Как исповедывать блудные грехи

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Как правильно каяться в грехах блуда? Нужно ли подробно описывать каждую деталь? Рассказывать про все помыслы, просмотры непристойностей? Я пытаюсь бороться с помыслами, но не всегда получается. Что мне делать? Антон

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Антон! Подробности описания фантазий и грехов не нужны ни в коем случае. На исповеди нужно обязательно назвать грех ясно, но без подробностей. После исповеди - никогда не вспоминать деталей и обстоятельств совершения плотских грехов, избегать всего, что может вызвать эти воспоминания и помыслы. Это святоотеческое правило, которому нужно следовать.

Источник

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Из беседы с епископом Пантелеимоном (Шатовым), главой Синодального Отдела по Церковной благотворительности и социальному служению.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха — необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что во мне есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, но гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

Источник

Схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885 - 1.1.1976)

Архимандрит Рафаил (Карелин). "На пути из времени в вечность".

О старце схиархимандрите Серафиме (Романцове).

На исповеди отец Серафим также не любил многословия. «Надо каяться, а не автобиографию рассказывать»,– считал он. Плотские грехи должны быть исповеданы один раз, а затем человек сам должен постараться позабыть подробности этих грехов и только иметь чувство покаяния, стараясь не осуждать в таких грехах никого, иначе в нем могут пробудиться те же самые страсти и повториться падения. Отец Серафим категорически запрещал своим духовным чадам говорить друг с другом о плотских грехах, считая это неполезным, особенно с людьми другого пола, даже как будто с благовидной целью предупреждения. Он говорил, что в таких разговорах бывает тайное сладострастие. Один монах с негодованием рассказывал ему, что видел в автобусе полураздетую женщину, а отец Серафим спросил: «Ты до сих пор это помнишь?». Он говорил, что разговоры на эти темы никого не «оцеломудрят», а только оставят в душе какой-то смрад, как запах от гнили.

Программа ТВ Спас “Профессор Осипов”. 25.11.2023, 16:38МСК

Ведущий: Алексей Ильич, тем сложная: плотские грехи. То, в чем люди себе боятся признаться, вот что-то такое натворил, а как это сказать? Проговорить же придется.

Профессор А.И. Осипов: - Я понял, о чем спрашиваете. Совет такой. Я знаю, игумен Никон (Воробьев), на которого я ссылаюсь, поскольку я его хорошо знал, он говорил так, что все, что связано с плотскими грехами, т.е. грехами телесными, это можно только назвать. Ни в коем случае не распространяясь, ни на что. И назвать даже можно по-разному. Смотря, какие вещи. Можно назвать, знаете, что называется, бессовестно, а можно назвать так, что и понятно, и иногда может даже не совсем конкретно понятно, но можно же назвать.

Ведущий: Священник поймет. Господь все знает, священник поймет.

Проф. А.И. Осипов: Священник поймет, да. Не обязательно называть все этими своими именами. Вот так вот. Конечно, это надо иметь в виду.

Связанные материалы