Архимандрит Иоанникий (Коцонис). "Афонский отечник".
Игумен монастыря Святого Дионисия мудрый старец Гавриил рассказывал нам следующее:
– Пятьдесят или более лет назад недалеко от Карей (в скиту Святого Пантелеймона) жил один старец-духовник, папа-Григорий – простой в обращении и малограмотный, но имевший чистый ум и ревностный в изучении Слова Божия. Его рукоделием было плетение подвязок для чулок, которые пользовались спросом у греческих гвардейцев и жителей горных районов Румелии и Эпира, носивших фустанеллы. Приходя каждую субботу на рынок в Карею для продажи своего рукоделия, он стоял неподвижно под навесом кладбища у центральной улицы, держа в правой руке четки, а в левой – рукоделие. При этом он смотрел в землю и непрестанно повторял про себя: «Господи Иисусе Христе...». Когда же кто-нибудь, подтрунивая, говорил: «Посмотри, отче, и вокруг, может, найдешь какого покупателя», он отвечал: «Они меня видят, а мне их видеть уже излишество».
Об этом рассудительном муже говорили, что он настолько глубоко прозревал в душу исповедующегося, что видел его основной недостаток и с аскетической лаконичностью давал в виде краткого изречения наставление к исправлению. Услышав о нем, живший тогда на покое на Святой Горе патриарх Константинопольский Иоаким III нашел его в Карее и сказал, что ближе к вечеру он будет в скиту и придет к нему в каливу для исповеди.
– Моя калива мала, Ваше Святейшество, чтобы принять патриарха, – ответил старец.
– Пусть мала, это меня не беспокоит, – сказал патриарх.
– Но моя дверь очень низка, чтобы в нее могла пройти Ваша Святость.
– Я приклонюсь, чтобы войти, – настаивал великий иерарх.
– К сожалению, ты не приклоняешься. Если бы приклонялся, то давно бы уже снова был патриархом, – ответил старец, имея в виду его высокомерие и административную непреклонность. И впоследствии много раз приснопамятный Иоаким говорил, что эту беседу с простым, но чрезвычайно рассудительным духовником он не забудет до конца своей жизни.