Что такое тщеславие

Духовная прелесть возникает из гордости, а гордость - из тщеславия. О тщеславии так говорят толковые словари:

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

тщеславие ср. Неоправданное высокомерие, кичливость, желание быть предметом почитания.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

тщеславие, -я, ср. Высокомерное стремление к славе, к почитанию.Одержим тщеславием кто-н.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

тщеславие, тщеславия, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Сбить (сшибить) спесь с кого. "О, я ему поспущу жиру!" Гог. Национальная гордость - шовинизм. "Бросьте ваши фанаберии. Поезжайте к исправнику, постарайтесь сойтись с его женой, выражайтесь сдержаннее, теплее". Салт. Ср. Достоинство, Обидчивость и Чванство. Прот. Скромность, Смирение. Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие -- на властолюбии; кичливость -- гордость ума; чванство -- гордость знати, богатства, тщеславие -- суетность, страсть к похвалам, спесь -- глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль).

Так пишет о тщеславии Святитель Игнатий Брянчанинов:

Тщеславие - искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.

Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы.

Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Отец Димитрий о том, как избавиться от тщеславия

Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-10-03). Радио Радонеж.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Вопрос радиослушателя:

Как избавиться от тщеславия?

В студии протоиерей Димитрий Смирнов:

Нет ничего проще. Для этого существуют разработанная древними отцами такая методика: во-первых, нужно избавиться сперва от болтливости. Никогда не начинать разговор первым и отвечать только тогда, когда задан прямой вопрос и не свыше того, что тебя спрашивают. Т.е. ответить так же кратко, как и был задан сам вопрос. Это первое.

Вот когда Вы этому научитесь, нужно переходить к другому упражнению. Это такое более серьезное: нужно возлюбить поношение. Т.е. обычно каждый среднестатистический человек – это существо довольно гордое: ему ничего нельзя сказать, ему невозможно сделать замечание, в чем-то поправить – он сразу обидится, надувается, иногда даже ссоры там возникают. Обычно отвечают: “Сам дурак” и т.п. Если человек хочет избавиться от тщеславия так серьезно, ну как Вы, я так чувствую, нужно поношения полюбить. Т.е. каждый раз, когда нам указывают на наши недостатки, нас как-то осуждают, нужно вот эти моменты своей жизни пить как нектар. Как прохладную воду, ну не холодную, ледяную, чтобы горло не простудить, а такую прохладную в жаркий день. Вот так вот с удовольствием. И когда Вы этому научитесь, то тщеславие совершенно Вас оставит.

Потому, что тщеславие – производная гордости. А гордость всякие такие нападения, особенно незаслуженные (обычно заслуженные, но бывает и незаслуженные), воспринимает очень тяжело. Человек всегда находится в состоянии оправдания. А когда человека смиряют, унижают, все время указывают ему на его место, то это чрезвычайно полезно. Но все-таки в именно такой последовательности надо от одного упражнения к другому переходить. Если возьметесь за второе, то, конечно, ничего не получится. Сперва нужно учить тому, чтобы не лезть вперед, не заявлять о себе “Я”, на каждом так сказать перекрестке не говорить, что я профессор и т.д., а наоборот – как можно скромнее. Борьба с тщеславием начинается с воспитания в себе скромности. Сначала внешней, а потом она станет и Вашим внутренним.

Видео: https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-36336/

Монаха похвалять – бесов вокруг него собирать

Из книги "У пещер Богом зданных", случай со старцем Михаилом (Питкевичем).

Был и другой случай. Одна из батюшкиных духовных дочерей, мать малых ребят, очень тяжело заболела: лежала прикованная к постели, лекарства не помогали. Пришел батюшка с псаломщицей ее навестить, очень жалел детей. «Что ты лежишь? Дала бы нам чайку». Она, ничего не думая, послушно встала, приготовила чай – и с того времени совсем поправилась.

Имя ее и место, где это произошло, мне неизвестны – на эти вопросы Батюшка не захотел отвечать: «Все ты меня расспрашиваешь. Это не надо, и похвалять меня не надо; великое зло – монаху похвала; бесы этого не переносят и нападают тогда на него с особой силой. Монаха похвалять – бесов вокруг него собирать».

От своих добрых дел бывает тонкое тщеславие

Из книги "Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников".

Из беседы со старцем иеродиаконом Ефремом.

Я сказал затем об убеждении большинства людей в том, что помилование дается Богом за добрые дела – но чем далее, тем сам я все более прихожу к убеждению, что человек спасается не делами, а верой.

— Хотя бы кто имел и много добрых дел, – ответил о. Ефрем, – то, если временами таковой и приемлет благодать, затем она от него уклоняется в сторону – за одни добрые дела благодать не дается. Нет, этот человек не гибнет окончательно, но он в прелести – от своих добрых дел бывает тонкое тщеславие. Темная сила действует с чрезвычайной тонкостью».

Источник

Средство борьбы с тщеславием - скрывать свои добрые дела

Древний Патерик. Глава 8. О том, что ничего не должно делать на показ.

Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, - и посмотрите, что случилось! Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался.

Свое духовное состояние нужно скрывать от духовно неопытных людей

Игумен Никон (Воробьев) (1894 - 7.9.1963)

Игумен Никон (Воробьев). "Нам оставлено покаяние". Из письма 152. 8.2.1958.

От себя и от дьявола никуда не убежишь. Не бегать, а с помощью Божией бороться надо. Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить.
<..>
Еще раз советую: скрывайте от всех свои душевные состояния, всех жалейте, о врагах своих молитесь (хоть одним умом, если сердце не слушает), и Господь не оставит Вас.

Как реагировать на похвалу?

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Как реагировать на похвалу, особенно, если это касается работы?

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Даже правила хорошего тона говорят, что на похвалу вообще никак не надо реагировать, лучше промолчать. Ни в коем случае не надо спорить: «Ох, ну что вы, что вы, я гораздо хуже, чем вам кажется…». Это будет неполезно ни тому, кто хвалит, ни тому, кого хвалят. Похвалу лучше пропустить мимо ушей и продолжать разговор с предыдущей темы.

Источник

О тщеславии добрыми делами старец Павел (Троицкий)

Старец Павел (Троицкий) (1894-1991)

Протоиерей Владимир Воробьев. "Иеромонах Павел (Троицкий)"

Из письма старца Павла.

“Ты знаешь, Олюшка, радость моя, вижу, что дух времени за­хватил многих, особенно родившихся в 30-х, 40-х и т. д. годах. Если кто что-то сделал, то он может свои дела добрые на вид поставить. Это противно, и лучше было бы, чтобы они никог­да ничего никому доброго не делали. Я это пишу со всей ответ­ственностью - что это так” (23/VIII - 1987 г.).

Эта статья по-английски

Помыслы, хвалящие за каждый духовный успех, - начало прелести

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят: это очень опасно и есть начало прелести. Когда бы всякому исправлению последовало смирение, то это бы добре было. Помни больше свои грехи и считай себя меньшу всех; тогда благодать Божия тебя оправдает. Где ж твои исправления, когда ты не переносишь никаких оскорблений? И как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения (VI, 64, 105).

Получивши же помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это также сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая (II, 92,143).

Чтобы не было тщеславия, нужно понять свою ненужность никому, кроме Бога

Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине).

Матушка Вера Стриевская вспоминает некоторые из слов о. Иоанна.

«Тщеславие. Чтобы его не было, надо понять свою ненужность никому, кроме Бога. Тщеславный человек – как бесплодная смоковница, дерево без плодов. Оно высокое, длинное, ветви вверх. Так как их ничего не тянет. А с плодами – как монастырские яблони, от тяжести плодов – ветки книзу, их подпирать приходиться».

Источник

Средство борьбы с тщеславием - не говорить первым

Древний Патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

298. Брат пришел к одному старцу и говорит ему: авва! Скажи мне слово, как спастись? Старец сказал ему: если придешь к кому-либо, не начинай говорить прежде, нежели он спросит тебя. Брат, придя в умиление от сего слова, положил старцу метание и сказал: поистине много читал я книг, но нигде не находил такого наставления. И, получив большую пользу, удалился.

Тщеславие и добрые дела губит

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

…Я только почитаю должным напомянуть вам, дабы все, что было доброе, творимое вами, проникнуто было смирением: молитва ли, пост ли, милостыня, прощение ближним и прочее, все это делайте во славу Божию и со смирением. Я потому это вам предлагаю, знаю, что ненавистник добра, диавол, когда не успеет нас отвратить от какого-нибудь доброго дела, то старается помрачить оное высокоумием и тщеславием (I, 161,325–326).

…Как во всяком деле добром приплетается тщеславие и о себе мнение, то надобно оному противляться и отвергать; а то как вьющееся растение многие даже деревья иссушает, так и тщеславие добрые дела погубляет (V, 575, 774).

Что делается с благим намерением, то не может повредить; только надобно наблюдать, чтобы и к благим растениям не привился плющ, который может иссушить плод оных, – разумею плющ – тщеславие, которое к тебе и приближалось; но на это надобно иметь бодрость ума и видеть свою худость; а то и падения невольно смирят (III, 273, 484).

Сколько могу заметить, ты водишься тщеславием, желаешь, чтобы не заметили твоей немощи, а хочешь казаться исправною; самоукорения же и смирения в тебе и не видно, о коих ты и не стараешься (V, 496, 666).

Допустимо ли для христианина уважение к себе?

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Уважение к себе — допустимое для христианина чувство или нет?

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Да, безусловно, уважение к себе — не только допустимое, но и естественное чувство. Только надо стараться, чтобы оно не смешивалось с тщеславием, гордыней и превозношением над другими людьми. Надо всегда помнить, что каждый человек есть образ и подобие Божие. Если это христианское понимание всегда будет в основе нашего мироощущения, наших отношений с людьми, то все будет правильно. Но если мы начнем самоутверждаться путем сравнения себя с другими людьми, то придем к фарисейству, как в известной евангельской притче: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… (Лк. 18, 11). Вот этого допускать ни в коем случае нельзя.

Источник

Тщеславие страшнее гордости

Схиигумен Савва (Остапенко). "Основа спасения".

Бойся похвалы

Бойся тщеславия, тщеславие страшнее гордости. Бойся похвалы; молчи и не отвечай в эту минуту, лишь в себе сознавай, что хвалят больше, чем того стою. А если начнешь противоречить, родится лицемерие. Тщеславие ведь тонкое чувство: удовольствие от похвалы все-таки есть у каждого.

Что это написано: «Ему же похвала не от человек, но от Бога»? Кому похвала? Тому, кто внутренне, в сердце работает Богу, кто по совести все дела свои творит и не заботится о мнении людском или о славе человеческой.

А мы ищем похвалы от людей, а не от Бога, Который есть Бог славы. Мы ищем земных наград и орденов.

Когда придет в голову безрассудная мысль - сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагаго и Праведнаго Владыки, и поймешь, что их у тебя - как песка морского, а добродетелей сравнительно с ними все равно что нет.

Старец и перед смертью продолжал противостоять тщеславию

Древний Патерик в переводе святителя Феофана Затворника. Гл. 11.

110. Одному святому мужу, в самый час кончины, предстал сатана и говорит ему: ушел ты от меня. Старец ответил: не знаю еще. Видишь, до какой степени трезвились отцы, чтоб не хвалиться никаким делом.

Монах тщеславился, что не посещает село

 Игумен Марк (Лозинский). "Отечник проповедника".

1159. Узнав, что инок не ходит в село и тщеславится этим, авва Пимен сказал, что он ночью обошел бы село, чтобы не тщеславиться, что не ходит в него

Один брат жил вне своего села и в продолжение многих лет не ходил в село. Он говорил братьям: “Вот уже сколько прошло лет, а я не ходил в село, вы же часто туда ходите.” Рассказали о нем авве Пимену, Старец отвечал: “Я ночью бы кругом обошел село, чтобы не тщеславиться, что не хожу туда.” (Достопамятные сказания. С. 212. № 110).

Важно никаким намеком не выдавать своего духовного состояния, кроме как духовнику

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".

Из беседы в Свято-Игнатьевском скиту Ново-Тихвинского женского монастыря, 29 апреля 2001 года.

Вопрос. Помыслы тщеславия мы отгоняем Иисусовой молитвой, но что делать, когда начинаешь тщеславиться от самой молитвы?

Ответ. Надо от тщеславных помыслов бежать, стараться их не рассматривать, не вступать с ними в собеседование. Это, конечно, очень трудно – избавиться от тщеславия при всяком добром деле, в частности при молитве. Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет, что когда у него в молитве возникали благодатные ощущения, то его тут же начинали посещать тщеславные помыслы, и он знал: если он им поддастся, то лишится благодати. Он так этого боялся, что приходил в келию и начинал там рыдать и молиться, чтобы, как он их называет, «тати» (то есть воры) ушли. Действительно, тщеславные помыслы очень сильно окрадывают человека. Почему, например, мы не должны никому рассказывать о том, что с нами происходит? Потому что мы окрадываемся тщеславием, даже незаметно для самих себя.

Как бороться с тщеславием

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Пишешь, что бороло тебя тщеславие за мнимое твое благоразумие, но когда вспомнила о нечистоте высокосердого, то и прошло; так надобно и всегда исторгать сей корень зла из сердца; он все растения благих дел оскверняет и непотребными творит. О сем много есть у святых отцов наставлений и учений (III, 149,273–274).

Пишешь, что увлеклась похвалою и самохвалением, и спрашиваешь: каким образом противиться сему? Кажется, всего лучше противиться смирением; не приписывать ничего себе, но Богу, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Что твое? ты вся творение Божие; и дарование, какое имеешь, Его же; а наша только греховность, которая и должна нас смирять (III, 256, 443).

…К усердию вашему приплеталось и тщеславие, а как оного избежать, – вы сами довольно знаете; изгонять сего змия из сердец ваших самоукорением и избегать того, что может давать ему пишу; а что бы вы ни сделали доброго, то это не ваше, а помощь Божия и Его достояние, вы же токмо орудие, да и самое слабое (IV, 53,123).

Завлекаясь тщеславием, обрати мысль на свою неисправность. Да чем же тут тщеславиться, когда ты не свое, а чужое учение предлагаешь? да и то, что послет Бог во ум к пользе вопрошающих, по вере их (V, 49, 92).

Инок Агапий о тщеславии

Инок Агапий. "Грешников спасение".

Глава 8. О тщеславии.

Тщеславие есть первая дочь превозношения. Поэтому оно часто называется. вместо своей матери, первым из семи смертных грехов. Тщеславие рождает многие другие ошибки и недостатки. О тщеславии мы скажем немного. потому что мы достаточно сказали о его матери. Знай точно. чтобы понять его природу, что возношений человеческих. относящихся к почести, существует пять: похвала. честь, молва. слава и благоговение или почтение. Похвала – если ты восхваляешь кого-то благими словами, зная его доблести. Честь – когда ты внимателен и почтителен к знаку его избранничества. Молва – это объявление и свидетельство народа о каком-то почтенном деле. Слава – чистое признание достоинства других, соединенное с похвалой. Благоговение – это деяние, которым ты подобающим образом почитаешь благость ближнего.

Много теряет тот, кого чтут и хвалят выше достоинства

Древний Патерик в переводе свт. Феофана Затворника. Гл. 11.

50. Авва Нисферой говорил: монах должен каждый вечер и каждое утро давать отчет, что не сделал он из того, чего хочет Бог, и что сделал из того, чего Он не хочет; и такое делание соблюдать всю жизнь. Так жил авва Арсений. Потщись каждый день предстать Богу без греха и так молись Богу, как присущий присущему, ибо Он истинно присущ тебе. Не законодательствуй, никого не суди. Чуждо монаху божиться, клятвопреступничать, лгать, клясть, поносить, смеяться и следует помнить, что тот много теряет, кого чтут и хвалят выше достоинства.

Святые стремятся остаться в безвестности

Митрополит Нектарий (Антонопулос). "Святая гора. Гора, которую я немного узнал, но сильно полюбил".

Из бесед со старцем Ефремом Катунакским.

- Сколько же святых, и все они стремятся остаться в безвестности! Один монах копал яму под фундамент, чтобы построить келью между скитом Святой Анны и Новым скитом. На глубине два метра он нашел нетленные мощи святого, неизвестного монаха, которые благоухали. «Пойду в монастырь Святого Павла и скажу: «Я нашел сокровище»», - подумал он. Но во сне он увидел святого, который сказал ему: «Молчи, я не хочу здесь славы от людей. Хочу ее там». И он снова закопал святые останки. Где теперь это место? Мы не знаем. Есть и сейчас святые. И у игумении Евпраксии в Трапезунде копали и нашли нетленные, дивно благоухающие останки трех святителей. Есть и сейчас святые, но они не открывают себя.

<...>

- Еще сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле, и, вздохнув, сказал: «Кто же обойдет их?» И услышал голос, говорящий: «Смиренномудрие».

Видишь, дитя мое? Смиренномудрие. Величайшая добродетель. Без смирения не спастись. Все святые без исключения были смиренными. Знаешь кто такой святой? Тот, кто не хочет выставлять себя напоказ даже перед курами!

Новоначальный и в самых обыкновенных случаях все тщеславится

Из жития преподобного Льва Оптинского.

О новоначальных послушниках, по преимуществу склонных к тщеславию, старец имел обыкновение говорить так: «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок» (бес тщеславия). И еще: «Новоначальный и в самых обыкновенных случаях все тщеславится». ― Некоторые из послушников, желая уклониться от трудов послушания, в оправдание себе говорили старцу, что во время дела их борют помыслы тщеславия. Таковым старец отвечал: «Ну что ж? Хоть тщеславьтесь, да работайте».

А.И. Осипов о мнимо добрых делах

Вопросы профессору А.И. Осипову на встрече с общественностью Вологодской епархии. 1999 г.

В одной из Ваших статей есть такая фраза: "... так называемые добрые дела". Еще у Игнатия Брянчанинова есть выражение: "... мнимо добрые дела". Что Вы скажете об этом?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Фарисей, помните, чем хвалился? - Добрыми делами. И, по единогласному мнению святых отцов, это его хвастовство своими делами было осуждено. Кажется, делал добрые дела, а подвергся осуждению. Другой факт: великие святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Вот удивительно! Они были очень внимательны к себе, анализировали и заметили, что у нас настолько перемешано добро и зло, что даже если я совершаю, кажется, доброе дело, во мне возникает то тщеславие, то расчет, то гордыня, т.е. проще - в бочку меда добавляется ложка дегтя. добрые дела, которые совершаются, Католическая церковь учит, что добрые дела совершаются ради приобретения заслуг, т.е. когда я совершаю добрые дела, я приношу милостыню Богу, приобретаю какую-то заслугу перед Богом.

Такое понимание добрых дел растит тщеславие в человеке, гордыню и постепенно превращает его в "святого сатану", в фарисея, в тех, кто распял Христа. Самые святые распяли Христа!

О тщеславных мыслях во время молитвы

Старец Ефрем Филофейский. "Жемчужины подвижнической мудрости".

И если даже во время молитвы человек примет тщеславные помыслы, молитва прерывается, то есть благодать Божия тут же встречает препятствие и не действует.

Тогда человек негодует на эти помыслы и думает: «Только молитва начала действовать и я почувствовал благодать Божию, как вклинились помыслы, и благодать отступила».

Часто различные помыслы приближаются снова, и молитва тут же прекращается. Человек задается вопросом: «Но я же не принял плохих помыслов, почему же оказался лишенным молитвы и ее благодати?».

И это, конечно же, в рамках Промысла Божия, чтобы как бы дать понять человеку следующее: «Не думай, что ты лишаешься благодати молитвы только тогда, когда принимаешь гордые помыслы. Но когда Я пожелаю, то и без гордых помыслов лишаю тебя убеждения, что ты своей подготовкой и своим старанием можешь достичь действенной молитвы».

На собственном опыте я почувствовал, что молитва – это дело благодати, и понял это настолько глубоко, что никто не в силах убедить меня в обратном. Мы имеем ввиду, конечно, действенную молитву, молитву с чувством благодати, потому что молитвой называется любая другая молитва и без чувства благодати.

Итак, человеку иногда полезно лишаться молитвы, чтобы хорошенько выучить этот урок смирения.

Старец Серафим (Романцов) о тщеславии

Монахиня Варвара (Пыльнева). "Глинская мозаика".

По письмам о. Серафима (Романцова).

40. Предостерегая от страшного вреда тщеславия, старец говорил, что «лишний раз покушать, побольше поспать, даже, рассердившись, покаяться, не так страшно, как принять внутреннюю бесовскую похвалу. Только истинное смирение недоступно тонкому внутреннему тщеславию».

О том, что нельзя хвалиться

Преподобный Исаак Сирин. "Подвижнические наставления".

182. Не верь себе, чтобы ты силен, пока не будешь искушен, – и найдешь себя неизменным.

Не полагайся на силу свою, чтобы не попущено было тебе пасть по немощи; и тогда по собственному своему падению дознаешь немощь свою.

Не доверяй своему знанию, чтобы враг, вошедши в посредство, не уловил тебя своею хитростью.

Не хвались никогда в речах своих делами своими, чтобы не быть постыженным.

Во всем, чем ни хвалится человек. Бог попускает ему изменяться, чтобы он был уничижен, и научился смирению. 

У старца пропал голос из-за тщеславия

Жизнеописания афонских подвижников благочестия. Старец Длиннобрадый – грек († 1835).

В начале 19-го века жил в скиту Кавсокаливе блаженнейший старец. Борода его была как у преп. Онуфрия и преп. Петра Афонского – на четверть лежала на земле. Когда кто желал посмотреть ее, то он становился на скамейку, и тогда она висела до земли.

Этот старец прежде был первый и славный певец по всему Афону, и не было подобного голоса во всей Св. Горе. Во все монастыри просили его на праздники для пения. В один праздник пел он всенощное бдение, и потщеславился своим голосом. После того пропал у него голос, и не мог он уже ничего петь, и от того впал в великую скорбь. Сказывали: было ему видение и от Царицы Небесной извещение, что отнялся у него голос за то, что не умел им владеть, а только тщеславился; но что в утешение дана будет ему великая борода; только бы паки не тщеславился, а то и ее лишится. И начала расти борода его, и выросла на четверть ниже ног. И он всегда носил ее подвязану, и показывал только тем, кто пожелает посмотреть.

О многообразном тщеславии

Лествица. Слово 22. О многообразном тщеславии.

1. Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе, и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь [1]. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец. Итак, по порядку слова, скажем теперь вкратце о нечестивом возношении, о сем начале и исполнении всех страстей; ибо кто покусился бы пространно о сем предмете любомудрствовать, то уподобился бы человеку, который всуе старается определить вес ветров.

2. Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей не гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать.

Преподобный Лев Оптинский о борьбе с тщеславием

Ответы старца о. Леонида на вопросы о. Павла (Тамбовцева)

12. Ощущая в себе не только склонность, но и самые действия тщеславия, и желая оного избавиться, каким образом можно успеть в том?

― Если ты будешь продолжать послушание с откровенностью, если не будешь ни в чем настоятельно склонять старших к соглашению с твоей волей и выискивать их благоволения к себе, если совершенно повергнешь свое ничтожество перед Богом, то всемогущею благодатию Его можешь со временем избавиться от тщеславия. Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О! коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей.

О тщеславии

Священник Павел Гумеров. "Восемь смертных грехов и борьба с ними. Тщеславие."

Священник Павел Гумеров

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны. Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий.

Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо

Святитель Иоанн Златоуст. "Беседы на книгу Бытия".

Святитель Иоанн Златоуст

Потому и Христос, научая нас не гоняться за славою человеческою, после многаго другого, сказал наконец и следующее: горе вам, егда добре рекут вам вси человецы (Лук. VI, 26). Смотри, как Он словом горе показал нам, какое готовится таким людям наказание. Это горе есть плачевное восклицание; как бы оплакивая их, (Христос) говорит: горевам, егда добре рекут вам вси человецы. Заметь точность выражения: не сказал просто человецы, но вси человецы. Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Поэтому Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и от Него одного ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалою и доброю славою от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что (хвалимые) немного заботятся о добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельнаго, если он станет исхищать обижаемых от обижающих, терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут его хвалить, а другие - порицать? Поэтому (Господь) говорит: горе вам, егда добре, рекут вам вси человецы.

Не желай, чтобы люди знали твои добрые дела

Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года (Гал. 2, 6-10; Мк. 5, 22-24. 35-6, 1)".

Святитель Феофан Затворник

Воскресив дочь Иаира, Господь "строго приказал" родителям ее, "чтобы никто об этом не знал". Этим нам указано: не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому будь таков, как бы совсем его не было. И за душою смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтоб люди узнали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель является достигнутою; а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий, чтобы люди знали его добрые дела, - сам себе изменник. Что люди хвалят доброе, они дело делают - ибо что хорошо, того как не хвалить? - но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом - совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь хвалолюбец. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления, начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочною, гоняется за одной мишурой, и истинного добра не жди уж от нее.

О духе тщеславия

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. "Писания".

Книга одиннадцатая. О духе тщеславия.

Глава 1

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Седьмой подвиг предлежит нам против духа тщеславия — многообразного, разновидного и тонкого, которого едва можно самыми прозорливыми глазами предвидеть и распознать.

Глава 2. Тщеславие искушает монаха не только с плотской стороны, но и с духовной

Ибо оно не только с плотской стороны, как прочие пороки, но и с духовной искушает монаха, поражая ум самым тонким злом. Так что те, которые обольстились плотскими пороками, те сильнее уязвляются тщеславием по поводу духовных успехов, и настолько оно гибельнее при борьбе, насколько скрытнее, если хотим предостеречься от него. Нападение других страстей бывает более явно, открыто, и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим прекословием, сделавшись слабее, отходит и потом слабее искушает своего победителя. А эта страсть, когда будет искушать душу с плотской стороны (например красивыми одеждами или другими внешними вещами, принадлежностями, преимуществами) и щитом пререкания будет изгнана, то опять, как разнообразное зло, переменив прежний образ и личину, под видом добродетелей старается пронзить и зарезать победителя.

О тщеславии Авва Исаия

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "Отечник". Авва Исаия.

88. Он говорил: «Убегай тщеславия, и сподобишься славы в будущем веке».

135. Оставляя тело твое в небрежении, остерегись, чтоб по поводу этого не вкралось в тебя тщеславие; юноше полезно небречь вполне о благообразии тела.

228. Безмолвствуя в келлии, если ты возложил на себя какой-либо особенный подвиг, например, употреблять пищу не раньше известного часа, или не есть вареной пищи, или что-либо другое: то во время твоего путешествия, сидя с другими за трапезой, остерегись сказать: «Прости меня, я не употребляю этой пищи». Поступив таким образом, ты сделаешь весь подвиг твой суетным, предав его тщеславию. Господь повелел нам делать это втайне, чтоб Отец наш воздал нам явно (Мф. 6, 18). Любящий труды свои хранит их, чтоб они не были тщетны.

289. Тщеславие погубляет добрые дела того человека, который выставит эти дела напоказ другим.

332. Признаю великим и честным делом победу над тщеславием и стяжание духовного разума. Одержимый мерзостною и лукавою страстию тщеславия, чужд мира, ожесточается сердцем против святых, и в довершение зол впадает в высокоумие и в навык ко лжи.

333. Верный раб Христов! скрывай подвиги твои и добродетели, удерживай с болезнию сердце и язык, порывающиеся к тщеславию, чтоб язык не отнимал у тебя приобретенного тобою и не предавал его врагам твоим.

408. Плющ, обвившись около виноградной лозы, истребляет плод ее, и тщеславие истребляет плод монаха.

518. Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы с целию удовлетворения своему тщеславию.

О том, что не из тщеславия должно ревновать о добрых делах

Святитель Василий Великий. "Творения. О подвижничестве".

Святитель Василий Великий

Наипаче должно убегать тщеславия не того, которое удаляет от трудов еще прежде трудов (ибо это было бы меньшее зло), но того, которое лишает венцов по трудах, - этого неодолимого наветника нашему спасению, который под самыми небесными кругами ставит против нас свою засаду и усиливается ниспровергнуть добродетели, пустившие стебли свои даже до неба. Ибо когда видит, что купец благочестия наполнил уже корабль своего разумения всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив свою бурю, старается опрокинуть и потопить ладью.

Ибо, убедив ум пловца, поспешающего к горнему Царству, обратить взоры на дольнее и на человеческую славу, внезапно развевает все душевное богатство и, основания добродетели сравняв с землею, ниспровергает труды, досягавшие до небес, доведя до того, что за сделанное нами просим у людей себе награды мы, которым надлежало, устремляя взор к единому Богу и Ему соблюдая в тайне добрые дела свои, от Него Единого ожидать достойного себе воздаяния.

Тщеславие в Библии

Библейское зеркало. Библейский тематический словарь-справочник Б. Геце.

Тщеславные

Люди "обнаруживающие неразумное стремление к почестям (Притч. 21,4),
Выражением лица, очами (Ис. 37, 23). Движениями (Пс. 100, 5; Ис. 3, 16). Одеждой (Ис. 3,16).
Движениями тела, словами (Исх. 5, 2; Дан. 4, 27). Делами (Ис. 13, И; Иер. 13:9,17).
Тщеславные бывают горды и суетны одновременно. В библейском языке тщеславие имеет в большинстве случаев то же значение, что и гордость.

Можно ли рассказывать другим, что меня посетила благодать

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

Архимандрит Рафаил (Карелин)

[11/07/2011] Николай спрашивает: Здравствуйте, о.Рафаил.Как правильно поступать в настоящее время? 

1. если не удается сохранять от других то, что я пощу;

2. если посетила благодать, можно ли делиться этим с другими;

Огромное спасибо за Ваши книги и статьи. Простите меня грешного.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Николай! 

1. Незачем скрывать от других, что вы поститесь. Пост это не чрезвычайный подвиг, а церковное установление для всех христиан. 

2. Если вас истинно посетила благодать, то сама душа не захочет открывать это другим. Посещение благодати – некая духовная тайна между Богом и человеком; она не должна быть выставлена напоказ. Если вы будете рассказывать о своих внутренних мистических состояниях, то одни люди станут почитать вас – что для вас вредно, другие скажут, что вы находитесь в состоянии духовной прелести и обольщения – это для них вредно. 

Некий святой сказал: «Не открывай часто двери (рот), чтобы тепло не вышло из дома (души)». Поэтому в молчании храните то, что получили; иногда одна беседа охлаждает душу. 

Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

Источник