Фритц Ринекер, Герхард Майер. "Библейская Энциклопедия Брокгауза".
Гордость
в библ. текстах подразумевает высокомерие (Пс 100:5; Ис 13:11; Рим 11:20; 1 Тим 6:17).
Гордость, тщеславие, надменность. Все три слова (первое из к-рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13 и след.) и Иезекииля (Иез 28:16 и след.) отцы Церкви относят еще и к сатане, падшему князю ангелов, "отцу лжи", к-рый, по словам Самого Бога, "не устоял в истине" (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., к-рое встречается в книгах пророков. Всякое стремление "быть, как боги" (Быт 3:5), "взойти выше звёзд" является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), "сверхвидимостью', т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны. В Иез 28:15 и след. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор". Это же относится и к человеч. тщеславию, к-рое всегда является злом (Иак4:16), Человек часто расценивает Г. как "доблесть". Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2 Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30)."Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем" (Притч 16:5). "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет 5:5; ср. Притч 29:23).
Высокомерные
Высокомерие - это порок, при котором человек имеет высокое мнение о себе из-за воображаемых или действительных заслуг и возвышает себя над другими. Высокомерный погрязает в себялюбии, превозносит себя, хочет везде попасть на первый план и привлечь внимание других к себе.
«Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8, 13).
«Положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13,11).
«Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя» (Иер. 49, 16).
«Посмотри на все гордое и смири его» (Иов. 40,6).
«Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притч. 16, 18).