Монашеский постриг без благословения архиерея

Может ли правящий архиерей не признать монашеский постриг, совершенный без его благословения?

Вопрос на сайт для священнослужителей "Пастырь".

Одна инокиня была духовным чадом иеромонаха, который служил сначала в одной епархии, а потом перевелся в другую. Но остался ее духовником. Через некоторое время он, уже будучи архимандритом, совершил монашеский постриг — без благословения архиерея той епархии, где жила инокиня. Когда владыка узнал про это, то не признал постриг и сказал, чтобы инокиня, подходя к Чаше, называла себя инокиней. Он благословил священников причащать ее со старым иноческим именем. Но матушка эта перед Чашей называет себя монахиней. Это смущает и меня как священника, и тех, кто это слышит у Чаши.

Отвечает протоиерей Андрей Кривонис (Севастополь).

Согласно п. 6.4. «Положения о монастырях и монашествующих» принятом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2017 году «монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями», а «вопрос о пострижении инока в мантию (малую схиму) рассматривает духовный собор во главе с игуменом. При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает у епархиального архиерея благословение на постриг».

И далее: «В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо, по его поручению, иеромонахом (архимандритом)». А затем: «Священнослужитель, совершивший постриг без благословения, подлежит канонической ответственности за свой поступок. По рассмотрении всех обстоятельств, такой постриг, равно как и данные при нем обеты, могут быть признаны недействительными церковным судом».

Дальше в п. 6.6. «Постриги вне монастыря» указывается, что: «Постриги вне монастыря возможны в исключительных случаях, по особому благословению епархиального архиерея, по представлению духовного лица, известного своей опытностью и рассудительностью и готового засвидетельствовать непорочность жизни и чистоту веры кандидата. Такие постриги могут, в частности, быть совершены над сотрудниками синодальных и епархиальных учреждений, над преподавателями и студентами духовных учебных заведений». Кроме того: «Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику, так же, как и при постриге в обители. В таком случае игумену обители следует заботиться о том, чтобы такой постриженник сохранял духовную связь с братией своего монастыря. Такая связь должна выражаться в литургическом общении, исповеди у братского духовника, а также стремлении проводить в монастыре свободное от внемонастырского послушания время».

В п. 8.8. «О временных выходах из обители» также указано, что: «Монахи, как обещавшие Богу неисходно пребывать в своей обители, не должны покидать монастырь ради каких-либо временных потребностей и нужд». А «Монахи, отлучающиеся из обители, должны иметь при себе отпускное удостоверение, выданное им игуменом на определенный срок. Длительное отсутствие (более месяца) монашествующего в обители возможно только по благословению епархиального архиерея» (См.: Положение о монастырях и монашествующих / Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html).

Исходя из положений данного документа следует исполнять решение архиерея той епархии, где совершен постриг над данной инокиней, даже если она их не признаёт, и причащать ее со старым иноческим именем.

Но чтобы не смущать ваших прихожан можно также обратится и к вашему правящему архиерею с просьбой о разрешении им данного недоумения через письменный запрос в эту епархию и письменным подтверждением этого распоряжения.

Отвечает протоиерей Димитрий Пашков (Москва).

Возможно два варианта этой ситуации, которые, впрочем, оба приводят к одному и тому же решению проблемы. Согласно действующему Положению о монастырях о монашествующих 2016 года, постриг может быть совершён либо в монастыре, либо вне монастыря. Мы не знаем, как обстояло дело в этой конкретной ситуации, поэтому рассматриваем оба варианта.

Пункт 6.6. Положения гласит, что постриги вне монастыря возможны «в исключительных случаях, по особому благословению епархиального архиерея». Следовательно, здесь благословение архиерея той епархии, в которой был совершён постриг, было необходимо.

Если же постриг совершался в монастыре, то эта ситуация подпадает под пункт 6.4. того же Положения: «Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривает духовный собор во главе с игуменом. […] При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает у епархиального архиерея благословение на постриг».

Таким образом, в обоих случаях епархиальный архиерей должен выразить своё недвусмысленное благословение и согласие на каждый конкретный постриг. Было ли такое благословение в этой ситуации? Если было, то такая монахиня имеет право проходить свой монашеский путь в этой епархии. Переход же её в другую епархию регламентируется пунктом 10.4 того же Положения: «Канонами возбранен произвольный переход монашествующих из одного монастыря в другой. Такой переход возможен с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения правящих архиереев епархий, к которым принадлежат монастыри».

Получается, что епископ действует в рамках действующего церковного законодательства, отказываясь принимать постриг или переход, совершённый без его благословения.

Источник

Связанные материалы