Духовная власть легко может приводить к непомерной гордыне

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая). "Между небом и адом".

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)

Отец Гавриил вспоминает, как его назначили настоятелем монастыря.

Все складывалось как нельзя лучше. Но вдруг до нас дошли слухи о том, что под Вологдой собираются открывать Спасо-Прилуцкий монастырь. И тут я не на шутку испугался: во-первых, все мои планы могли рухнуть в одно мгновение, а во-вторых, для молодого иеромонаха (мне тогда не было еще и сорока) должность наместника монастыря с духовной точки зрения, безусловно, губительна. Это я хорошо сознавал. Теперь, по прошествии времени, я понимаю это особенно отчетливо. Молодые люди, не пережившие больших скорбей, не прошедшие через свою собственную Голгофу, не могут по-настоящему учить и вести за собой других по пути монашеского совершенства. Их слова, почерпнутые из книг, будут пусты и не затронут сердец тех, кто оказался под их руководством. Не будет в этих словах соли — Божественной благодати, которая подается Духом Святым через опытное перенесение страданий, пройденных без ропота, с полным упованием и доверием Богу. Именно душевные страдания, причиненные предательством самых близких людей, незаслуженной клеветой, ненавистью и непониманием, позволяют приобрести глубокое осознание и осмысление немощей человеческих. Через такое осмысление (в духе Евангелия и святоотеческого учения) приходит и жалость к людям, и осознание также полного своего ничтожества. Тогда человек уже ничего не приписывает себе — своим талантам и способностям, хотя бы они и были огромны. Только тогда он отчетливо видит и понимает, что все эти дары — от Бога, и даны ему лишь для пользы других людей. Им-то, людям, он и должен послужить этими дарами с полным забвением самого себя. Так должен мыслить настоящий духовный руководитель. Но я себя таким точно не ощущал, а потому— страшился.

Много раз мне приводилось наблюдать, как почет и те возможности, которые на самом деле являются принадлежностью какой-либо должности, молодые люди в духовном сане непременно приписывали, сами того не замечая, своим качествам и способностям, отчего их самомнение и гордыня вырастали неимоверно быстро. Бурный рост сопровождающего гордыню тщеславия подобен в этом случае росту раковой опухоли со множеством метастаз, протянувших во все стороны свои смертоносные щупальца. Метастазы — это греховные привычки, незаметно, но быстро возникающие у гордецов. Немало успел я за свою жизнь повидать людей, для которых духовная власть явилась непосильным испытанием. Их быстрое нравственное и духовное разложение было для меня страшным предостережением, напоминающим о том, что человеку, в котором еще бурлят страсти, и в первую очередь. — страсть тщеславия, смертельно опасно занимать высокую должность. Но по временам я замечал, как эта страсть шевелится и в моей душе, а потому очень опасался любого высокого назначения, не желая, чтобы она получила дополнительное питание для своего пагубного развитая.

Связанные материалы

Список разделов сайта на узком экране (на мобильном телефоне) доступен по кнопке с тремя горизонтальными линиями