Отличие прелести и благодати

Различение (рассуждение) - наивысшая добродетель. Есть много Святых, которые достигли любви, но не достигли различения. Тем не менее, они называются Святыми. Различение происходит из смирения и возникает после многих десятков лет борьбы со страстями. Свт. Феофан Затворник пишет: "Кто хочет точнее узнать, что такое различение помыслов, тот пусть читает книгу ответов Варсонофия и Иоанна — прозорливых затворников. Относительно всякого дела помыслы могут двоиться и троиться — по какому же поступить? Если бы выступал страстный помысл так, как он есть в сравнении с нестрастным, тогда определять было бы легко; но обыкновенно у того, кто стал внимать себе, страстные помыслы не являются в своем виде, а всегда под благовидным прикрытием. Потому-то всегда есть опасность действовать будто по добру, а между тем это будет по страсти. В помянутой книге всевозможные случаи обсуждены богопросвещенным умом прозорливых старцев; там представлена подробная наука, как угадывать судьбы правды Божией в этом отношении".

Когда старец благословляет, а дело встречает препятствия

Схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885 - 1.1.1976)

Архимандрит Рафаил (Карелин). "На пути из времени в вечность".

Подражать жительству святых отцов без послушания, считал отец Серафим, это все равно что начинать строить дом с крыши. Он говорил об искушении современных монахов: они ищут прозорливых старцев, а когда видят обыкновенного человека, но опытно прошедшего монашеский путь, начинают колебаться и сомневаться, можно ли слушаться его. Они требуют от старца чудес, как фарисеи от Христа, они хотят, чтобы старец прорекал и предсказывал будущее, чтобы учил их не исполнению воли Божией, а как благополучно совершить то или иное их дело. А ведь старец может благословить, и дело не исполнится, но зато исполнится воля Божия, и человек получит урок смирения и отречения от своей воли, то есть главное – благодать Божию. Бывает такое испытание: старец благословляет, а дело как будто с самого начала встречает неодолимые препятствия – это испытание веры. В Библии повествуется о том, как одиннадцать колен Израилевых несколько раз вопрошали Господа, идти ли им воевать с коленом Вениаминовым, совершившим неслыханное злодеяние, или нет. Господь через первосвященника отвечал: «Идите», и несколько раз они терпели поражение, но не роптали на Бога и за это в конце концов одержали победу (См. Суд. 19-20).

Отец Валерий Духанин о различении помыслов

Священник Валерий Духанин

Из статьи священника Валерия Духанина "Храни себя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о трезвении".

Есть даже признаки отличия помыслов и ощущений благих от злых. Определяется это по производимому помыслами и ощущениями действию на наше естество, по их первому действию, как они только возникли в нас. Помыслы и ощущения благочестивые, добрые, благодатные «приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, поэтому познаются, что они от Истины»[9], они «содействуют молитве, оживляют ее, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы, обнажают пред взорами молящегося обширность греховности его и глубину падения человеческого, возвещают о неминуемой никем смерти, о безызвестности часа ее, о нелицеприятном и страшном суде Божием, о вечной муке»[10]. Напротив, «ощущение смущения служит всегда верным признаком приближения падших духов, хотя бы производимое ими действие имело вид праведности»[11], «смущение, самое тончайшее, какими бы оно ни прикрывалось оправданиями, служит верным признаком уклонения с тесного пути Христова на путь широкий, ведущий в погибель»[12].

Старец Паисий о различении духов: если можно спросить, нужно спрашивать

Старец Паисий Святогорец. "Слова". Том 3.

Старец Паисий Святогорец (1924 – 12.7.1994)

Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека

– Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия?

– Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше тебе спрашивать о своем затруднении других. Не проси извещения от Бога, если ты можешь посоветоваться с человеком. Ведь иначе ты можешь впасть в прелесть. Один человек, приходя в храм, становился перед иконостасом и начинал говорить: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика для пожертвований?" – "Бери", – отвечал ему его помысл. "Хорошо, тогда я их возьму", – отвечал он своему помыслу и брал деньги. Когда это случилось несколько раз, один из членов приходского совета заметил, что из ящика для пожертвований исчезают деньги. "Что же такое творится? – удивился он. – Неужели кто-то ворует деньги?" Он решил узнать, кто этим занимается. И что же он увидел? Вскоре пришел этот человек и все повторилось: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика?.. Хорошо, тогда я их возьму". Так член приходского совета застал его на месте преступления.

В посте лучше придерживаться середины

Схимонахиня Мария (Стецкая) (1922 - 2006)

Из письма старицы схимонахини Марии (Стецкой).

В отношении еды ты сама не бери на себя больше, чем надо, а то немало случаев больших бед после самочинных подвигов. Придерживайся середины, и будет хорошо; а то хитро подойдёт (враг), ослабит последние телесные силы, и никуда не будет годно, ни молиться, ни физически трудиться, вот ему радость. Так что, дорогая, очень важно внутреннее перерождение: желание ничего плохого не только не делать, но и не помышлять.

Кто не имеет опыта, того бесы легко обманывают

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 24.9.1938)

Видя, что душа не укрепилась в смирении, Господь отнимает благодать, но ты не падай духом от этого: благодать в тебе, но скрыта. Ты приучи себя отсекать помыслы сразу. А если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так и будешь делать потом всю жизнь.

У благого человека — благие помышления ; а у злого — злые; но каждый должен научиться бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души.

Ты спросишь, как это бывает?

А так: как живой человек чувствует, когда ему холодно, или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого — слышит, когда в душе его есть благодать, и когда приходят злые духи.

Господь дает душе разум познавать Его пришествие, и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему виду их, а по действию на душу.

Опытом это познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают.

Все ли мысли во время молитвы от дьявола?

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Из беседы схиархимандрита Авраама (Рейдмана).

Всегда ли мысли во время молитвы от диавола или могут быть и от Бога?

Это вопрос серьезный, важный. Человек, который задал этот вопрос, имеет некоторое представление о молитве и предполагает, что то, что отвлекает от молитвы, уже является искушением, и это правильно. Во время молитвы часто и диавол нас искушает, и мы сами, желая оправдать свое нерадение в молитве, придумываем какие-то предлоги, чтобы ее оставить. Допустим, нам срочно нужно сделать важный телефонный звонок или решить какой-то вопрос. Обратите внимание, что всегда, когда приходит время молитвы, в голове возникают «нужные» мысли. Почему такая странная особенность? Почему не на полчаса раньше молитвенного правила или даже на десять минут, а именно тогда, когда ты встал на молитву? Это уже очень подозрительный признак. И кроме экстренных случаев, таких как пожар, нужно подобными вещами пренебрегать.

Доброе дело, сделанное недобрым способом, не есть доброе

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 24.9.1938)

Различение добра и зла

Подобно тому, как для проверки истинности нашего пути к Богу Старец считал, что вторая заповедь — о любви к ближнему является верным руководящим началом, так и для распознавания добра от зла верным показателем является не столько святая и высокая по своей внешней формулировке цель, сколько средства, избираемые для достижения этой цели.

Абсолютен только Бог. Зло, не будучи самосущным бытием, а лишь противлением свободной твари начальному Бытию — Богу, не может быть абсолютным, и потому зло в чистом виде — не существует, и не может существовать. Всякое зло, совершаемое свободными тварями, по необходимости паразитарно живет на теле добра, ему необходимо найти себе оправдание, предстать облеченным в одежду добра, и нередко высшего добра. Зло всегда неизбежно смешивается с некоторой долей положительного по форме искания, и этой своей стороной «прельщает» человека. Свой положительный аспект зло стремится представить человеку, как ценность настолько важную, что ради достижения ее — дозволены все средства.

Прелесть обнаруживается по несколько дикому взгляду и упорству настоять на своем

 
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

Святитель Феофан Затворник. Письма, часть 5. Из письма 926.

Получил оба ваши письма. На первое все собирался ответить, а тут и второе подошло. - В том и другом письме главный предмет - хорошо ли творит молитву Иисусову некий, новоопределившийся к вам послушник, научившийся ей по рассказам странника. - Я думаю, что хорошо. Если б он был в прелести, это тотчас обнаружилось бы в его взоре, несколько диком и особенно в упорстве стоять на своем. Как этого нет, то можно спокойно позволить тому послушнику продолжать свое делание. Внушите только ему, чтобы при молитве имел страх Божий и память Божию неотходную, особенно то, чтоб тотчас сказывал, когда случится что особое в сем его делании.

О различении помыслов

Преподобные Варсанофий Великий и Иоанн Пророк. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников"

 
Прп. Варсанофий Великий (VI в.)

(Здесь 15 вопросов о различении, еще 6 вопросов в разделе "Ложные видения", и еще есть Вопрос 418).

Вопрос 59. Другой брат спросил того же Великого Старца, как различать помыслы, который (происходит) от Бога, который от естества и который от демонов.

Ответ. Сын мой Феодор! Спрашивая о сем, вникни хорошенько, о чем ты спрашиваешь, и приготовь себя к исполнению этого на деле. Ибо в Писании сказано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). То, о чем ты спрашиваешь, относится к людям, достигшим великой меры (духовного возраста). Если внутреннее око не будет очищено многими врачеваниями, то оно не может избавиться от терний и волчцев и собрать грозд винограда, укрепляющего и веселящего сердце. Если человек не достигнет сей меры, то не может различать (оных помыслов), но будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им: потому что они изменяют вещи, как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их. Возлюбленный! Уповай на Господа, и даст ти прошение сердца твоего (Пс.36:4). Говори Ему во всех случаях: да будет, Господи, не якоже аз хощу, но якоже Ты (Мк.14:36); и Он сотворит с тобою по воле Своей.

Истинное различение приобретается истинным смирением

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. "Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне".

 
Прп. Иоанн Кассиан (IV-V вв.)

2. Собеседование аввы Моисея второе о рассудительности. Глава 10.

Ответ, как приобретается истинная рассудительность

Авва Моисей отвечал: «Истинная рассудительность приобретается только истинным смирением, коего первым доказательством будет — открывать отцам не только то, что делаем, но и о чем думаем, ни в чем не доверять своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таким. Такое действование не только способствует монаху безопасно пребывать в истинной рассудительности и на правом пути, но и сохранит его невредимым от всех сетей диавольских. Ибо невозможно пасть от бесовского прельщения тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших. Ибо прежде нежели кто-либо удостоится дара рассудительности, самое объявление и открытие пред отцами злых помышлений иссушает оные и ослабляет. Ибо как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться; так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедию, стараются бежать от человека. Но чтобы точнее понять вам эту добродетель из примера, я расскажу вам одно дело аввы Серапиона, которое он сам часто рассказывал приходившим для предохранения.

Можно ли бросать жребий для определения воли Божией?

Вопросы священнику (2 вопроса).

Иеромонах Иов (Гумеров)

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров).

В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).

Как священнику приобрести рассуждение

"Пастырское богословие. Учебник для бакалавриата теологи". Под общей редакцией митр. Илариона (Алфеева).

Разд. 4. Гл. 11. 5.

Для того чтобы обрести духовное рассуждение, священнику необходимо по возможности ежедневно читать Евангелие и наставления древних и новых учителей духовной жизни: Поучения Аввы Дорофея, Лествицу, Лавсаик, древние Патерики, Добротолюбие, сочинения святителей Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, письма Оптинских и современных старцев, в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Из этой сокровищницы священник всегда сможет выбрать то, что нужно стоящему перед ним человеку — мужчине или женщине, монаху или мирянину, ведь необходимо помочь кающемуся не только исповедовать грех, но и увидеть в своей душе производящую его страсть, а затем принять твердое решение победить в себе эту духовную болезнь.

Следующий по среднему (царскому) пути избегает прелести

Преподобный Авва Дорофей. "Душеполезные поучения". Поучение 10.

Итак, добродетели, как я сказал, суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: не совратитися ни на десно, ни на лево (Втор. 5, 32). И святой Василий говорит: "Прав сердцем тот, чей помысл не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к средине добродетели". Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нём для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по естеству червей внутри себя? Но заводится в нём малая гнилость; от этой гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево. Также и медь сама производит ржавчину, и сама опять поедается ржавчиною. И одежды сами производят моль, и эта же моль, от них происшедшая, их съедает и портит. Так и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла; и хорошо сказал святой Григорий: "Огонь есть порождение вещества, и поедает вещество, как и злых зло". То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть средина: так, мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие - посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели.

Итак, когда человек удостоился приобрести сии добродетели, то он бывает благоугоден пред Богом, и хотя все видят, что он ест, пьёт и спит, как и прочие люди, но таковой благоугоден Богу за добродетели, которые имеет. А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые.

Примеры нерассудительности священников

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Был на исповеди, искренне покаялся в грехе - измене. Священник сказал, что нужно все рассказать жене. Жена - человек далекий от Православия, считает, что лучше ничего не знать, такое откровение может привести к разрушению семьи, а у нас ребенок 9 лет. На это священник сказал - это будет моим подвигом. При этом видел меня впервые, жену не видел никогда. К такому подвигу я не готов. Что делать? Это была епитимья? Пошел в церковь очиститься от грехов, а вышло, что еще приобрел грех невыполнения требования священника? Мне теперь нельзя ходить в церковь? Александр 

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Александр! В данном случае священник неправ. Вы абсолютно верно говорите, что Ваша супруга может этого не понести. Вообще есть такое правило, что даже священнику на исповеди не нужно приводить никаких подробностей при нарушении седьмой заповеди. Каждый священник, который учился в семинарии, должен знать это правило. Но, к сожалению, некоторые батюшки порой очень дерзновенно дают необдуманные рекомендации.

Что касается Вас — если Вы искренне покаялись и не повторяете этого греха, успокойтесь и не думайте о том, что «приобрели еще один грех». В церковь ходить не только можно, но и нужно, — молиться, исповедоваться, причащаться. А к этому священнику больше ходить на исповедь не надо, поскольку он показал свою нерассудительность.

Источник

Святитель Феофан Затворник о различении

Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником.

 
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

Правда Божия — это заповеди: судьбы правды Божией — это Божий присуждения и определения, что, когда и как должно быть делаемо, дабы служить делу богоугождения и спасения, а не разорять его. Это определяется известным у святых отцов «рассуждением». Оно-то и есть второе требование для успеха в деле Божием. 

Это рассуждение, или уменье определить, как в каком случае поступить наилучшим образом, приобретается не вдруг, а постепенно. Вначале приступающий к делу Божию обыкновенно сам не рассуждает, а все спрашивает у умеющих рассудить, как это бывает и во всяких житейских делах и начинаниях. Но потом, при строгом внимании, о котором предложено в предыдущем стихе, и при опытах руководства, дела за делами, благоплодно совершенные, дают душе навык и самой определять кое-что. Навык этот растет вместе с преспеянием жизни и наконец устанавливается; приобретается внутренняя правота, которая прямо и верно определяет, что и как делать; дух правый обновляется во утробе, то есть в сердце очищенном. 

О ложных извещениях

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

…Пишете сами, что и теперь еще не свободны вы от стужения врагов душевных, которые весьма хитры и многообразны в своих коварствах и легко могут опять уловить вас и запутать на такой тонкости. Сначала, по-видимому, будут подавать вам некое извещение сердечное в разных случаях, а после и поругаются тонкою прелестию, из которой трудно будет и выпутаться… Пишете, что доселе враги душевные беспокоят вас шумом над левым ухом другими вещами. Из чего заключаете вы, что тщеславие и гордость таятся в вас. Заключение это справедливо. И потому всеми силами и всеми способами направляйтесь к блаженному смирению: только по мере смирения вашего будете получать помощь Божию… (I, 446, 756–757).

Как отличить благодать Божию от прелести бесовской (вопрос священнику)

Вопрос священнику.

Как отличить благодать Божию от прелести бесовской?

Отвечает священник Сергий Штурбабин, клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Все в этой земной жизни познается только по плодам. Человек обладает душевно-телесной природой и познает мир чувственно. Но природа наша повреждена грехом, и чувства очень редко дают нам возможность правильно оценить ситуацию. Суть прелести и заключается в том, чтобы ввести человека в самообман, выставить ложь за правду. И диавол – лжец и отец лжи (Ин. 8, 44) - действует через наши чувства. Яркий пример можно найти в житии преподобного Никиты, архиепископа Новгородского. Будучи молодым насельником Киево-Печерского монастыря, он по своему произволу, без всякого совета стал брать на себя все новые молитвенные подвиги. Наконец ему стали являться якобы ангелы Божии, которые хвалили и превозносили его, даже даровали ему «чудесные» способности в знании Ветхого Завета, в прозрении будущего. Сам же преподобный пребывал в неизъяснимой радости и воодушевлении. Но монахи, видевшие его таким, сразу определили его состояние как прелестное. Потому что он, несмотря на мнимые чудотворения, в отношениях с ближними был преисполнен гордости, превозношения, тщеславия. По усиленным молитвам собратьев диавол отступил от подвижника. За долгое время искушения он ровным счетом ничего не приобрел: никаких плодов не было.

Благодать Божия – это действие Бога в мире, в человеческой жизни. Бог – Творец, Спаситель, Промыслитель, Он - сама Любовь. Любовь же - это не просто какое-то отвлеченное, абстрактное понятие, но конкретное состояние постоянного созидания, жертвенности, самоотдачи. Следовательно, где благодать Божия, там обильно возрастают все новые и новые плоды любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).

Источник

Старец Иоанн (Крестьянкин) о принятии решений

Смирнова Т.С. "Школа молитвы".

Старец Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 5.2.2006)

О жизни старца Иоанна (Крестьянкина) в заключении.

Отвечая на письмо человека, стоящего перед серьезным выбором, отец Иоанн терпеливо объясняет, как следует подходить к делу: «Заранее необходимо серьезно подумать и, по возможности, все взвесить на весах благоразумия: все плюсы и все минусы. Решение такого жизненно важного вопроса должно всецело зависеть не от настойчивости и упрямства, а от глубокого, с Божией помощью, рассуждения, сопровождающегося молитвой с упованием, смирением и кротостью. Господь всевидящ, а мы все весьма близоруки. Поэтому усердно помолимся Ему, чтобы Он согрел наши сердца Своей Божественной Любовью и просветил наши ограниченные умы Своей благодатью, указывающей всем прямой путь к истинному счастью и благополучию в жизни временной и вечной. Прибегнем все к молитвенному ходатайству святых, чтобы Господь по их молитвам и по молитвам Своей Пречистой Матери устроил все наши дела по Своему Божию Промыслу, который превыше всех наших дум, гаданий и опрометчивых решений. И так положимся во всем на волю Божию и подчиним ей свою собственную волю, не только добровольно, но и при наличии внутреннего и непринужденного расположения духа. Господи, да будет воля Твоя!» И позднее он частенько будет повторять: «Детки, бездумно жить нельзя».

Человек думает, что жертвует собой, раздав свои органы нуждающимся

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Здравствуйте, меня интересует такой вопрос: если человек, у которого довольно хорошая жизнь, решается на такой шаг - он хочет пожертвовать своей жизнью ради других людей, то есть будучи здоровым человеком, хочет раздать все свои органы умирающим и нуждающимся людям. Как к этому отнесется Русская Православная Церковь? И не будет ли это считаться грехом? Данила

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Да, уважаемый Данила, это будет грехом, потому что это как раз свидетельство нездоровья этого человека, каких-то его внутренних проблем, которые он пытается скрыть под видом своего внешнего, видимого благополучия и здоровья. Мне кажется, этому человеку нужно разобраться в самом себе для того, чтобы понять, на чем основано его желание. Есть такая мудрость, которую знает Церковь: и диавол может являться под видом Ангела света. А если проще сказать, можно вспомнить крылатое выражение: «Благими намерениями дорога в ад вымощена». Думаю, желание, о котором Вы пишете, - как раз и есть та самая дорога...

Источник

Что такое извещение на молитве

Митрополит Нектарий (Антонопулос). "Святая гора. Гора, которую я немного узнал, но сильно полюбил".

Старец Ефрем Катунакский (1912 – 27.2.1998)

Из беседы со старцем Ефремом Катунакским

Я тебе уже как-то раз говорил о том, как ко мне пришли отцы из Лавры с предложением сделать меня там игуменом. Я ответил: «Отцы, я помолюсь, и если получу извещение, я к вам приду». Я говорил на непонятном им языке, так как они не были людьми молитвы.

- Геронда, что вы понимаете под извещением?

- Ну, как тебе объяснить, дитя мое... Обычно, когда ты собираешься попросить Бога, чтобы Он известил тебя по какому-либо вопросу, ты обращаешься к Нему, когда находишься в благодатном состоянии, либо после Божественной литургии. Ты молишься о каком-либо вопросе, либо о каком-то человеке, и благодать возрастает, просвещает и совершает изменения, так что ты четко осознаешь извещение. Ты чувствуешь, что то, о чем ты просишь, произойдет, что на это есть воля Божия. Когда ты чувствуешь, что благодать уменьшается, ощущаешь скорбь, тяжесть, ты понимаешь, что нет воли Божией на то, о чем ты просишь.

Не надо ничего предпринимать, когда небо молчит

Священник Федор Калинин, г. Мелекесс. Из воспоминаний к 80-летию протоиерея Валериана Кречетова.

У нас в свое время был алтарником Юра Ладоха, впоследствии иеромонах Дионисий, он часто говорил: «Отец Валериан отличается от многих священников тем, что старается говорить не от себя, а узнавать волю Божию». Отцу Валериану в свое время архимандрит Иннокентий (Просвирнин) передал наставление с Афона: «Не надо ничего предпринимать, когда небо молчит», – и потом мы всегда слышали от отца Валериана это наставление. А когда «небо не молчит», можно с помощью Божией действовать, вслушиваясь в этот тихий голос неба. Понятно, что для этого очень полезно постоянное трезвение, непрестанная молитва Иисусова, чтобы предстоять Богу умом и сердцем и очищать их от «шума» пристрастий к земному. Батюшка и сам всегда был осторожен, и нас учил этой молитвенной собранности. «Первый признак помрачения ума – нежелание молиться», – говорил он. Почти никогда не был категоричен. И нас наставлял: «Не будь вельми прав – говорят отцы». Говорил, только когда спрашивали: «Отвечающий без вопрошания безумен». Он сам первый исполнял то, чему учил. Но иногда, особенно на исповеди, мог так кратко и сурово обличить, что это навсегда запоминалось.

Источник

Кратковременное более вредно, нежели полезно

 
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

Древний Патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

299. Старец сказал: ум блуждающий устанавливают чтение, бдение и молитва; похоть горящую потушают алчба, труд и удаление от других; гнев же буйный усмиряют псалмопение, терпение и милостыня, – впрочем, если все сие бывает в свое время и в своей мере, ибо все безвременное и непомерное – кратковременно, а кратковременное более вредно, нежели полезно.

Для несовершенных нужно иметь опытного духовника

Профессор Жан-Клод Ларше, "Преподобный Силуан Афонский" 

Профессор Жан-Клод Ларше

VI. Как человек узнает о присутствии в нем Духа Святого

Человека в духовной жизни подстерегает множество опасных заблуждений. Одно из них – полагать, будто бы ты думаешь, говоришь, действуешь Духом Святым, когда это далеко не так. Изречения и жития святых упоминают немало случаев, когда монахи были уверены, что действуют под влиянием Святого Духа, а на самом деле совершали что-либо по бесовскому наущению. Итак, перед христианином встает вопрос: как отличить реальные присутствие и действие Духа Святого в себе от действий, которые ошибочно, по заблуждению приписываются Его присутствию?

Покаяние, отказ от греха, чистота, послушание, смирение, любовь к ближнему, молитва – в совокупности являются основополагающим критерием, и святой Силуан не раз говорит об этом (см. с. 342–343, 433). Если человек лишен покаяния, если он не отказался от греха, не очистился от страстей, не освободил ум от дурных помыслов, а сердце – от дурных устремлений, если он не послушен и не смирен, если он не любит ближнего или если молитва его не непрестанна – невозможно, чтобы в нем обитал Святой Дух: Дух Святой не найдет в нем для Себя достойного места.

К этому критерию преподобный Силулан добавляет и другие условия. Он отмечает, что «Духа Святого познает душа миром и сладостью» (с. 402; ср. с. 345). Присутствие в душе любой энергии, порождающей волнение или даже агрессию, не только не может быть приписано Святому Духу, но должны расцениваться как признак Его отсутствия.

Соответственно, присутствие и действие Святого Духа верующий узнает по тому, что в нем пребывает мир (см. с. 345), что он испытывает любовь и сострадание ко всем, в том числе к врагам. В связи с последним утверждением святой Силуан замечает, что, «кто не стяжал Духа Святого, тот не хочет молиться за врагов» (с. 339), и предостерегает читателя: «Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух...» (с. 376).

Не рассуждай самостоятельно, добрый твой помысл или нет

Архимандрит Афанасий. "Старец Герман Ставровунийский".

Старец Герман Ставровунийский (1906-31.08.1982)

Из писем старца Германа.

Не рассуждай самостоятельно, добрый твой помысл или нет. Спроси у своего духовного отца. А если твой духовный отец в этот критический момент находится далеко, спроси мнение духовного и надежного брата. И одновременно моли Господа просветить тебя и известить о том, правильно или нет твое суждение. Я, когда нахожусь в безвыходной ситуации и не имею возможности доверить кому-то в этот конкретный момент свою проблему, останавливаюсь и говорю: «Боже мой, соделай, как Ты знаешь!» И не предпринимаю никаких действий до тех пор, пока Господь не пошлет известие моему сердцу.

Преподобный Лев понял, что "прозорливый" монах в прелести

Из жития преподобного Льва Оптинского.

 
Преподобный Лев Оптинский (1768 - 1841)

Как пример духовного рассуждения приводится следующий рассказ. В конце двадцатых или в начале тридцатых годов старец о. Леонид посетил Софрониеву пустынь Курской губернии Путивльского уезда. В то время там жил в саду в затворе иеросхимонах Феодосий, которого многие почитали духовным мужем и прозорливцем, так как он предсказал в свое время Отечественную войну 1812 г. и некоторые другие события. О. Леониду его устроение показалось сомнительным. Побеседовав с затворником, старец спросил его, ― как он узнает и предсказывает будущее? Затворник отвечал, что ему возвещает будущее Дух Святой. А на вопрос старца, ― каким образом возвещает, ― объяснил, что Дух Святой является ему в виде какого-то голубя и говорит с ним человеческим голосом. Видя, что это явная прелесть вражия, о. Леонид начал предостерегать затворника, что подобным вещам не следует доверять. Но тот оскорбился и с негодованием возразил старцу: «Я думал, что ты, подобно другим, хочешь от меня попользоваться, а ты пришел меня учить!» После того старец о. Леонид удалился и, уезжая из обители, сказал настоятелю: «Берегите вашего святого затворника, как бы с ним чего не случилось». Едва о. Леонид доехал до Орла, как узнал там, что несчастный Феодосий удавился. ― Из сего можно заключить, что хоть этот затворник находился в обольщении вражием, но милость Божия не совсем от него отступала. Когда же он отверг благожелательное предостережение мудрого и опытного старца, Господь за это оставил его, и он погиб такою ужасною смертию.

Эта статья по-английски

Старец Силуан о признаках благодати и прелести

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

В СВОЕМ желании узнать от Старца, есть ли несомненный признак, дающий возможность достоверно отличить истинный духовный путь от тех «призраков истины», которые лежат на отступлениях от этого пути, мы вели с ним беседы об этом предмете, и слово его было для нас бесценно дорогим. Он говорил:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку — она плачет и молится за весь мир.

Предавшись плачу и молитве за мир, порожденный любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоеваться в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения.

И это есть истинный путь, которому научает Дух Святый.

Дух Святый есть любовь, мир и сладость. Дух Святый научает любить Бога и ближнего. А дух прелести — есть гордый дух; он не щадит человека и прочую тварь, потому что он ничего не создавал; он действует, как вор и хищник, и путь его исполнен разрушения.

Пустынник не мог отличить свои помыслы от вражеских

 
Преподобный Лев Оптинский (1768 - 1841)

Ответы старца о. Леонида на вопросы Алексея Поликарповича Бочкова, впоследствии Антония, игумена Череменецкого монастыря.

6. Как же узнать: какие помыслы собственно наши и какие от противного?

― Мне сказывал один коневский пустынник, что, занимаясь немалое время умным вниманием, он не мог отличить свои помыслы от вражеских. Враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: «иди, сделай то и то», а как будто думает за тебя, и говорит тебе мыслию твоею: «Мне хочется сделать то и то; я полагаю, что это полезно, а это вредно; я решился на то и то». И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим или его я. Ты полагаешь, что это твои мысли. Нет, ты только слушаешь вражеские внушения [Внимающим своему спасению наставление это особенно должно помнить].

Эта статья по-английски

Смущение - признак присутствия дьявола

Из жития Игнатия Слепого, Афонского (1827-7.11.1927)

Сатана искушал также духовных чад старца Игнатия. Один из них услышал поздней ночью стук и чей-то приятный голос: «Встань, дитя мое. Спустись в церковь. Моя неугасимая лампада потухла». Ученик встал, пошел в храм, где и в самом деле увидел, что лампада у иконы Богородицы потухла. Он ее зажег, помолился и вернулся в келью. Старцу решил ничего не говорить, потому что в этом, как он считал, греха нет. Но старец все видел и сам. Принудив ученика дать ему отчет о происшедшем, отец Игнатий его спросил: «Что ты чувствовал, когда зажигал лампаду?» «Радость и благодарность», - ответил тот. «А еще что?» - не отставал старец. «Было еще непонятное беспокойство и смущение», - уточнил ученик. «Вот это и говорит о явном присутствии дьявола», - сказал старец.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/66214-poklonenije-dyjavolu-na-vershine-afona

Старец Силуан о различении

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан". Часть II. Писания старца Силуана

Преподобный Силуан Афонский

Если увидишь свет внутри себя, или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся и смири себя и свет этот исчезнет.

Если видишь видение какое-либо, или образ, или сон, то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную с тщеславием, и посему узнается прелесть.

Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его.

Небесное познается Духом Святым, а земное - умом; но кто хочет познать Бога своим умом от науки, тот в прелести, ибо Бог познается только Духом Святым.

Если ты видишь умом бесов, то смиряй себя и старайся не видеть, но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь прелести. А если подумаешь, что ты в духовной жизни знаешь больше духовника и перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради вразумления.

Эта статья по-английски

Не принимай образов прежде вопрошения опытных

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. "Наставления безмолствующим".

73. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.

Какие признаки прелести.

Безмолвствуя и желая один быть с единым Богом, никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, – лик Христа, или Ангела, или образ Святого, или световое воображение, мечтаемое умом; но не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было, прежде, чем вопросишь кого из опытных: что есть дело самое полезное и Богу любезное, и благоприятное. Храни же ум свой всегда бесцветным, безобразным, безвидным, бесформенным, бескачественным, бесколичественным, внимающим одним словам молитвы, в них поучающимся и об них размышляющим в сердечном внутрь движении, последуя Лествичнику, который говорит: "Начало молитвы состоит в том, чтоб отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина ее в том, чтобы ум заключался в словах, которые говорим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу" (Сл. 28, 19). Св. Нил так о сем говорит: "высшая совершенных молитва есть восхищение некое ума и полное его исступление от всего чувственного, при ходатайстве Духа воздыханиями низглаголанными (Рим. 8, 26) пред Богом, видящем расположение сердца, открытое как написанная книга и молчаливыми знаками изъявляющее свое хотение. – Так до третьего неба восхищен был Павел, не ведая, в теле ли он был, или кроме тела (2 Кор. 12, 2). Так Петр возшедши на горницу помолиться, видел видение плащаницы (Деян. 10, 9). Вторая же после сей первой (высшей) молитвы есть та, в которой слова молитвы произносят с припоследованием им ума сокрушенного и сознающего, Кому приносит он моление. Молитва же, пресекаемая заботами телесными и смешивающаясь с ними, далеко от устроения подобающего молящемуся" (Рус. Доброт. т. 2, стр. 245, гл. 168-170). – В сем убо пребывая, другого ничего не принимай, до времени умирения страстей, с вопрошением, как сказано, опытных.

Назначение послушания должно соответствовать духовному состоянию конкретного монаха

Старец Эмилиан (Вафидис). "Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария".

Приведем еще один пример. Два монаха спрашивают игумена, можно ли им сходить на пристань. Одному игумен это запрещает, другому разрешает. Если первый подумает, что ему отказали, потому что его не любят, он ошибется. На самом деле игумен еще не разочаровался в нем и верит, что в этот час брат может пойти в келью, где будет беседовать с Богом, прольет слезы и в сердце переживет небесные восхождения. От второго же монаха игумен уже ничего не ожидает, или пока еще не может потребовать от него пойти в келью, зная, что брат вместо этого остановится где‑нибудь поболтать, и потому позволяет ему сходить на море порыбачить. А третьему он откажет, потому что знает его немощь и пристрастие к рыбалке. Разрешением он не исправил бы брата, но, напротив, подогрел бы его страсть.

Лествица о различении помыслов

Преподобный Иоанн Лествичник. "Лествица". Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей

 
Прп. Иоанн Лествичник (VI-VII вв.)

1. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

2. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами.

3. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [объядение, сребролюбие и тщеславие], тот низложил вместе и пять последних [т. е. страсти блуда, гнева, печали, уныния и гордости]; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

4. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство. [Под словом «чистое чувство» разумеется хранение всех внешних чувств. Посему, тогда человек, как должно, рассуждает, когда хранит совесть свою неоскверненною, соблюдая от вреда и внешние чувства, то есть смотрит на все целомудренным оком, слушает только безвредное, говорит только должное и благопотребное].

Святитель Феофан о различении помыслов

Святитель Феофан Затворник. "Письма".

 
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

47. О различении помыслов.

Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно — и спасение готово. Оно уже приготовлено для всякого: приди только и возьми. Так что трудно не спастись, а трудно захотеть встать, пойти и получить спасение. Но в таком случае не следует говорить: трудно спастись, а: лень нам спастись.

Самим нам не только трудно, но и решительно невозможно спастись. Но с Господом Спасителем какой труд? Имеем Бога, Который все промыслительные действия Свои направляет к тому, чтоб все мы пришли в познание истины и спаслись, — и еще будет нам трудно спастись?!

Есть, конечно, в сем труд: ибо какое же дело делается без труда? Но труд наш в содевании спасения так мал и ничтожен сравнительно с великостью дела спасения, что о нем и поминать не стоит.

Как приобрести различение помыслов

Евагрий. "О помыслах".

26. О том, как обрести ведение различения

Если кто-нибудь из отшельников желает получить от Господа ведение различения, то пусть он прежде всего ревностно осуществляет те заповеди, которые он может осуществить, не пренебрегая ничем; и таким образом во время молитвы "да просит" ведение "у Бога, дающего всем просто и без упреков"; просит, "нимало не сомневаясь" и не бросаемый волнами неверия,- "и дается ему" (Иак. 1, 5-6). Ибо невозможно постигнуть ведение множества вещей тому, кто не радеет о (вещах] уже познанных |и боится], что, совершив много прегрешений, он будет ответственен за еще большее количество грехов. И [наоборот], блажен тот, кто служит ведению, ибо подлинную опасность [для него] представляет неисполнение того, что оно предписывает, тогда как исполнение всего того, чему оно научает, доставляет блаженство. Ибо ум, будучи страстным, кружится и становится неудержимым [в своем кружении], когда рассматривает вещества, производящие [различного вида] наслаждения. Он перестает блуждать, только став бесстрастным и встретившись с нетелесными [сущностями], которые исполняют его духовные желания. Но ведение нельзя стяжать, если не отречься первым, вторым и третьим отречением. Первое отречение есть добровольное оставление мирских вещей ради Боговедения. Второе отречение есть отвержение порока, происходящее по благодати Спасителя нашего Христа и благодаря усердию [самого] человека. Третье отречение есть удаление от неведения тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно [их внутреннему] состоянию.

Нарушить выпавший жребий идти в монастырь - это клятвопреступление?

Вопрос священнику.

Протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Мне 39 лет, не женат, детей нет. Первый раз в жизни исповедовался и причастился после армии, тогда на меня это произвело сильное впечатление (хотя я и был мало знаком с Православием), но я бросил дома жребий, что если выпадет монастырь, то уйду в монастырь... Со временем как-то первый порыв прошел, работа, друзья и т.д. Сейчас я хожу в храм, участвую в таинствах, читаю, молюсь по мере сил, и вот у меня какой вопрос: не является ли мое прошлое невыполненное обещание о монастыре клятвопреступлением? Спаси Господи.

Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.

Знаете, по жребию человек не может определить свою жизнь. Мы не бросаем жребий, а ищем воли Божией, мы смотрим на обстоятельства, на то, в чем нам приходится участвовать, что приходится решать в этой жизни.

Сегодня, слава Богу, Вы трудитесь, молитесь в меру сил, у Вас есть работа и друзья, есть какие-то обязанности. А смолоду, сгоряча Вы бросили жребий, и выпал монастырь, но все это — юношеские порывы, а никакая не клятва, не обет, просто такой юношеский максимализм, который сейчас прошел.

Если Бог хочет Вас призвать в монастырь, то призовет. И жребий тогда не надо бросать, просто жизнь так повернется, что никуда не денетесь, придете в монастырь, будете трудиться и нести святое послушание. А сегодня Вы находитесь в миру, дорожите тем, что у Вас есть, и благодарите за это Бога. Христос воскресе!

О правильном отношении к истинным и ложным утешениям

Письма преподобного Макария Оптинского.

Утешение

...Одно слово: "неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает" — произвело в сердце твоем отраду духовную. Это не нашей силы и напряжения, но дело милости Божией.

...В церкви ты чувствовала себя в радостном духе, — не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя.

Письма А. Я. прочитал; видно ее большое рвение в монастырь, но с надеждою не на Бога... Она, бывши у вас, вкусила умиления и думает, что всегда оное с нею пребудет неотлучно, а потому стремится на Фавор; но это только показало, что есть <т. е. что есть благодать, Бог>; а надобно прежде на Голгофе побывать и принять крест душевных и телесных горестей; тогда, по мере терпения и смирения, даруется и утешение. Когда постраждем со Христом, то с Ним и прославимся (Рим. 8, 17)... Ей хочется скоро взлететь на небо: пусть не спешит, — дело будет прочнее; а то и вступя в монастырь, не найдет покоя...

Прежде надобно понести скорби, встречающиеся при делании заповедей Божиих, и оными исцелити страсти; и тогда не искать утешений, но оно само по себе приходит. В посланных к тебе выписках св. Исаака Сирина, кажется, довольно было объяснено, что писал он к ищущему утешений и откровений и какие делал против сего возражения; советовал более пребывать ему в делах покаяния, а не искать утешений а один богомудрый муж предпочитает еще крест духовным наслаждениям и говорит, что мы ищем в них не Бога, а себя.

...Утешениям или предваряет, или последует мятеж; а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость...

Действие темных сил сопровождается шумом, смущением и страхом

Архиепископ Василий (Кривошеин). "Ангелы и бесы в духовной жизни".

О житии преподобного Антония Великого.

Однако эта неспособность бесов открыто нападать на христиан заставляет их пользоваться другими хитрыми, "обходными" приемами. Так, они являются в образе ангелов света и обманывают нас ложными видениями. Пр. Антоний переходит здесь к вопросу о различении духов. Это одна из наиболее интересных частей его духовного учения [18]. Она дает ему повод говорить и о роли добрых ангелов в духовной жизни, с целью различить их от злых духов. Бесы, как пр. Антоний объясняет своим ученикам, часто являются в виде ангелов. Они даже уверяют нас: "Мы - ангелы" [19]. Христиане, однако, с помощью Божией без труда отличают доброе явление от злого по его действию на душу. "Легко и возможно, - говорит пр. Антоний, - различить присутствие добрых и злых сил, когда Бог дает нам это. Видение… святых (сил) чуждо смущения… оно бывает столь тихо и кротко, что сразу радость и ликование и смелость возникают в душе. Ибо посреди них находится Господь, Который есть наша радость и Сила Бога Отца. Душевные мысли остаются несмущенными и без волнения, так что душа видит тех, кто ей являются, озаренная ими. Ибо сильное желание божественных и будущих вещей входит вместе с ними в душу, и она всячески хочет соединиться с ними" [20]. Даже если явление устрашает нас своим Божественным величием, это чувство немедленно рассеивается теми, кто является [21]. "Когда… вы увидите кого-нибудь и испугаетесь, если страх будет сразу отняти вместо него наступит неизреченная радость, благодушие и дерзновение… и безмятежность в мыслях… мужество и любовь к Богу, будьте смелы и молитесь. Радость и состояние души указывают на святость Того, Кто присутствует" [22]. Совершенно противоположно действие темных сил. Их явление сопровождается шумом, смущением и страхом. Оно производит дурные чувства, беспорядок в мыслях и пренебрежение к добродетели [23]. И чувство страха не проходит, как при добром явлении [24]. Однако мы не должны никогда терять нашего мужества, когда мы видим видение. "Когда воображается какое-нибудь видение, не падай в страхе перед ним, но кто бы оно ни было, спрашивай прежде всего со смелостью: "Кто ты? И откуда?" И если это было видение святых сил, они извещают тебя об этом и превращают твой страх в радость. Если же это было нечто диавольское, оно немедленно ослабевает, когда видит тебя укрепившимся умственно. Ибо просто спрашивать есть уже доказательство несмущенности" [25].

Отличие трусости и осторожности

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Владыка, помогите разобраться, точнее, найти грань между трусостью и осторожностью. Ирина

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Ирина! Эта грань действительно очень тонкая. Осторожность — качество, необходимое человеку, но трусость ходит где-то рядом, часто невозможно провести никакой «химически чистой» границы между ними.

Вообще, самое необходимое каждому христианину качество — это рассудительность. Нужно постараться его приобрести и им руководствоваться. Допустим, мы стараемся избежать ненужных нам неприятностей. Но если при этом приходится покривить душой, или есть желание при этом сложить эти неприятности на кого-то другого, — надо сознавать, что это уже будет трусость, а не осторожность. В самых общих словах можно сказать так: там, где мы, будучи поставлены в ситуацию выбора, готовы идти на компромисс, нарушая при этом законы Божии и человеческие, то это трусость.

Источник

Благодать есть свет

Беседа преподобного Серафима Саровского "О цели Христианской жизни".

Преподобный Серафим Саровский (1754 - 1833)

- Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святаго, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжжению бесовскому воровски в нас действующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. "Аминь, аминь глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет вовеки". Имеющий благодать Святаго Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет вовеки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: "В Том живот бе и живот бе свет человеком", и прибавлено: "И свет во тьме светится, и тьма его не объят". Это значит, что благодать Духа Святаго, даруемая при Крещении во имя Отца и Сына и Святаго Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом безценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: "Авва отче, не до конца прогневайся на нераскаянность эту!" А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святаго, о стяжании которой как о цели жизни Христианской, я говорю столько времени вашему Боголюбию.

Отличие истинного сокрушения от бесовского

Малоизвестные наставления афонского старца Паисия.

«Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство».

Источник

Нужно ли пристально всматриваться и искать духовный смысл всех событий?

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Здравствуйте, Владыка! Оптинский старец Варсонофий говорил, что ничто не происходит случайно, и часто примечал дни, в которые у него происходили знаменательные события в его жизни, как то: день его прихода в скит, день пострига и многое другое. Такие события он считал промыслительными и чтил память святого, в день которого это случалось. Насколько полезно обычному мирскому человеку что-то для себя «примечать», если его жизнь еще не определилась и он свободен? Стоит ли обращать на это внимание, если начинаешь понимать, что в твоей жизни перестало все происходить случайно?

Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Действительно, в нашей жизни ничего случайного не бывает, поскольку есть Божественный Промысл, управляющий миром и всем, что в нем происходит. Но полезно ли всматриваться в каждую мелочь, в каждую деталь? Преподобный Варсонофий был мужем святым, благодатным, обладающим зрением духовным. Он мог отделить существенное от несущественного, значительное от незначительного, прозреть сокровенный смысл тех или иных событий. Если же подобную «пристальность» в рассмотрении всего случающегося будет проявлять человек, не имеющий благодатного дара рассуждения, то ни к чему доброму это не приведет. Скорее всего, враг уловит такого человека в свои сети: либо заставит его вместо реальной жизни заниматься наблюдением за какими-то совершенно ничего не стоящими вещами, либо обольстит ложной «чудесностью» совпадений. Поэтому искренне советую Вам более, чем во внешние события, всматриваться в свой внутренний мир и образовывать его в духе христианском путем исполнения евангельских заповедей.

Источник

Сатана вызывает кичение и высокоумие

Преподобный Макарий Египетский. "Семь слов".

Любителю добродетели должно позаботиться о великой рассудительности, чтобы не обманываться в различении добра и зла, и входить в исследование многообразных козней лукавого, который обык обольщать многих благовидными представлениями, по крайней мере, разуметь, что безопасное на все полезно. Поэтому, не поддавайся легкомысленно и скоро, к обольщению своему, внушениям духовных сил, хотя бы это были и сами небесные Ангелы; но будь медлителен, подвергая это самому тщательному испытанию, усвояя себе прекрасное, и отревая лукавое. Ибо действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра. Если, по слову Апостола, сатана и умеет преображаться «во Ангела светла» (2 Кор. 11, 14), чтобы обольщать; то, хотя бы представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия; что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати. Ибо сказано: «плод духовный есть любы, радость, мир» и проч. (Гал. 5, 22). Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие. Итак, по действенности да распознается воссиявший в душе твоей духовный свет, от Бога ли он, или от сатаны. Впрочем и самой душе, если она имеет здравую рассудительность, по духовному чувству скоро делается явственным сие различие. Как уксус с вином на вид одинаковы, но гортань чувством вкуса различает свойство того и другого: так и душа по самому духовному ощущению и действенности может различать дарования Духа и мечтания чуждого.

Исаак Сирин о признаках благодати

Преподобный Исаак Сирин. "Слова подвижнические".

По временам неощутительно во все тело входит какое-то услаждение и радование, и плотский язык не может выразить этого, пока все земное не будет при сем памятовании почитать прахом и тщетою. Ибо оное первое, из сердца истекающее услаждение, иногда в час молитвы, иногда во время чтения, а иногда также вследствие непрестанного занятия и продолжительности мысли, согревает ум.

Ложное и истинное утешение

Блаженный Диадох Фоткийский (~400 - ~486)

Блаженный Диадох, епископ Фоткийский. "Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного".

31. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном, и как ум рассеивает его теплым призыванием имени Иисуса и самого сатану обращает в бегство.

Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент тончайшего некоего сна (или засыпания).

Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса, и как верным оружием против прелести, воспользуется сим пресвятым и преславным именем; то лукавый обольститель оный тотчас удаляется, но за то возгорается наконец бранью против души своим лицом (а не помыслами). Так ум, точно распознавая обманчивые прелести лукавого более и более преуспевает в различении духовных вещей.

Об умной благодатной молитве

Из жития преподобного отца нашего Максима Кавсокаливита. "Об умной благодатной молитве".

     Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и беседуя с ним, между прочим спросил его: прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву?

В каком случае сон можно как-то истолковать

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Если снится умерший человек и говорит, что ему плохо, и он там таскает какие-то мешки, что он этим хочет сказать? Юлия

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Юлия! Есть хорошее святоотеческое правило: не доверять снам и не обращать на них особого внимания. Но если после смерти часто снится близкий человек, о нем нужно сугубо молиться. Может быть, он не был отпет. Часто бывает так, особенно в наши дни, что люди умирают не по-христиански. Еще сто лет назад немыслимо было бы человеку в нашей стране перед смертью не исповедаться, не причаститься и не собороваться. Сегодня даже этих слов многие из наших зрителей, слушателей, просто не знают, тем более не знают, что они означают. Когда жизнь человека подходит к концу, конечно, ему необходимо облегчить свою душу. Если этого не произошло, то мы, оставшиеся здесь, на этой земле, можем облегчить его участь своими молитвами. И, наверное, такое беспокойное сновидение вполне может свидетельствовать о том, что человек нуждается в наших молитвах.

Источник

Пример различения, что мысль уйти в другой монастырь - от бесов

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Воспоминания монахинь об исповеди у прп. Амвросия Оптинского.

[Исповедь] 10 августа 1886 г [ода]

Скажи ты мне по правде, отчего ты скучна? Ну, говори наперед грехи. У нас была на скотном дворе старая начальница, забыл, как ее зо­вут... Матрена Григорьевна. Поселившись в Оптиной, борол ее помысл не оставаться в Оптиной, а уйти в другой монастырь. Ей благословле­но было пойти на богомолье и присмотреться, не понравится ли другой какой монастырь; и где бы только она ни побывала, везде ей все нрави­лось. Из этого она и поняла, что это было с нею искушение. Если бы один какой монастырь ей понравился, тогда другое дело, а так как ей нравились все, кроме Оптиной, то это служило прямым доказательст­вом, что было с нею искушение. Так и тебе. Если бы понравился один какой из женихов твоих, тогда другое было бы дело, а так как нрави­лись все зараз, то это явное искушение. Враг всячески старался вы­рвать тебя в мир, но милосердие Божие не допустило.

Источник

Старец Савва о рассуждении

Из жизнеописания старца схиигумена Саввы (Остапенко). О рассуждении

Схиигумен Савва (Остапенко) (1898 - 27.7.1980)

Рассуждение в том состоит, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всяком деле.

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле, хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимается дар, который ты обнаружил.

Рассуждение - дар бесценный, чрез него душа противится страстям, согласуясь с волей Божией, со страхом Божиим.

Есть такие горячие, но не рассудительные люди, которые хотят сразу стать вполне добродетельными. Им могут помочь простые слова нашего русского угодника, преподобного Серафима, который жил в XIX веке, совсем недавно, и знал условия почти современной нам жизни:

- Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель - не груша, ее вдруг не съешь… Иди средним путем - выше сил не берись, упадешь… Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе, только не надо ничего суетного желать, а все Божие хорошо… И девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных, и брак благословен Богом, только враг смущает все.

Многие яды исцеляют болезни, и хорошее может вредить. Нож, например, для обихода необходим, но ножом можно зарезать ближнего. Даже от Библии с ума сходят. Главное, чтобы мы, перешедше огнь и воду, сделались искусны.

Лучше не передавать укорных слов, посылаемых к нам от кого-либо, а умолчать о них или передать, хотя ложно, слова любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен.

Рассуждение - выше всего.

Терпение и смирение - нужнее всего.

Молчание - лучше всего.

Любовь - необходима для всех!

Старец Нектарий различил видение благодати около человека

Преподобный Нектарий Оптинский (1853-12.5.1928)

Из книги "Житие иеросхимонаха Нектария".

Как-то, разговаривая с одной петербургской барышней, которая любила развлечения, шумные компании, старец Нектарий сказал: «Если бы вы имели и весь мир во власти, и тогда бы вам не было покоя и вы чувствовали бы себя несчастной. Ваша душа мечется, страдает, а вы думаете, что ее можно удовлетворить внешними вещами или наружным самозабвением. Нет, все это не то, от этого она никогда не успокоится... Надо оставить все».

Отец Нектарий долго сидел, склонив на грудь голову, потом сказал:

– Я вижу около вас благодать Божию. Вы будете в монастыре.

– Что вы, Батюшка, я-то в монастыре? Да я совсем туда не гожусь! Да я не в силах там жить!

– Я не знаю, когда это будет – может быть, скоро, а может, лет через десять, но вы обязательно будете в монастыре, – подтвердил Батюшка.

Вскоре она уехала на Алтай и поступила там в монастырь. «Вот как дивно исполнились слова, сказанные Батюшкой,– писала потом та исповедница,– я вижу около вас благодать Божию. Вы будете в монастыре». Я тогда удивилась и не поверила, а через два месяца после того разговора я действительно уже надела иноческую одежду. Благодарю Господа, вразумившего меня съездить в этот благодатный уголок – Оптину Пустынь. Не поехала бы туда – и до сих пор не была бы в монастыре, и до сих пор носилась бы в бурных волнах житейского моря. Слава Богу за все!»

Иные пять лет ждали и не исполняли помысла

 
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

Святитель Феофан Затворник. "Путь к спасению". 3. Правила брани со страстями или начало к самопротивлению.

1) Есть помыслы тонкие и тончайшие, есть грубые и грубейшие. Последние всякий может замечать и сам; первые незаметны в час пребывания своего в сердце, а открываются уже после из дел, и притом более другим, нежели себе. Вот побуждение не верить своему покою, доброте и чистоте ни на одну йоту, а всегда ее подозревать внимательно следить за ходом дела и смотреть, какими помыслами они сопровождаются и оканчиваются, чтобы по сему судить потом, что первоначально лежало внутри. Лучше всего, впрочем, иметь другого поверенного привычный глаз совне тотчас укажет, что внутрь нас кроется, хотя мы этого не замечаем. Когда говорится о тончайших помыслах, то не разумеются одни только духовные: бывают они со стороны тела и души. Отличительное их свойство незамечаемость, сокровенность в глуби, так что человек думает, что действует чисто, без примеси страсти, а на деле по страсти. Причина сего неутвердившаяся еще чистота сердца или, лучше, необразовавшееся разрешение естественного от пришлого. Когда это будет, тогда тонкое и тончайшее сделается грубым и грубейшим, ибо тогда изострится внимание опытностию и обучатся чувства сердца к различению добра и зла.

Старец Симеон о рассудительности

Преподобный Симеон (Желнин) (1869 - 18.1.1960)

Из книги "Великие русские старцы".

Старец Симеон (Желнин).

Много еще имеется добрых дел, но одно – высшее всех – это рассуждение, или духовная мудрость, о которой не все знают. Она достигается через молитву и смирение – временем и опытностью, и каждая добродетель нуждается в ней – по слову святого Антония Великого. Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением, как говорят, «в разуме».

Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать непостящихся, поститься и гордиться или тщеславиться постом, поститься от мертвого мяса, а есть «живое»: языком обижать или осуждать ближнего. Можно также терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь, раздражаться, обижаться. Можно исповедоваться в грехах, но утаить грех, или не простить обидчика, или не иметь веры, что тебе грехи простятся, оправдывать себя, не сокрушаться о грехах и не иметь намерения исправить свою жизнь. Можно молиться, но без участия сердца, или рассеянно, или с леностью, или поспешно, или дремать при этом.

Пример извещения, что еще рано жить отшельником

"У пещер "Богом зданных". Псково-Печерские подвижники благочестия XX века".

Из воспоминаний о старце Михаиле (Питкевиче).

Ища тишины и уединения для неразвлеченной молитвы, о[тец] Тимон, живя в скиту преподобного Сергия, задумал построить себе в отдалении келейку. Скит был расположен на гранитных скалах, покрытых вековым хвойным лесом. Местами скалы совсем отвесно спускались в воды проливов, образуя обрывы в несколько сажен вышиной. Зима была суровая, оттепель сменили морозы, скалы и камни были покрыты льдом. Избушка-келейка, которую строил себе о[тец] Тимон, была почти готова. Чтобы ее закончить, пошел он искать по берегу недостающий материал.

«Не знаю, – рассказывал старец, – как оступился на самой скале, упал вниз на лед прямо головой. Потерял сознание. Когда очнулся, пришел в себя, ничего не помню и не понимаю: смотрю, смотрю – не узнаю места, не понимаю, где я, зачем тут, почему на льду. Спрашиваю себя: что же я должен делать, куда идти? Ничего не знаю и не понимаю… все забыл… Вот в какое состояние пришел… Встал и пошел тихонько, не знаю сам куда, и не понимаю, кто я и сам-то. Поднял глаза на скалу, вижу – стоит избушка, думаю, какая красивая келейка, и тут-то и вспомнил, что это моя келейка». Пошел отец Тимон к своему старцу и все ему рассказал, что с ним случилось. Старец, выслушав, сказал: «Смотри, не указание ли это тебе – тебе рано еще жить отшельником, вернись лучше в монастырь». О[тец] Тимон так и сделал.

Как узнать, когда человек говорит от Бога, а когда от себя

Протоиерей Георгий Бреев

Наталия Голдовская. "Ничего не бойтесь. Воспоминания об отце Георгии Брееве".

Один духовный сын отца Георгия, тоже священник, очень интересовался, как понять, когда мы говорим — от Бога, а когда — от себя.

— Кто с Богом, тот говорит Божие, а кто со своими помыслами, тот говорит от своих помыслов, коротко к ясно объяснил батюшка.

Как святой Серафим Саровский получал извещение от Бога

И.М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время".

Преподобный Серафим Саровский (1754 - 1833)

Один из живых примеров старческаго служения находим мы в житии преп. Серафима. Это ярко выступает в раcсказе о том, как к нему пришли одновременно Владимирский купец и будущий наместник Сергиевой Лавры, тогда игумен Антоний. Этот раcсказ читатель найдет ниже в жизнеописании митрополита Филарета Московского. Из этого случая видно, что преп. Серафим готовил о. Антония к его будущему служению и раскрывал ему духовные законы. На просьбу о. Антония объяснить ему каким образом происходит действие прозорливости, Преподобный ответил ему следующее: «Я грешный Серафим так и думаю, что я грешный раб Божий: что мне поведает Господь, то я и передаю требующему полезного… Первое помышление, являющееся в душе моей я считаю указанием Божиим и говорю не зная, что у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом: в таких случаях всегда делаются ошибки».

Весьма назидательную и многообъяснительную сию беседу старец заключил так: «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу угодно, то передаю».

Из сего видно, что Сам Всемогущий Господь говорил устами преп. Серафима. Поэтому он, не задумываясь, сразу отвечал с полной несомненностью, и говорил даже и то, что не приходило и на помысл его собеседнику, но что открывал Дух Святой.

Отличие истинного умиления от ложного

 
Прп. Варсанофий Великий (VI в.)

Преподобные Варсанофий Великий и Иоанн Пророк. Ответы на вопросы учеников.

Вопрос 391. Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий и, вспомнив суд оный, я тотчас умиляюсь. Как я должен принимать память о сем?   

Ответ. Когда сие приходит тебе на память, то есть (когда почувствуешь) умиление о том, в чем согрешил ты в ведении или неведении, то будь внимателен, как бы сие не произошло по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай: когда придет тебе таковая память и ты стараешься делами показать исправление, то это есть истинная память, чрез которую прощаются грехи. А когда видишь, что вспомнив (страх Божий и суд), умиляешься и потом снова впадаешь в те же, или худшие, грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание от сопротивного, и что демоны влагают в тебя оное к осуждению души твоей. Вот тебе два ясные пути. Итак, если желаешь бояться осуждений, бегай дел его.

Пример, как святой Варсонофий Оптинский чувствовал Божественное изменение

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845 - 1913)

И.М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время".

Решительно то же самое говорил Оптинский старец о. Варсонофий своему духовному сыну Василию Шустину: «Отслужишь обедню, приобщишься и затем идешь принимать народ. Высказывают тебе свои нужды. Пойдешь к себе в келью, обдумаешь, остановишься на каком-нибудь решении, а когда придешь сказать это решение, то скажешь совсем другое, чем думал. И вот это и есть действительный ответ и совет, которого если не исполнит спрашивающий, то навлечет на себя худшую беду. Это и есть невидимая Божия благодать, особенно ярко проявляющаяся в старчестве после приобщения Святых Таин».

Отличие зова Господа от зова дьявола (вопрос священнику)

 
Протоиерей Андрей Ефанов

Вопрос читателя журнала "Фома".

Источник: foma.ru

Как отличить зов Господа от зова дьявола?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! В аскетике есть очень хорошо разработанные аппарат критериев, по которым можно различать, идет ли человек к Богу или ко диаволу, пребывает ли в состоянии прелести. Различается это по внутреннему состоянию: от Господа и благодати Божией – любовь и мир в сердце, от диавола – противоположный эффект, хотя сперва может казаться иначе.

Чтобы не ошибиться, про все эти "зовы" и состояния нужно открывать помыслы духовнику и подробно рассказывать, что с Вами происходит и что именно Вы имеете в виду под зовом. И священник сориентирует, как и что Вам делать. Различать тоже нужно учиться, и долгое время этого не надо делать самому (это и невозможно), но передать дело в руки опытного человека, облеченного священным саном.

Храни Вас Бог!

Как Святые определяли волю Божию.

Протоиерей Константин Ровинский. "Беседы старого священника со своими духовными детьми".

Протоиерей Константин Ровинский (1862 - 5.9.1942)

О батюшке отце Алексее Мечеве.

Когда все совершилось, как сказал Батюшка, я однажды, во время беседы спросил его, как он, объявив мне прямо волю Божию, узнал ее.

Батюшка ничуть не удивился моему вопросу и сказал мне: «Первая мысль, которая приходит к человеку после молитвы – от Бога, ей и нужно следовать [1]. Когда я, много раз наблюдая, утвердился в этом, то в известных случаях, помолясь усердно Богу, начал прямо объявлять Его волю. Так я поступил и с Вами…»

Это же мне сказал однажды один архиепископ, большой молитвенник. «Вот иногда решишь, как поступить, после молитвы, с провинившимся клириком,— дополнил мне святитель свой рассказ примером, — а потом возьмет жалость и смягчишь наказание и смотришь — это ему оказалось не полезным. Нужно всегда приводить в исполнение первую мысль, которая приходит после молитвы».

[1] Речь идет о первой мысли после молитвы именно у человека святой жизни, каким был св. Алексий Мечев, и особенно при вопросе со стороны другого человека, а не просто так. - Ред. 

Старец мог различать, когда говорил от опыта, т.е. от себя, и когда от Бога

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 24.9.1938)

Говорить об этих предметах, составляющих нетайную тайну христианской жизни, выходящих, однако, за пределы ленивой повседневности и обычно малого духовного опыта, всегда не безопасно, потому что многие могут неверно понять слово и неправильно применять его на деле, и тогда вместо пользы возможен вред, особенно если человек приступает к подвигу с гордой самоуверенностью.

Когда кто-либо искал совета Старца, он не любил и не хотел давать ответ «от своего ума». Он помнил слова Преподобного Серафима Саровского: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки», и добавлял при этом, что ошибки могут быть малые, но могут быть и большие.

То состояние, о котором он говорил Отцу Стратонику, а именно, что «совершенные от себя ничего не говорят... Они говорят лишь то, что дает им Дух», не всегда дается даже и тем, которые приблизились к совершенству, подобно тому, как Апостолы и прочие Святые не всегда творили чудеса, и Дух пророческий не равно действовал в Пророках, но иногда с великой силой, иногда же отходил от них.

Старец ясно различал «слово от опыта», от непосредственного внушения свыше, т. е. слова, которое «дает Дух». Ценно и первое, но второе выше и достовернее (Ср. 1 Кор. 7, 25). Иногда он с верою и определенно говорил спрашивавшему, что воля Божия, чтобы он сделал так-то, а иногда отвечал, что не знает воли Божией о нем. Он говорил, что Господь иногда не открывает Своей воли даже Святым, потому что обратившийся к ним обратился с неверным и лукавым сердцем.