Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть". Из беседы в мужском монастыре Всемилостивого Спаса, 22 апреля 2001 года.
Поводом для нашей сегодняшней беседы послужило чрезвычайно неприятное событие – уход из обители одного брата. Нужно, конечно, объяснить причину того, что произошло. Я не могу с уверенностью сказать, что знаю истинные мотивы его поступка, но поводом послужило то, что его второй раз сняли с должности. Сначала с должности благочинного, поскольку он не справлялся, а самое главное – поступал по своей воле, многое делал без благословения. А потом, когда подобное же нерадение обнаружилось в исполнении пономарского послушания, его сняли и с этой должности. Это оказалось для него таким потрясением, что он решил уйти из обители. Таким образом в нем обнаружилась сильнейшая гордость.
Многие из вас меняли послушания, многих снимали с должности. Ничего особенного в этом нет. И просто диким и невозможным кажется то, что человек оставляет обитель из-за того, что его снимают с какого-то послушания, унижают (пусть даже и несправедливо). В связи с этим я хочу прочитать фрагмент из правил Василия Великого: Аще хощет кто оставити обитель в нюже зван бысть, отца и братию, кроме ереси (то есть помимо той причины, что в монастыре стала распространяться какая-либо ересь. – Схиигум. А.): но за укоризну, или язву, или яко видел есть на час смутившуюся обитель (то есть видел даже в обители какое-то смущение, непорядок. – Схиигум. А.), или бдения ради, или низу легания, или неумывания (здесь имеется в виду строгий подвиг: некоторые подвижники в древности не умывали своего тела. – Схиигум. А.), или яко мний есть всех (обратите внимание, это уже относится к нашему случаю, брат меньше всех – по должности или по отношению к нему. – Схиигум. А.), или яко желает мира, и яже в мире, или яко преогорчи его отец его игумен, или брат его (то есть настоятель или один из братий нанес ему огорчение. – Схиигум. А.), и сего ради хощет изыти, горе ему, кому его уподоблю: токмо Иуде предателю, разлучившемуся от Христа и учеников Его.
Вот как говорит Василий Великий. И мы все должны это помнить и не считать, что какое-то унижение, справедливое или несправедливое, является поводом для того, чтобы покинуть обитель. Это не является поводом даже для того, чтобы смутиться или огорчиться. Я сейчас не буду говорить об унижениях справедливых, когда нас наказывают за какую-то провинность, – это даже и не унижение. Но если нас унизили несправедливо, допустим по какой-то ошибке или пристрастному отношению к нам, то неужели мы должны воспринимать это как вред себе? Наоборот, нужно видеть в этом пользу, потому что благодаря такому унижению мы можем приобрести нужнейшую для спасения добродетель – смирение. Ведь каждый такой случай дает нам возможность внутренне подвизаться; не только остаться спокойным внешне, когда нас кто-то смиряет, но согласиться с этим и в душе, смириться по-настоящему, искренне. Смириться всем сердцем, по словам Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Поэтому всякая несправедливость, досада от старших, равных или даже меньших, это, повторю, повод к приобретению смирения.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Если ты борим блудной страстью, пей уничижения как воду, потому что они помогают тебе исцелиться от этой грязи» (Лествица. Слово 4, п. 85). И Господь часто попускает блудную брань именно для того, чтобы человеку было удобнее смириться, – ибо лучше ему, как говорят отцы, бороться с навозом, чем поддаться сатанинской страсти гордости. Василий Великий сравнивает человека, из-за гордости или малодушия покинувшего обитель, с Иудой, разлучившимся со своим Учителем Христом и Его учениками, апостолами.
В Евангелии есть несколько примеров того, как Спаситель обличал Своих учеников, в том числе и Иуду Искариотского. Но Иуду, как немощного, колеблющегося, Господь обличал очень мягко, лишь намеками – вплоть до того самого момента, когда Иуда уже лобызал Его в Гефсиманском саду. А к тем апостолам, которые были Ему преданы, и прежде всего к апостолу Петру, Господь Иисус Христос относился строго. Порой он грубо обличал их в лицо, зная, что это пойдет им на пользу. Я говорю это для того, чтобы мы не смущались строгим, грубым отношением к нам, справедливым или несправедливым. Ведь мы все служим Господу, и человек, допускающий по отношению к нам некоторую несправедливость, совершает это не без воли Божией. Таким образом, мы, смиряясь перед этим человеком, смиряемся перед Богом. Тем более не следует смущаться, если обличение справедливо.
Как Господь наш Иисус Христос учит нас относиться друг к другу? Конечно, все помнят евангельское повествование о том, как Спаситель умыл ноги ученикам. Это образ того, как мы должны смиряться друг перед другом. А в эпизоде, о котором я сейчас хочу вам прочитать, Господь прямо сказал, что мы должны быть друг другу слугами и рабами. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их льшимвластвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 35–45). Вот чему учит нас Господь. Мы не должны искать начальства, как делают это люди в миру. Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. По-славянски, как мне кажется, сказано более мудро: Весте, яко мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими. Мнящиися владети языки, то есть те, которые думают, что они владеют народами, в то время как на самом деле народами владеет Господь. Соодолевают им, то есть употребляют какое-то усилие, чтобы овладеть людьми. И велицыи их обладают ими – как бы захватывают их.
Мы не должны быть такими. Но, к сожалению, эта мирская закваска в нас действует. По своим умственным воззрениям мы – православные христиане, а с точки зрения нравственности часто имеем в себе фарисейскую и саддукейскую или мирскую закваску. Можно быть по взглядам апостолами, а по душе – фарисеями. А ведь Господь нас предупредил: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6). Мы же эту мирскую закваску привносим в Церковь, желаем господствовать, желаем обладать, властвовать. Конечно, не всегда нам это удается. Властвовать – это удел немногих: все не могут стать, например, епископами или архимандритами. Но многие не могущие этого добиться внутренне скорбят и мучаются. Посмотришь на человека – он как будто бы ничего из себя не представляет и не может ничего достигнуть, нет у него для этого ни способностей, ни каких-то особенных качеств, но внутри он снедается скорбью, завистью, мучается оттого, что ни над кем не господствует. Терзается так, будто он лишен чего-то жизненно важного, будто у него отняли пищу. Тот факт, что мы ничего собой не представляем, не занимаем никаких должностей, еще не обеспечивает нам спокойствия. Вполне может быть, что в нашей душе живет червь, который нас грызет, не дает нам покоя, отвлекает от мысли о спасении и, по сути, делает нас нарушителями заповеди Спасителя о том, что мы должны друг перед другом смиряться, быть друг другу рабами и слугами.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою. Мы должны воспринимать других как господ, а себя считать слугами. Так должен делать каждый христианин, какую бы должность он ни занимал, пусть он будет даже священником, епископом или патриархом. Правильное устроение человека состоит в том, чтобы быть слугой ближних – слугой Божия народа, прихожан своего храма, братии монастыря и так далее. И кто льшим, конечно в духовном смысле, кто хочет приобрестихочет быть бо льшую благодать (а это единственно ценно, ибо наши представления обо том, будто мы чего-то добиваемся, занимая какую-либо должность, – это просто «галлюцинации»), тот должен быть всем слугой. Если мы говорим о монастыре, то такой человек должен относиться ко всем братьям так, будто они – его господа; и не только братья, но и прихожане, и работники монастыря. И тогда, если бы такого человека перевели на другую должность, как ему кажется более низкую, он не почувствовал бы никакой потери, не заметил бы никакой перемены, а может быть, увидел бы даже и пользу от того, что обстоятельства его смиряют. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Кто хочет быть первым в духовном отношении, кто хочет быть ближе всех к Богу, тот пусть будет всем рабом, то есть не только служит ближним как господам, но и принадлежит им. Пусть он смиряется перед всеми людьми, отсекает перед ними свою волю, пусть он не принадлежит себе.
Таково учение Спасителя о том, как мы должны относиться друг к другу. Повторю: нам нужно, с одной стороны, не бояться обличений, даже радоваться им, потому что в этом мы уподобляемся преданным ученикам Христовым. Пусть нас часто обличают люди, не имеющие перед нами такого авторитета, какой имел Господь Иисус Христос перед своими учениками, но мы должны понимать: в конечном счете обличения, унижения являются для нас спасительными и допускаются по воле Божией, хотя бы мы и не видели за всем этим Господа. С другой стороны, мы должны бояться того малодушия, которое уподобляет нас Иуде Искариотскому. Ведь ему ничего нельзя было сказать прямо, только намеками, но и намеки на него тоже никак не действовали. Мы не должны также, подобно Иуде Искариотскому, поддаваться обиде. Вспомните: когда его греховную волю ущемляли, то это вызывало в нем вместо покаяния обиду, злопамятство и желание мести, которую он в конце концов и совершил. Нам нужно стремиться исполнять заповедь Спасителя о том, чтобы друг перед другом смиряться, быть друг другу слугами, рабами.
Мы должны уподобляться Господу: как Он умывал ноги ученикам, так и нам следует унижать себя под ноги тех, кто, как нам кажется, меньше нас. Тогда мы и Евангелие будем исполнять, и в монастыре нам будет спокойно и легко, тогда и скорбей у нас не будет, потому что на самом деле их нет, они существуют только в нашей душе. Все зависит от того, как мы относимся к тем или иным обстоятельствам. В одной и той же ситуации один радуется, а другой скорбит, один получает пользу, а другой – вред: все зависит от внутреннего устроения человека. Если у человека больные глаза, то яркий солнечный свет, который обычно людям полезен, для него будет мучительным, так как его воспаленные глаза от этого света будут страдать. Но в этом виновато не солнце, не хорошая погода – виновата его болезнь. Нужно исцелить болезнь, и человек будет радоваться весне, как и все остальные люди.