Вопрос архипастырю.
Уважаемый Владыка! Как относиться к священнику, который совершает монашеские постриги без благословения правящего архиерея? Считается ли такой постриг правильно совершенным? Речь идет о настоящем времени и, как Вы писали, в наше время необходимость в тайных постригах полностью отпала. Тогда для чего это продолжают делать некоторые батюшки (монахи)? Я понимаю, когда постригают древних бабушек, помощниц по храму, но если это молодые мужчины… В монастыре жить они, по всей видимости, не собираются. Так вот считается ли такой человек монахом? Существуют ли прецеденты и объяснения? Николай
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Уважаемый Николай, бывают разные ситуации. Иногда постригают мужчин, в том числе и достаточно молодых, не в монастырях. Конечно, общее правило (я действительно много раз, отвечая на вопросы, говорил о том, что оно должно быть соблюдаемо) — монахи должны жить в монастырях. Но, с другой стороны, сегодня из-за острой нехватки духовенства монахи служат и на приходах — и в городах, и, что особенно оправданно, в далеких селах с небольшим населением, где приход просто не в состоянии содержать семейного священника.
Однако любой постриг должен совершаться с ведома и по благословению правящего архиерея. Если священник не просто не сообщает архиерею о постриге, но и утаивает это от него, то тем самым он нарушает присягу, данную им при рукоположении, а это категорически недопустимо.