Вопрос священнику.
Обязательно ли исповедоваться священнику? В чем смысл исповеди?
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.
Следствие любого греха (а совершенно безгрешного человека нет ни одного) состоит в отдалении согрешившего от Бога. Отдаляясь от Творца, Который является Источником Жизни и Истины, Самой Жизнью и Самой Истиной, человек теряет физическое и духовное здоровье, утрачивает правильное представление о добре и зле, лишается нравственной свободы. Медицина знает, что многие физические недуги становятся заметны только тогда, когда болезнь заходит слишком далеко и ее становится трудно излечить. То же самое можно сказать и о духовных немощах. Человеческая слабость незаметно превращается в привычку, а привычка становится страстью, которая порабощает человека. Апостол Павел описывает это состояние словами, с которыми невозможно не согласиться: «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19-20).
Бог, бесконечно любящий каждого человека, хочет помочь любимому Своему творению избежать такого мучительного состояния несвободы, которое, нарастая, ведет к деградации личности. Предупреждая грех, Бог устанавливает заповеди, являющиеся нравственными вехами на жизненном пути человека. Заповедь – индикатор греха; она показывает, где, в каком месте человека подстерегает опасность. Но если грех уже совершен, заповедь, какой бы хорошей она ни была, не может сделать его не бывшим, не может вернуть человека в первоначальное состояние совершенства и чистоты.
Расстояние, на которое каждый грех отбрасывает человека от Бога, нарастает и незаметно становится таким большим, что его невозможно преодолеть только человеческими силами. Но и в этом случае Бог, Который не хочет смерти грешника, приходит ему на помощь в таинстве покаяния.
Бог, однажды ставший Человеком, никогда не покидает нас на земле. И после Вознесения Господа Иисуса Христа Бог остается на земле в Ипостаси Святого Духа; областью Его пребывания является Церковь. Действие Святого Духа в Церкви осуществляется в Таинствах, одно из которых - покаяние или исповедь. Смысл таинства покаяния состоит в прощении грехов, открытых на исповеди. Грех исчезает. Господь не попрекнет им человека даже на последнем Страшном суде. Прощеный грешник воссоединяется с Богом, восстанавливая утраченную чистоту, обретая нравственные силы для праведной жизни.
Как и всякое таинство, покаяние является единством двух сил: силы спасающей Божественной благодати и силы человеческой воли. Таинство осуществляется, когда в наличии есть обе его составляющие. Поэтому покаяние не сводится к простому перечислению совершенных грехов, исповедь не заключается в одной разрешительной молитве священника. Для покаяния требуется глубокий самоанализ, невозможный без молитвы. Необходимо внимательно всматриваться в себя, определять истинные побуждения и действительные, а не мнимые, причины своих поступков. Необходимо отбросить всякое самооправдание, всякую жалость к себе, необходимо возненавидеть свой грех так же, как ненавидит свой физический недуг исстрадавшийся больной.
Сущность покаяния лучше всего выражается в самом наименовании этого Таинства. По-русски, покаяние – безжалостное отождествление себя с первым человекоубийцей Каином. По-гречески, метанойя – стремление к самому радикальному изменению своего духовного состояния.
В Православной Церкви нет никаких двусмысленностей и неопределенностей. Православное богословие, например, такая же точная, основанная на логике наука, как математика. Залогом необходимой точности во всех сферах церковной жизни является таинство священства, установленное Господом Иисусом Христом еще в Его земной жизни. Устанавливается это таинство священства, в первую очередь, как право «вязать и решить», то есть определять и удостоверять, действительно ли совершилось покаяние, или пришедший к исповеди грешник все еще не видит и не ненавидит своих грехов.
Господь наделяет этим правом Своих учеников-апостолов. Через апостольскую преемственность, тщательно соблюдаемую Церковью, это право становится достоянием епископата – высшей ступени церковной иерархии. Епископы передают это право рукополагаемым ими священникам.
Кающийся грешник должен быть уверен, что таинство совершилось, что его грех прощен, что он обрел желанную свободу от него. Свидетелем этого становится священник, который судит не на основании личного, может быть, скудного духовного опыта, а на основании своего священного сана, который является залогом действия Божественной благодати.