаю в мыслях». Тот говорит: «Борись с ними». Он приходит опять и говорит: «Отче, я все время подвергаюсь нашествию помыслов. Что мне с ними делать?». Старец отвечает: «Пойди на дорогу, распростри полы своей одежды, и поймай ветер». — «Отче, а как это можно сделать? Это невозможно» —«Вот так же невозможно и запретить помыслам приходить к тебе. Их дело — приходить, а наше дело — отвергать и не поступать так, как они нам внушают».

Так и здесь: нельзя думать, что человеку возможно полностью уследить за собой. Все то, что сейчас мучает совесть, что тяготит сердце, о чем сегодня болит душа,— об этом надо говорить на исповеди. Недаром мы во многих наших молитвах просим Бога: «Отпусти нам вольные и невольные грехи». Те есть те, которые мы знаем и те, о которых не знаем. Потому существует и такое таинство, как соборование, в котором человеку прощаются неисповеданные по забвению грехи. Поэтому не поддавайтесь страхам.

Источник

Связанные материалы