Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".
Из беседы "О разумном послушании", 21 января 2001 года
Вопрос. Допустим, благочинный будит ночью послушника, срочно надо что-то сделать. Но по ошибке будит не того человека: этому завтра надо ехать куда-то, а благочинный думает, что утром этот послушник выспится. Послушник понимает, что благочинный ошибся. Имеет он право отказаться или должен все-таки пойти за послушание?
Ответ. Если он так поступит, то это будет говорить о самоотверженности. Мы как-то испытывали одну сестру в монастыре. У нее утром было серьезное послушание, а ее будили, заставляли мыть пол, и она вставала, шла, и ничего. Могу только сказать, что этот человек преуспевает. Послушание, смирение – великая вещь. Смотришь иногда, у одного есть возможность и молиться, и читать, но он какой-то обыкновенный. А другой, казалось бы, кругом в суете, минутки свободной не имеет, но везде всех слушается, и у него сердце само молится. Преуспеяние в молитве зависит не столько от уединения или даже усердия, сколько от смирения и послушания.
– А в чем основа такого послушания? От чего оно зависит?
– Спастись хочешь, так будешь слушаться.