Вопрос читателя журнала Фома.
Здравствуйте. Я одержима страстью гордыни, ни дня не могу прожить, чтоб не унизить кого-нибудь, настоять во всём на своём, осуждаю постоянно, ничего не могу с этим сделать, как парализованная. Совсем нет любви ко Христу и ближним. 17 лет в Церкви, исповедовалась и причащалась регулярно. Но ожесточилась, потеряла последние капли хоть какого-то сочувствия, и уже три года живу как мёртвая. Страшное уныние и отчаяние одолевает. Детям и мужу от меня постоянный вред, я их всё время мучаю. Понимаю, что мне только одна дорога — в ад. Не имею никакой надежды исправиться, иду от исповеди и тут же начинаю грызть своих близких. Что делать? Как обрести надежду на спасение? Как вообще повернуться в сторону Господа, я уж не говорю, начать двигаться к Нему...
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов.
Дорогая читательница, очень хорошо, что Вы отследили свое состояние. Я бы сказал, что здесь нужно разобраться, каковы корни проблемы — духовные они или душевные. Не видя Вас, не могу сказать, но, может быть, стоит действовать с обеих сторон — и с духовной, и с душевной, то есть второе — это к психологу. Я бы Вам предложил подумать о том, для чего Вы делаете то, что делаете, и наметить — вот это, вероятно, точно с психологом альтернативные варианты конкретных ежедневных стратегий и тактик поведения.
Смотрите, Вы пишете: «ни дня не могу прожить, чтоб не унизить кого-нибудь, настоять во всём на своём, осуждаю постоянно, ничего не могу с этим сделать, как парализованная». Думаю, что, на самом деле, можете. Если Вы работаете, верно ли я понял, что Вы унижаете своего начальника, например, и, что бы он ни говорил, прямо в лицо ему высказываете, что считаете, что надо сделать не так? Или, к примеру, правильно ли я понял, что, например, в храме Вы поступаете так же со священником — идете и в лицо ему все выговариваете? И прямо вот унижаете, да? И осуждаете прямо вот всех — начиная с себя самой? Ведь нет же? Наверняка под ударом оказываются те, кто не может ответить Вам. И вот Вы подумайте, почему Вас так тянет самоутверждаться за чужой счет? Где у Вас прорехи и сколько же их, что Вы ни дня не можете прожить, чтобы не посмотреть, кто там в чем не прав? И это разве гордыня? Это не гордыня, это Вы настолько боитесь, возможно, увидеть, как Вы сама несовершенна, что всеми силами Вы пытаетесь самой себе доказать, что все вокруг хуже Вас. Так будьте смелее и посмотрите правде в глаза и займитесь теми делами, в которых у Вас недостаток, недочеты и пробелы. Постепенно, аккуратно, с молитвой, прося у Бога помощи и хотя бы капельку смелости, которой недоставало все эти годы, чтобы все-таки взяться за собственные неоконченные дела.
Вы близких грызете? Отстаньте от них и посмотрите на себя, серьезно. И не надо бояться и трусить, что муж и дети увидят, что жена и мама несовершенна — уверяю Вас, они давно уже это видят, и чем дальше Вы их «грызете», тем больше им видны все Ваши «дыры», все пустоты там, где должны быть реальные действия и жизнь. Не учите других жизни — научитесь сама хотя бы немного быть счастливой, не номинально, а изнутри, по-честному. Самой сложно, страшно сбросить эту «броню» собственной якобы непогрешимости. Но Вы ее снимите, потому что никакой реальной брони нет, боюсь, что «король-то голый». И оказавшись, наконец, самой собой, честно, искренне посмотрите на себя, поплачьте, потому что будет очень больно, и вот в этот момент попросите Бога побыть с Вами рядом и помочь сделать небольшой шаг в сторону того, чтобы быть просто настоящей, а не той, которая прикрывается от всех и бросается на всех, потому что другие могут увидеть, что она недостаточно хороша.
Вы сможете. 17 лет — это большой срок, но и милость Божия велика и любовь Его велика. Постепенно научитесь быть собой, несовершенной, живой и стремящейся просто быть счастливой и любить. Сперва будет очень непривычно и страшно, но со временем станет привычнее и проще.
Помоги Вам Господь дорогая!