Вопрос священнику.
Сколько раз нужно исповедовать грех, чтобы он был прощен? Я исповедовал его дважды, а совесть все еще меня ужасно мучает. Нужно ли третий раз исповедовать его?
Отвечает священник Димитрий Васильев.
Исповедовать один грех, который был совершен однажды, или даже совершался много лет подряд, но в котором вы раскаялись и больше его не повторяли, нужно ровно один раз. Душа грешника – как дерево с забитыми в его ствол гвоздями, и во время исповеди эти гвозди удаляются раз и навсегда (конечно, никто не мешает, нагрешив еще и еще раз, вогнать новые гвозди в старые места еще глубже, но сейчас не об этом). Тем не менее, от гвоздей остаются дырки, которые, как не затянувшиеся раны, могут болеть очень и очень продолжительное время, и эта боль весьма похожа на муки совести еще не раскаявшегося на исповеди человека. Но что будет лучше и эффективнее – приходить на исповедь по второму и третьему кругу, умоляя выдернуть уже несуществующие гвозди, или самому приложить усилия, чтобы раны от греховного железа скорее затянулись? Вспомните апостола Петра – он, после своего троекратного отречения был прощен Господом довольно скоро, месяца не прошло. Но слезы о том своем былом малодушии он проливал до самой смерти, так что они оставили глубокие борозды на его лице… Это пример нам, какою должна быть наша жизнь после исповеди. Не беззаботно должны отходить мы из-под епитрахили священника, а с мыслями о том, как проведем мы наши последующие дни, чтобы изгладить из мира следы наших беззаконий. Воровал – раздавай, были аборты – возьми на воспитание ребенка из приюта, пьянствовал – постись, и так далее, чтобы не было наше покаяние бесплодным, чтобы совесть не кричала о том, что что-то слишком уж легко досталось нам прощение. А исповедоваться в грехе, который уже был исповедован и больше не повторялся – это просто неуважение к Таинству Исповеди.
Вопрос священнику.
Здравствуйте. Такой вопрос. На исповеди покаялась в том, что обращалась к колдунам, бабкам. Уже давно никуда не хожу, а желание говорить про этот грех на следующих исповедях есть. Надо ли этот грех говорить в следующих исповедях или достаточно одного раза и больше этого не делать? Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.
Вы исповедовали грех, получили разрешение. Зачем говорить это постоянно? Если у Вас есть какие-то внутренние позывы, и в памяти и в Вашей душе есть какое-то смущение, смятение по этому поводу, надо это проговорить священнику во время исповеди. Но вообще-то нужно верить в то, что совершилось таинство, и Господь простил Ваш грех.
Вопрос священнику.
Подскажите, пожалуйста. Очень часто люди исповедуются в одних и тех же грехах по несколько раз в разных храмах, т. к. тяжесть их не отпускает душу. Так и я в молодые годы совершала поступки, тяжесть которых осознала только спустя годы, когда узнала страшный диагноз. Исповедовалась в нескольких храмах. Стало легче. Не отпускает только то, что в моей жизни были аборты. У меня есть дети, они уже взрослые, но, когда я вижу малышей, у меня слезы на глазах. Теперь я не понимаю, как могла так поступать. В одном из храмов на исповеди мне батюшка сказал, что не надо каждый раз в этом исповедоваться. Можно дома молиться и каяться. Но мне легче, когда я говорю об этом. Многие мне дают советы, какими поступками я могу облегчить этот груз души. А однажды я почувствовала осуждение от батюшки. И когда он меня спросил, готовилась ли я к Причастию, я почему-то ответила: «Да», хотя я не была готова. Я не причастилась. Но мне не дает покоя этот обман. Не то я хотела казаться лучше, чтобы обо мне не думали плохо, не то это какая-то рассеянность и заторможенность сознания после трех операций и восьми курсов химиотерапии. Или просто мне хочется видеть поддержку и понимание в такой тяжелый период моей жизни, а не осуждение. Дайте совет.
Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.
Конечно же, грех очень тяжелый. Но милосердия и любви у Бога больше. В Его любви может сгореть всё греховное, что человек накапливает в своей жизни безбожной. Вы исповедовались, Вы постепенно пришли к такому видению, насколько тяжел этот грех, но в то же время у Вас должна быть всегда и надежда, благодарность Богу за то, что Он Вас не отталкивает, Он принимает Ваше покаяние, Он прощает Ваш грех. Ведь Бог пришел спасти грешника, а не обличить и погубить его. Поэтому покаяние — это все-таки наше доверие, что Бог действительно нас принимает и очищает, освящает в Святом Причастии. Так что не надо. Враг может воспользоваться таким осознанием тяжести своей вины и вселить в человека уныние и отчаяние. И это будет уже, конечно, страшно. Поэтому покаялись, простил Вам Господь, и больше говорить об этом не надо. Только если будет уже что-то внутри такое происходить, что будет мешать Вам подойти к Чаше. Есть повседневная жизнь, есть болезнь, как Вы пишете, и нужно бороться в этот очень непростой, тяжелый период, надо быть внимательной к тому, что происходит сегодня с Вами.
А насчет того, что Вы сказали, будто готовились к Причастию, я вообще не понимаю, что это такое — быть готовым к Причастию. Мы никогда к этому не сможем подготовиться достойно. Единственное наше достоинство в том, что мы видим, как мы далеки, как мы недостойны этого святого таинства и какой у нас Бог — Спаситель наш, Который нас любит и прощает. Не ешьте целый год, не спите целый год — и что, будет достоинство? Нет. Мы должники и никогда не сможем расплатиться с Богом, если по-человечески говорить. Мы понимаем, что всё, что имеем, мы не заслужили. Но мы благодарим Бога за доверие к нам и этим сегодня живем. И я не представляю, как можно жить чем-то другим. Так что лечитесь, боритесь с Вашей болезнью и да возрадуется душа Ваша о Господе.