Нужна ли исповедь перед крещением взрослого человека? (мнения священников)

Вопрос священнику.

Приходилось слышать и читать, что перед таинством Крещения взрослому человеку желательно исповедаться в совершенных грехах (хотя в таинстве Крещения крестящемуся и прощаются содеянные им грехи). Не совсем ясен механизм: ведь Таинство Покаяния, как и любое другое таинство не может совершаться над некрещеным человеком. Или священник просто должен выслушать, но не читать разрешительную молитву?

Иерей Олег Литкевич, Иркутск. 

Ответы священнослужителей.

Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, Москва.

Протоиерей Владимир Воробьев

Естественно, Таинство Покаяния не может совершаться над некрещёным человеком. Таинства совершаются только над членами Церкви.

Но исповедоваться — это еще не значит пройти Таинство Покаяния. Исповедь — это только часть Таинства Покаяния. Сейчас часто называют Таинство Покаяния «Исповедью», но по-настоящему, этимологически, Исповедь — это просто откровение сердца, это рассказ о себе, когда человек приходит и открывает своё сердце священнику. А Таинство Покаяния совершается после исповеди, и его совершение требует еще многих условий.

Когда человек приходит креститься, священник должен убедиться в том, что этот человек готов к Крещению, которое есть рождение в новую жизнь. Готов ли человек к этой новой жизни, готов ли он порвать с тем греховным обычаем, в котором он жил до сих пор, и начать новую жизнь? Это необходимо выяснить. Для этого он должен рассказать, как он жил и чем отяготил свою совесть; и пастырь должен убедиться в том, что он сознательно хочет начать новую жизнь. Поэтому Исповедь необходима, но не как Таинство.

Отвечает иерей Максим Юдаков, Берлин.

Иерей Максим Юдаков

10-й член Символа веры гласит: «Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.» Очевидно, что Крещение в данном случае замещает собой Таинство Покаяния. Известно, что Покаяние иногда называют «вторым Крещением». В связи с этим, над готовящимся принять Святое Крещение взрослым человеком не может быть совершено Таинство Покаяние в собственном смысле.

Однако некая исповедальная беседа по возможности должна быть с таким человеком. Эта беседа должна носить предупредительный характер. Ведь приходящий ко Крещению в сознательном возрасте нередко имеет «багаж» прошлой жизни со всеми ошибками юности, грехами, духовными проблемами. Естественно такой взрослый должен понимать какие грехи ему прощаются в Таинстве Крещения, как ему быть дальше в духовной жизни после Крещения, как побороть греховные страсти, которые обладали им до Крещения. Все это возможно выяснить в ходе такой исповедальной беседы, и даже может быть не только одной. Конечно, никаких разрешительных молитв в таком случае произносить не следует.

Отвечает Епископ Пантелеимон (Шатов), Москва.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Таинство Покаяния как таковое, конечно, наверное, над некрещеным человеком не совершается. Но человек призван к покаянию. Когда Господь призвал к покаянию, когда призвал к покаянию Иоанн Предтеча людей, которые  приходили и крестились в реке Иордане, эти люди не участвовали в Таинстве Покаяния, но он им говорил: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное”. И вот покаяние такое должно быть у человека, который приходит креститься. И он, рассказывая о грехах, просит у Бога прощение за эти грехи, и получает прощение при совершении Таинства Крещения.

Но, конечно, хорошо бы, чтобы он о них сказал. Потому, что священник, который готовит его ко крещению, может ему объяснить, почему то, что он считает грехом, грехом, скажем, не является, бывает такое, редко но бывает. Чаще бывает другое: почему он не считает это грехом, а это на самом деле грех. И, наверное, такая должна проходить беседа между священником и оглашенным. Это не в форме исповеди, а в форме беседы. И такая беседа, конечно, очень важна, чтобы человек понял, от чего нужно ему предостерегаться, какие он дает обеты при совершении Таинства Крещения, при оглашении. Без этого, я боюсь, он не будет знать, и будет после Крещения, может, вспоминать какие-то грехи, в которых он не покаялся.

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, Москва.

Протоиерей Артемий Владимиров

Исповедь перед крещением именуется исповедальной беседой, и она совершенно необходима, без неё нельзя, на мой взгляд, крестить взрослого человека (только если тот не является, с физической точки зрения, неполноценной личностью, не способной слышать, говорить, действовать).

Из Священного Писания мы знаем, как святой Иоанн Предтеча беседовал с людьми, выслушивал их покаянные признания и приготовлял их к вере в Господа Иисуса Христа. Как же можно крестить человека без исповеди, если Сам Господь, обращаясь к крещаемому, говорит: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15)?

Покаяние — это переосмысление прожитой жизни, и в исповеди человек раскрывает все грехи отрочества и юности, вплоть до сегодняшнего дня, с тем чтобы, покаявшись, можно было сознательно произнести обет верности Христу, предварительно отрекшись от служения диаволу и его богопротивной гордыне.

Поэтому, на мой взгляд, даже такого вопроса не должно возникать у тщательного и богобоязненного пастыря, который, готовя взрослых людей к крещению, обязательно должен предложить им подробную, глубокую, неспешную исповедальную беседу.

Источник

Связанные материалы