Что такое вера

Вера, надежда и любовь - три главнейшие добродетели. Освобождение от прелести связано с их постепенным приобретением.

Так о вере говорят толковые словари:

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»:учебное пособие / Э.Г.Винограй, З.А.Медведева, Г.П.Ковалева, О.Э.Васькина;под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово (2008):

Вера это жизненная позиция или установка сознания, выражающая убежденности человека в истинности или святости определенных представлений о мире. В. предполагает принятие таких представлений как самоочевидных, независимо от их обоснованности. Вера может быть не только религиозной, но и рациональной. Элементы рациональной веры всегда присутствуют в науке (доверие к тем или иным подходам, концепциям, аксиомам науки, личностям и т.п.). Религиозная вера основана на откровении, иррациональной убежденности в святости религиозного вероучения, на безусловном поклонении всему, что связано с Богом.


Начала современного естествознания: тезаурус:

Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимости полного подтверждения истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Особое место в вере занимает религиозная вера. Хотя и религиозная вера и научная «вера» (гипотеза, предположение) опираются на факты, последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах дознаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу.


Так говорит о вере интернет-энциклопедия "Азбука веры":

Ве́ра – 1) добровольный союз между Богом и человеком; 2) христианская добродетель, внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле; 3) сухое согласие разума с фактом существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся желанием её исполнять (бесовская вера) (Иак.2:19); 4) религиозный культ, верование (ложное).

На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Христианство – «вера, действующая любовью» (Гал.5:6).

Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.

https://azbyka.ru/vera

Работающие какому-либо греху не могут иметь истинной веры

Святитель Тихон Задонский. "Об истинном христианстве". Книга 2.

Я здесь не говорю тебе, христианин, о той вере, которая в познании и содержании правых догматов состоит: эту веру имеют и беззаконно живущие христиане. Но говорю о вере сердечной, живой и спасающей (о которой сказано выше), этой веры нет в том, кто неисправно и не по христиански живет, хотя бы и исповедовал и проповедовал веру. Возьми в рассуждение, что Христос говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Как те, кто служит Богу, уже не работают мамоне, так рабствующие мамоне уже не служат Богу. Богу и мамоне одновременно работать невозможно, по слову Христову. А из этого можно заключить, что и всякому греху рабствующие уже не служат Богу, а не служа Богу, и веры не имеют, ибо без веры служить Богу невозможно. «Без веры угодить Богу невозможно», – учит апостол (Евр.11:6). Служить и угождать Богу есть едино.

Необходимо возгревать в сердце веру

Святой Иоанн Кронштадский. "Моя жизнь во Христе". Том 1.

Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники.

Кто истинно верует, тот непременно имеет и дела

Преподобный Серафим Саровский. "Духовные наставления инокам и мирянам".

Прежде всего должно веровать в Бога, «яко есть, и взыскающым Его Мздовоздатель бывает» (Евр.11,6).

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, [с] помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

«Вера без дел мертва есть» (Иак.2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение [2] упокоение от всех дел [3], как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

[2] Ср. Гал.5:22

[3] Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6,33-34).

Господь всю жизнь постепенно учит нас живой вере в него

Святой Иоанн Кронштадтский. "Моя жизнь во Христе".

126. Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в него. Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь – избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не ходить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этою помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе, как бы на руки, только подойди к Нему верою, и – когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, – тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! Так в насилиях от диавола и во всех скорбях надо живо узреть сердцем как бы пред глазами находящуюся, человеколюбивую утробу Спасителя; смотреть смело в эту утробу, как в неистощимую сокровищницу благости и щедрот, и молить Его всем сердцем, чтобы Он уделил и нам от этого неиссякающаго источника благости и помощи духовной: и тотчас просимое будет получено. Главное: вера или сердечное зрение Господа и надежда получить от Него, как Всеблагого, все. Истинно! С опыта! Этим также учит Господь сознавать свою крайнюю нравственную немощь без Него, сокрушаться сердцем и быть в постоянно молитвенном расположении духа!

Старец Лев о вере

Симфония к письмам преподобного Льва Оптинского.

Вера

Каждому по вере даруется

А что вам Господь невидимо даровал на самом опыте познать, что каждому по мере веры даруется и облегчение совести, и отрада души, – воистину сие так!.

Вера, надежда и любовь – великие и главнейшие добродетели

Хотя и непотребен во всем, молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, которые суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, – сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись.

Верующий знает истинность веры непосредственно

Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года".

Среда.(1 Тим. 5, 22-6, 11; Лк. 18, 15-17. 26-30). “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Как же это принимать — как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит тоже, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию — зло в христианстве первой важности.

О вере из философского словаря

Современный философский словарь.

ВЕРА

от лат. veritas - истина, verus - истинный) - 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("естины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. С этимологической точки зрения, выражение "проверить истинность утверждения" имеет тавтологический характер, поскольку "проверить" означает не что иное, как установить истину. От слова "вера" производны: достоверность, вероятность, верность, проверка, доверие, верование, вероисповедание и др. Многозначность слова "вера" часто ведет к недоразумениям, когда им обозначают разнородные реальности. Одно дело верить показаниям измерительных приборов или словам очевидцев, но другое дело верить в идею, аксиому, доктрину, теорию. Сохранять верность другу или авторитету вовсе не то же самое, нежели удостоверяться в чем-либо на собственном опыте. Подсчет вероятности (правдоподобности) некоторого события отличается от верования в интуитивное откровение сущности. Русскоязычный собирательный смысл термина "вера" недостаточен для дифференциации двух противоположных путей человека к сверхчувственному - (а) пути к скрытому миру через внешний опыт, знаки и понятия и (б) пути к Полноте Бытия (естине) через прямое пребывание человеческой души в вездесущем духе, прообразах, познаваемых оригиналах. В англоязычных странах термином "фэйтх" (faith) обычно обозначают духовное и сакральное отношение человека к бытию, истине, а светское и гносеологическое отношение к истине закреплено в термине "билиф" (belief). Целесообразно воспользоваться этой традицией и ввести в русскоязычный философский оборот два родовые понятия - "фэйтх-веру" и "билиф-веру".

Примеры Святых способны утвердить колеблющуюся веру

Святой Иоанн Кронштадтский. "Моя жизнь во Христе". Том 2.

1076. Когда вера твоя в Господа при жизни и благоденствии твоем или в болезни и при исходе из этой жизни ослабеет, будет меркнуть от суеты житейской или от болезни и от ужасов и мраков смерти, воззри тогда умными очами сердца на сонмы праотцев, патриархов, пророков и праведников (Симеона Богоприимца, Иова, Анны пророчицы и др.), апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных и всех святых. Смотри, как они при жизни непрестанно взирали к Богу, и при исходе из этой жизни умирали в надежде воскресения и жизни вечной, и будь их подражателем. Эти живые примеры, столь многочисленные, способны утвердить колеблющуюся веру всякого христианина в Господа и в будущую блаженную жизнь. Много теряют для благочестия и христианского упования те христианские общества, которые не почитают святых и не призывают их в молитвах. Они сами себя лишают великого подкрепления веры примерами подобострастных нам людей.

О вере и добрых делах

Преподобный Симеон Новый Богослов. "Слово 18".

Так вера и добрые дела суть две вещи, которые неразрывно связуются между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрые дела справляются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать. Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует, без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры; силы же явлением служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел. Ибо живодействование (энергия) происходит от силы, коею обладая, может кто делать что-либо. Итак, поелику невозможно угодить Богу без веры (благоугождается же Бог добрыми делами), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией. Вера же здесь в отношении к тому, что я говорю, разумеется не та только, чтоб веровать во Христа и во все словеса Его, но паче та, чтоб дерзать о Христе и в сердце носить удостоверение, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить, как исповедал и святой Апостол Павел, говоря: паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10).

Старец Иосиф о вере

Симфония к письмам преподобного Иосифа Оптинского

ВЕРА

По вере вашей да будет вам

Господь сказал: "Царствие Божие внутри нас есть". Вопрошаешь о степенях - буди тебе в этом мерило совесть твоя и зеркало монашеское. Кто с верою открывает помыслы, тот получит пользу. По вере вашей да будет вам.


Да сподобит тебя Господь вкусить, яко благ Господь близ Он ко всем призывающим Его.. Смотри глубже духовными очами веры на Начальника веры - Иисуса Христа, что претерпел Он, будучи безгрешен.

Старец Макарий о вере

Симфония к письмам преподобного Макария Оптинского.

ВЕРА

По учению нашей Церкви, вера есть основание всех благих, как в здешней жизни, так и для приобретения блага в будущей беcконечной вечности. Господь научил нас: Иже веру имет и крестится, спасен будет, а неверуяй уже осужден есть (Мк. 16, 16). Читая Символ веры, мы исповедуем, что веруем и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, будущую... Кто не верует в жизнь вечную, то и во всем не может быть верен и никогда не имеет спокойствия; вера же и в великих бедах, скорбях и болезнях подает больным утешение; вера утверждает нас в Промысле Божием, что без воли Его и влас главы нашея не погибнет и что всякие скорби и болезни попускается нам иметь по недоведомым нам судьбам Божиим, к пользе нашей, чего мы не можем постигать разумом, но токмо верою утверждаемся... И в вашем болезненном положении надобно укрепляться верою и надеждою на будущую жизнь, паче же когда вам уже известно это чувство. Вы испытали, быв укрепляемы своим духовником; помните это и прибегайте к сокровищам веры и всем сердцем отвергайте разум, наводящий сомнение касательно будущей жизни. Учение Спасителя и святых Апостолов утверждает нас в несомнении воскресения мертвых и жизни будущего века. Очень жаль вас, что вы не имеете человека, укрепляющего вас в несомненной вере, но паче еще, может быть, находитесь с такими, кои противоречат вере; как же вы утвердитесь в ней? И как предадитесь воле Божией, когда не имеете лучшего упования, кроме сей жизни? Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает.

Старец Амвросий о вере

Симфония к письмам преподобного Амвросия Оптинского.

Вера

Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16). Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, когда бьют змию, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру, во-вторых, мудрость змиина состоит в том, когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь по евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного.


Я говорила както батюшке <пишет его духовная дочь> об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, — их воспитывали в таком неверии, или были другие какие причины». — Батюшка закачал головой и так гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться. Конечно, молиться за всех можно».


Некоторые, — говорил... старец, — отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один такто не верил в Бога. А когда, во время войны на Кавказе, пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: Пресвятая Богородице, спаси нас! А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов». Затем батюшка прибавил: «Да, лицемерие хуже неверия».


Вооружай себя верой, еюже сокрушаются козни сопротивного.

О вере из "Сокровищницы духовной мудрости"

Вера

От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь (св. Ерм, 94, 73).

***

...Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу (св. Ерм, 94, 192).

***

...Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь тайн Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти; ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос. О таковых сказал Господь: аще имате веру яко зерно горушно и прочее (Мф. 17, 20). Но если помысл, изнемогши, и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, и не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей, старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днем и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдет. А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения; но с радостью все, чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый чрез веру, Богом, в Которого уверовал, как Сам Господь говорит: вся возможна верующему (Мк. 9, 23), Ибо не он ведет брань с врагом, но Бог, промышляющий о нем ради веры (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 153 — 154).

О вере из "Словаря библейского богословия"

ВЕРА

По Библии В. является источником и центром всей религиозной жизни. Ч-к должен отвечать верою на замысел, осуществляемый во времени Богом. Вслед за Авраамом, «отцом всех верующих (Рим 4.11), выдающиеся люди ВЗ жили и умирали в вере (Евр 11), «Совершитель» к-рой есть Иисус (12.2). Ученики Христовы, — это «уверовавшие» (Деян 2.44) и «верующие» (1 Фес 1.7).

Разнообразие возможностей выразить понятие «вера» в древнеевр. языке отражает всю сложность духовной установки верующего. Два корня являются преобладающими: аман (ср *аминь), вызывающий представл. о твердости и уверенности и батах — об обеспеченности и *доверии. Греч. словарь еще более разнообразен. Можно сказать, что греч. религия не оставляла никакого места для В. Поэтому переводчики (LXX) не располагали соответствующими терминами для передачи смысла евр. слов и переводили на ощупь. Корню батах соответствуют главным обр. ελπίς, έλπίζω, πέποιθα (Вульг: spes, sperare, confido); корню аман — πίστας, πιστεύω, άλήθεια (Вульг: fides, credere, veritas). В НЗ последние греч. слова, относящиеся к области познания, становятся определенно преобладающими. Изучение словарного состава уже открывает, что В., по Библии, имеет как бы два полюса: доверие по отношению к личности «верной», к-рое охватывает всего ч-ка, а с другой стороны, — действие ума, к-рому слово или *знамения помогают постичь реальность невидимого (Евр 11.1).

Авраам, отец верующих. — Ягве призывает *Авраама, отец к-рого служил иным богам в Халдее (Ис Нав 24.2; ср Иф 5.6 слл), и обещает ему *землю и многочисленное потомство (Быт 12.1 сл.). Вопреки всякой вероятности (Рим 4.19) Авраам «верит Богу» (Быт 15.6) и слову Его; он повинуется этому *призванию и доверяет Богу свою дальнейшую судьбу, полагаясь на это *обетование. В день *испытания В. его была так тверда, что он готов был принести в жертву собственного сына, в лице к-рого уже осуществляется обетование (Быт 22), ибо для веры *Слово Божие еще более истинно, чем плоды его: Бог *верен (ср Евр 11.11) и *всемогущ (Рим 4.21).