Протоиерей Владимир Воробьев.
И что тогда делать? Как всех поисповедовать? А люди все неизвестные. Придумали Общую Исповедь. Читает священник молитвы, а потом читает список грехов: «согрешили гордыней, сластолюбием, сребролюбием», потом: «убийством, воровством, насилием, блудом, прелюбодеянием согрешили», а весь народ стоит и говорит: «грешны, батюшка, во всём!» А потом батюшка говорит: «каетесь во всех грехах? Если у кого-то из вас есть ещё грехи какие-нибудь, которые я не назвал, вы можете подойти и сказать мне, когда я буду читать разрешительную молитву. Но поскольку я все грехи назвал, то лучше ничего не говорить». Дальше батюшка встаёт у аналоя и прочитывает Разрешительную молитву, под Епитрахиль пропускает.
«Пользу» такой Общей Исповеди я многократно испытывал сам. Какую-нибудь бабушку спрашиваю: «А вы давно исповедовались?» — «Да нет, батюшка, недавно. Три недели назад я исповедовалась на Общей Исповеди» — «Хорошо. А есть у вас грехи какие-нибудь?» — «Да нет, батюшка. Какие у меня грехи? Нет у меня грехов никаких, я же исповедуюсь и хожу в храм». — «А может быть, всё-таки какие-нибудь грехи забыли? Ну, например, аборты вы делали?» — «Да, батюшка, делала». — «А сколько вы сделали абортов?» — «Двадцать». — «А вы в этом каялись?» — «Да нет, батюшка. А как я? На общей исповеди стояла». У неё понятие такое, что нет у неё грехов. Когда прихожан «припрёшь»: «Да, батюшка! Я грешен, батюшка, во всём!», но покаяния настоящего никакого нет.
То есть эта Общая Исповедь — какая-то фикция, и со стороны священника недопустима совершенно. В советское время это можно оправдать временами, гонениями. Но все же это недопустимо.
Сейчас, когда на праздник очень много причастников — 400, 600, 800, 1000 бывает — всем поисповедоваться невозможно, да и не нужно. Я выхожу на Исповедь и говорю: «Сегодня народу очень много, сегодня поисповедоваться подробно невозможно. Поэтому те, кто исповедовался недавно, у кого нет на совести тяжёлых неисповедованных грехов, тех благословляю причащаться». Некоторые бабушки придут, они не могут без Епитрахили, Разрешительную молитву прочитал им и всё. «А если грехи какие-то, останьтесь. Если останется время, тогда поговорим. Если не останется — значит, не будете причащаться. Тогда вам нужно выбрать более удобное и благоприятное время — прийти и поговорить, поисповедоваться».