Преподобный Лев Оптинский о послушании

Из писем преподобного оптинского старца Льва.

Преподобный Лев Оптинский

Вы еще не постигли преблаженного послушания

Вы рассудите силу даяния и приятия; да еще, хотя мы и от неограниченной гордости нашей считаем себя старшими, да и вы писали некогда, что к послушанию законному и свидетельствованному готовы. Но почему мы так скоро забываемся? Писано есть, что «меньший от большего без прекословия благословляется» (Евр., VII, 7). От чего видно, хотя вы любовь к Богу и ближнему отчасти стяжали, но преблаженного послушания, и отсечения своей воли, и облегчения своего легкости течения, и пользы вкуса не постигли.

***

А впредь да полагаем начало на самом деле с помощию Божиею исполнять послушание, и от того блаженного деяния от Премилосердаго Господа Бога милости в чувстве сердца ожидать.

Без послушания никто не узрит Господа

Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос рекл о себе: «Снидох с небесе не да творю волю мою, но волю пославшаго меня Отца» (Ин., VI, 38). И хотя Он был Премудрый и Пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери своей и повиновался им. Спаситель наш оставил нам сей пример, коему мы должны следовать. И сказал ученикам своим и их последователям: «Слушаяй вас, и мене слушает, а отметаяй вас, мене отметает, а отметаяй меня, отметает пославшаго меня» (Лк., X, 16).

***

Ясно всякой видит, что послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства, от слова Никифора Астраханскаго о послушании. Святый Иоанн Лествичник пишет в 1-й степени своей Лествицы: «Прельстишихся убо возложившие уповать на самих себя, и возмнившие не обретати нужды о путеводителе». А в 4-й степени свойства же послушания суть сии. Послушание есть отвержение своего рассуждения, хотя бы кто и богат был оным. Послушание есть гроб воли и воскресение смирения. Послушание есть недоверенность себе самому во всяких добрых делах даже до конца жизни. Святые Отцы псалмопение против бесов почитают оружием, молитву - стеною, нелицемерные слезы - банею, а блаженное послушание назвали такой добродетелию, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

От послушания рождается смирение

От послушания рождается смирение, от смирения - рассуждение, от рассуждения - дар рассмотрения, от сей же - прозрение.

Проводить жизнь с послушанием и отвержением своей воли

Да благословит вас Господь проводить в разуме жизнь свою с истинным послушанием и отвержением своей воли, по учениям святых отцев, о чем советую прочесть у св. Иоанна Лествичника степень 4-ю, у св. аввы Дорофея "Слово, о еже не составлять свой разум" и у святого Симеона Новаго Богослова многие главы, из коих вы увидите необходимость в путеводстве других, а не своем.

Располагайтесь в совершенное повиновение

Что вы с помощью Божиею располагаетесь в совершенное повиновение - сие для вас и вообще для всех, по свидетельству св. отцев, душеспасительно. Вам сие известно уже довольно, чувство веры открыто вам, и более того, не неприятно же сие ваше расположение к нам о Господе. Господь да поможет вам, только же я вас не принуждаю к тому и, если вы собственно расположитесь, то и большее утешение возможете ощущать. Поручаю вас покровительству Божию и чрез искреннее советование матери Анфии, питаю себя надеждою, что вы поправите себя. Господь же да усовершит ваше благомудренное предложение и подвиг.

«Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22).
Мы должны считать себя худейшими и последними

Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание. Какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания и даже до того помысел твой простирается, что готов перейти в штатный монастырь, где надеешься от сего послушания избавиться. Но сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать во утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем, что все есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжевается. Без скорбей спастись невозможно. Ибо по писанному, «многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22), но скорби сии различные суть: одному сии, другому иного рода; одному телесные, а сему душевные; тому бедность, а некоторому поношение, иному болезни, - все же от послушания по великомудрому Промыслу Божию по силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине мы сочувствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда ты бы был в обители, избежал ли ты скорбей другого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие, то сие более бы тебя уловляло. Ты взираешь на будущее время и помышляешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения от помысла или противления ему? Одобрить - то значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А лучше предать сие совершенной твоей свободе, и дабы оная соображалась с волею Божией. Между прочим, можем сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь и избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там гораздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния? Мы не спорим, что спасение на всяком месте милосердием Божиим приобретается, и везде есть спасающиеся; не смеем приписать себе или нашему одному месту святость, но должны себя считать всех худейшими и последними. В бедственные наши времена видим порядок здешних штатных монастырей, пришедший в расстройство, отчего и внутреннее устроение находится в опасности, то и опасаемся, что не можешь иметь там мирного духа, а сие и есть велий вред душе и скорбь неизбежная. Впрочем, не должно, чтобы всегда на тебя будет падать жребий сего послушания - в обители людей довольно.

Связанные материалы