Вопрос священнику.
Спрашивает: Лидия, Томск
Доброго времени суток! С постом! Я стараюсь чаще исповедоваться и причащаться. Но у меня бывают такие моменты, когда я не знаю что говорить на исповеди. Душой понимаю, что я грешница, великая грешница, а как все это словами высказать? Подскажите, пожалуйста, как быть в таких случаях, что говорить? Спаси Господи!
Отвечает: протоиерей Владимир Пономарев
Лидии можно, наверное, посоветовать что: более внимательное отношение к тому явлению, которое мы называем “грех”. Зачастую человек живет по совести и не замечает большого количества мелких грехов, которые постепенно, если у явного грешника явные грехи напоминают огромный камень, то у человека зачастую воцерковленного или у человека, живущего, по его мнению, по совести, грехи напоминаю песчинку и превращаются в мешок с песком. И по весу большой камень так же весит, как мешок с песком. Но, подходя к Таинству Исповеди, всегда нужно как-то стараться разделять, как мы согрешаем, против кого мы согрешаем, против чего мы согрешаем. Есть грехи против Бога. Есть грехи против Церкви. Есть грехи против людей. Есть грехи против себя. Если мы научимся четко распределять, как мы живем, где мы оступились, где оказались не на высоте. Ведь Святые Отцы учат нас чему: что любой маломальский грех, если к нему относиться без внимания, он превращается и преображается в грех явный и смертный. От экономности до скупости один шаг. И вот эту грань мы должны совестью чувствовать и произносить ее, т.е. исповедовать ее на Исповеди при свидетеле-священнике. Мы можем согрешать против Церкви. А как мы можем согрешать против Церкви? Ну, например, отстаивали ли мы всегда в беседах, в каком-то полемическом споре свое отношение к Церкви как к матери родной. Всегда ли мы подходили к людям упавшим на улице. Что это: алкоголь, грехопадение, может быть инсульт, может быть, мы золотой час выиграем. Еще какие-то вещи. Идя на Исповедь, всегда нужно четко выстраивать иерархию грехов: грехи против Бога, против Церкви, против окружающих нас людей и против самого себя.
- Т.е. если ты рассматриваешь свою жизнь по определенным позициям, то исходя из этого, смотришь, что нарушил…
- Совершенно верно. Как для государства Конституция, так для христианина – Святое Евангелие и Новый Завет. Священное Предание.
Вопрос священнику.
Доброго дня! Я часто исповедуюсь и причащаюсь. Стал замечать, что мне нередко сложно сказать на исповеди что-то конкретное. Есть бытовые, если так можно выразиться, грехи - делом, словом, помышлением. Может я не вижу чего-то в себе? И что тогда говорить на исповеди? Спасибо за ответ.
Отвечает иерей Василий Куценко.
Здравствуйте, Андрей. Я бы выделил в исповеди несколько важных моментов. Во-первых, исповедь не должна сводиться только к "разговору у аналоя". Главное - внутренний покаянный настрой, желание духовно измениться, не возвращаться к прежним грехам. Поэтому исповедь не должна становиться перечислением как можно большего количества грехов, каяться нужно прежде всего в том, в чем обличает совесть. Если совесть обличает в "бытовых" грехах, что ж, называйте их.
Во-вторых, действительно бывает так, что мы чего-то не видим, не замечаем или не осознаем. Можно молиться о том, чтобы Господь открыл нам наши греховные недостатки и страсти. Но при этом, желание внутреннего духовного исправления не должно превращаться в самокопание (найти в себе побольше плохого) или самоедство. Это не принесет духовной пользы.
Я бы советовал делать так: если Вы хотите причаститься и после последней исповеди прошло не так много времени - просто скажите священнику об этом. Вот, я исповедовался несколько дней назад, хочу причаститься сегодня, но не вижу или не нахожу в себе явных грехов, но осознаю свое недостоинство пред Богом и прошу, чтобы Господь дал мне духовных сил. Думаю, этого будет вполне достаточно. Не следует отказываться от участия в Таинстве Причащения, даже если не знаешь, что сказать, но хочешь причаститься.