Из беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым.
- Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?
- Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться, и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются -- хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор? И им был ответ: Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения.
Вопрос священнику.
Я 4 года назад исповедалась в 4-х смертных грехах, которые были совершены давно, и больше я их не совершала. Но причастилась только спустя 4 года, после смерти мамы, и на исповеди я их не называла, т.к. батюшка сказал, что если такого больше не делала, то говорить о них еще раз не надо. Но всё равно даже после Причастия легче не стало, не отпускает. Что мне делать? Каяться в этом еще раз?
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок.
Надо каяться в том, что Вы совершаете каждый день, надо быть внимательной к тому, как Вы живете, что Вы делаете, что думаете, что говорите. Это не значит, что после следующего Причастия Вам станет легко, но Вы знаете, что надо идти вперед, надо бороться с грехом. А без помощи Божией это невозможно. Нельзя свои чувства, свое состояние делать критерием того, что духовно мы правильно делаем или неправильно — это не оценка нашей духовной жизни. Были совершены грехи, и душа страдает от них. Вы их назвали, исповедовали, надо, наверное, и пострадать за грехи. Так что потерпите.