Может ли правящий архиерей не признать монашеский постриг, совершенный без его благословения?
Вопрос на сайт для священнослужителей "Пастырь".
Одна инокиня была духовным чадом иеромонаха, который служил сначала в одной епархии, а потом перевелся в другую. Но остался ее духовником. Через некоторое время он, уже будучи архимандритом, совершил монашеский постриг — без благословения архиерея той епархии, где жила инокиня. Когда владыка узнал про это, то не признал постриг и сказал, чтобы инокиня, подходя к Чаше, называла себя инокиней. Он благословил священников причащать ее со старым иноческим именем. Но матушка эта перед Чашей называет себя монахиней. Это смущает и меня как священника, и тех, кто это слышит у Чаши.
Отвечает протоиерей Андрей Кривонис (Севастополь).
Согласно п. 6.4. «Положения о монастырях и монашествующих» принятом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2017 году «монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями», а «вопрос о пострижении инока в мантию (малую схиму) рассматривает духовный собор во главе с игуменом. При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает у епархиального архиерея благословение на постриг».
И далее: «В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо, по его поручению, иеромонахом (архимандритом)». А затем: «Священнослужитель, совершивший постриг без благословения, подлежит канонической ответственности за свой поступок. По рассмотрении всех обстоятельств, такой постриг, равно как и данные при нем обеты, могут быть признаны недействительными церковным судом».
Дальше в п. 6.6. «Постриги вне монастыря» указывается, что: «Постриги вне монастыря возможны в исключительных случаях, по особому благословению епархиального архиерея, по представлению духовного лица, известного своей опытностью и рассудительностью и готового засвидетельствовать непорочность жизни и чистоту веры кандидата. Такие постриги могут, в частности, быть совершены над сотрудниками синодальных и епархиальных учреждений, над преподавателями и студентами духовных учебных заведений». Кроме того: «Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику, так же, как и при постриге в обители. В таком случае игумену обители следует заботиться о том, чтобы такой постриженник сохранял духовную связь с братией своего монастыря. Такая связь должна выражаться в литургическом общении, исповеди у братского духовника, а также стремлении проводить в монастыре свободное от внемонастырского послушания время».
В п. 8.8. «О временных выходах из обители» также указано, что: «Монахи, как обещавшие Богу неисходно пребывать в своей обители, не должны покидать монастырь ради каких-либо временных потребностей и нужд». А «Монахи, отлучающиеся из обители, должны иметь при себе отпускное удостоверение, выданное им игуменом на определенный срок. Длительное отсутствие (более месяца) монашествующего в обители возможно только по благословению епархиального архиерея» (См.: Положение о монастырях и монашествующих / Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html).
Исходя из положений данного документа следует исполнять решение архиерея той епархии, где совершен постриг над данной инокиней, даже если она их не признаёт, и причащать ее со старым иноческим именем.
Но чтобы не смущать ваших прихожан можно также обратится и к вашему правящему архиерею с просьбой о разрешении им данного недоумения через письменный запрос в эту епархию и письменным подтверждением этого распоряжения.
Отвечает протоиерей Димитрий Пашков (Москва).
Возможно два варианта этой ситуации, которые, впрочем, оба приводят к одному и тому же решению проблемы. Согласно действующему Положению о монастырях о монашествующих 2016 года, постриг может быть совершён либо в монастыре, либо вне монастыря. Мы не знаем, как обстояло дело в этой конкретной ситуации, поэтому рассматриваем оба варианта.
Пункт 6.6. Положения гласит, что постриги вне монастыря возможны «в исключительных случаях, по особому благословению епархиального архиерея». Следовательно, здесь благословение архиерея той епархии, в которой был совершён постриг, было необходимо.
Если же постриг совершался в монастыре, то эта ситуация подпадает под пункт 6.4. того же Положения: «Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривает духовный собор во главе с игуменом. […] При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает у епархиального архиерея благословение на постриг».
Таким образом, в обоих случаях епархиальный архиерей должен выразить своё недвусмысленное благословение и согласие на каждый конкретный постриг. Было ли такое благословение в этой ситуации? Если было, то такая монахиня имеет право проходить свой монашеский путь в этой епархии. Переход же её в другую епархию регламентируется пунктом 10.4 того же Положения: «Канонами возбранен произвольный переход монашествующих из одного монастыря в другой. Такой переход возможен с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения правящих архиереев епархий, к которым принадлежат монастыри».
Получается, что епископ действует в рамках действующего церковного законодательства, отказываясь принимать постриг или переход, совершённый без его благословения.