О пяти степенях и двенадцати ветвях превозношения

Инок Агапий. "Грешников спасение".

Глава 7. О бесовском превозношении.

Превозношение есть корень и исток всякого греха. Великий Григорий Двоеслов в своих нравственных книгах перечисляет по порядку семь смертных грехов и говорит так: «Превозношение есть царица всякого греха. Тотчас, как оно побеждает человека и берет в плен его сердце, предает во власть своих воевод, чтобы его умертвили». Превозношение есть мать всех беззаконий. Поэтому Исидор Севильский назвал во 2-й книге «Этимологий» превозношение истреблением всех добродетелей. Оно всем им враждебно и всем им противоположно. Самое главное в нем – презрение к послушанию. Поэтому оно, по общему признанию, называется врагом и противником смирения.

Степеней превозношения пять, как говорит тот же святитель Григорий в 23-й книге. Знай, что некоторые дары называются духовными: благодать, пророчество, творение знамений и другие подобные. Другие принадлежат природе, такие как разум, красота и сила. Иные – случаю: богатство, почести и им подобные («случай».мы говорим по привычке, потому что так обычно в мире говорят, но не для того, чтобы верить в случай, как язычники думали, что случай всем управляет). Да не будет! Эти блага дарует Господь, кому желает, как желает, когда желает и сколько желает. И первая степень превозношения – когда у тебя есть некоторые из перечисленных благ, а ты не признаешь, что они от Бога, но смеешь говорить, что они от тебя самого.

Вторая степень – когда ты признаешь, что эти благие дары у тебя от Бога, но не благодаришь, а считаешь, что они тебе полагаются, что ты достоин их иметь. Третья степень – когда ты полагаешь, что у тебя есть нечто особо благое, чего на самом деле у тебя нет. Четвертая – когда ты презираешь других и жаждешь, чтобы тебя чтили как более достойного, чем все. Пятая и последняя степень – когда ты презираешь священные законы, не подчиняешься тому, что заповедали преподобные отцы, например, посту или какому другому церковному уложению. Любая из этих степеней – грех, но особенно пятая, потому что здесь гордец презирает Бога, Которому подобает всякая честь и поклонение. Ибо Он – наш Владыка и Царь величия.

Ветвей (дочерей) превозношения двенадцать: Любопытство, Насмешка, Тщеславие, Хвастовство, Самоволие, Дерзость, Отчаяние, Самоизвинение, Притворная Исповедь, Отступничество, Самоуправство и, самое последнее, – Привычка ко греху. которая представляет собой презрение к заповедям Божиим. Эти двенадцать ветвей (отклонений) усиливают саму основу – превозношение. Если ты хочешь освободиться от превозношения, то избегай и ненавидь подобные дела.

Тот же Григорий говорит в 202-й книге, главе 22 и 23, что смирение есть знак избранных Божиих, которые будут вкушать Небесное Царствие. А превозношение есть справедливый приговор мучимых, ибо они будут усмирены в аду, где осуждены мучиться вечно. Все идет согласно Господним словам: Всякий превозносящий себя смирится, и смиряющий себя возвысится.

Сколь более ты прославляешь себя, человек, и наедине превозносишься, тем более ты будешь презрен и ненавистен пред лицем Божиим: Бог гордым противится, и смиряет и рассеивает помыслы сердца их.

Смирение есть благодать всех благодатей. А превозношение становится затруднением на пути ко всем благам Божиим, причиной уклонения с пути добродетели. Из него рождаются ересь, вражда, кража и разное другое. Они – как дома и постройки, утвержденные рядом с высокой башней. Враги не могут их взять, потому что башня помогает им и охраняет их. Так и превозношение усиливает остальные грехи и не дает человеку победить их.

Так, например, многие бы вернули чужие вещи, которые они несправедливо удерживают, но гордыня заставляет их стыдиться, они не могут признаться и не отдают вещи. Сребролюбцы легко бы оставили свои наклонности, но, не желая обеднеть, дабы их после не презирали, сохраняют их. Другие прощают оскорбление и безчестие, нанесенное врагами, и оставляют Богу отмщение, но бес мутит их душу, представляет им, что если они не убьют своего врага, то не смеют показаться на людях. Ты видишь, какую помощь получают остальные грехи от башни превозношения? Такое нагромождение грехов уже не может разрушить оружие просвещения Божия и вразумление церковных учителей.

Если ты хочешь победить в этой битве, сперва низвергни башню гордыни и тогда победишь остальное. Чтобы уврачевать грех превозношения, Господь попускает впадать и в другие великие прегрешения. Премудрый во всем Врач так не сделал бы, если бы гордыня не была самым худшим прегрешением. Царь и пророк хвалился: «Я сказал сразу: я буду непоколебим» (Аз рек во исступлении моем: не подвижуся),– то есть я не буду грешить. Но Господь, чтобы вылечить его гордыню, попустил ему впасть в блуд и убийство. Превознесся Петр: когда Господь сказал апостолам, что все Его предадут в руки иудеев и убегут, Петр ответил, что даже если все апостолы Иисуса оставят, то он Его не оставит, пусть ему будет суждено умереть за это. За такую надменность Господь попустил Петру трижды отречься, чтобы он потом всю жизнь смирялся, с болью переживая свою немощь и не думая о себе уже так высоко. Также и многие доблестные подвижники в пустыне, которые изгоняли бесов из людей, творили великие знамения и чудеса, позже впали в немалые прегрешения: нарушение поста, убийство, блуд и другие. Это явлено у Метафраста, в «Лавсаике» и других книгах, о чем не буду говорить для краткости. Но кто желает, пусть прочтет, чтобы изумиться и смириться от всей души. Если ради врачевания гордыни Господь попускает совершать такие беззакония, то ясно, что она хуже всех прочих.

Господь также попускает и ложную клевету на кого-то, якобы некий человек совершил беззаконие. Так делает во всем премудрый Врач, чтобы смирить такого человека, избавить от надменности. Он посылает ему и другие скорби, лишь бы тот не впал в гордыню. Как свидетельствует небесный Павел: Дан мне пакостник плоти меня мучить, чтобы я не превозносился, – от величия откровений.

На стадионе, если бьются добродетели с грехами, и добродетель побеждает, то все грехи убегают, а остается только гордыня, которая и сражается с человеком до смерти. Когда ты победил все страсти, то готовься сражаться с тщеславием. Но если ты будешь им побежден, то ты ничего не совершил. Если ты целомудрен, воздержан, милостив и у тебя много других добродетелей, тогда тем более тщательно охраняйся от превозношения, которое никогда не уходит от человека, но воюет с ним до самого смертного часа, когда все другие страсти больше не смеют приблизиться.

Если ты не будешь хранить себя от этой страсти, то лишишься всех своих трудов. Помни, что фарисей имел много добродетелей, но его победило превозношение. И из храма несчастный фарисей вышел осужденным. И не только он, но и многие другие доблестные друзья Божии, прославленные подвижники, через гордыню лишились несчастно и незаметно плода своих долгих борений с иными грехами. Они проводили всю свою жизнь в пустыне, ели траву или сухари почти без воды и без любой другой поблажки тела. Но за один только гордый помысл были преданы мучению. В конце нашей речи мы опишем два примера, чтобы гордые боялись и смирялись от всего сердца, слыша, какого образа жизни люди погибли.

Елеазар совершил великую победу, когда убил слона, но слон, упав, придавил его: Елеазар умер под зверем, потому что тщательно не берегся. Так и ты, когда побеждаешь грех, считай, что убил зверя, но если ты не будешь хорошо остерегаться, чтобы далеко убежать от тщеславия, то сама эта победа тебя умертвит, и побежден будет скорее победитель, ибо погибнет от самого себя.

Самый первый, кто уходит от Бога, и самый последний, кто к Нему возвращается – это надменный. Весьма ненавидит и отвращается Кроткий и Смиренный сердцем от гордых. Он свергает гордыню с престола и возносит смиренных. Он смирил Петра с помощью служанки. Голиафа – Давидом, хотя тот и был малым юношей, а убил такого гиганта. Он смирил Олоферна, когда женщина отсекла ему голову. Он изгнал Адама из рая. Он лишил Саула и Ровоама царствия. Он умертвил 125 000 людей Сенахерима. Он потопил Фараона вместе со всем войском его в море. И многих других гордых Всеблагой Бог предал тягчайшей смерти. И не только людей – самих Ангелов, которые превознеслись, Он изгнал с Небес и осудил на вечное мучение.

Гордыня сделала часть Ангелов бесами, а смирение делает человека Богом. Так что берегись, никогда не тщеславься, ибо у тебя нет причин считать себя лучше других. Ты в беззаконии зачат, во грехе родился, вся твоя жизнь в скорбях и муках, а смерть несчастна. Ты – земля и в землю отойдешь. Если подумать, то ты есть земля и прах. Вспомни зловонную могилу, в которой кончится твоя слава. Вспомни вред, который тебе доставляет тщеславие, и ты совершенно возненавидишь гордыню. Вспомни мерзость, гниль, червей, – это ты унаследуешь после смерти. Тебя будут попирать бедняки, которых сейчас ты так уничижаешь и презираешь, безумец. О, твоя бездумность, надменный! Почему ты не размышляешь о том, что видишь всякий раз в церквях и на кладбищах?

Было бы странно, если бы превозносился тот, кто приговорен к смерти. Почему же ты надменно тщеславишься, хотя и носишь приговор за Адамово преслушание? В какой день съедите от этого дерева, смертью умрете. Если ты превозносишься добродетелью и мудростью, или другой благодатью и знанием, которые, как ты думаешь, ты имеешь, то все они – благодатные дарования Господа, за них ты дашь ответ в час Суда. Сильные будут сильно истязаемы. Добродетели – благодатные даяния тебе от Всеблагого Бога. Если ты превышаешь других достоинствами: мудростью, мужеством, силой, богатством или другими подобными телесными дарованиями. либо душевными: целомудрием. воздержанностью и другими добродетелями, тем более ты должен быть смирен, ибо все это дары свыше от Отца светов. Только грехи и прегрешения твои собственные. И если ты хочешь ими хвастаться, то лишь показываешь свое несравненное невежество и неразумие. Ты видишь,.– раз грехи твои, то ты грешник, а твой ближний праведен. Не считай свои добродетели и недостатки других. Не ищи сучок в глазу брата, не осуждай, как гордый фарисей. Бог изгнал Адама из рая, где он пал, но Адам помнил желанное и достойнейшее место, которого он лишился по превозношению, и смирился. Подумай и ты хорошо о прошедших своих годах,. ибо воспоминание о грехах – весьма полезное лекарство против тщеславия. Как возможно превозноситься негодному червю, отягощенному грехами? Сосуду, полному гнили и зловония?

Чем ты хвалишься и надмеваешься, безчувственный? Украшениями и благовидными одеждами? Но их ты получил от ничтожных и недостойных тебя творений – и этим ты себя превозносишь? Дворянин стыдится просить об услуге у крестьян и простых людей. Он скорее будет голодать, чем будет просить у неродовитого человека. Так и ты должен стыдиться, тщеславный, что ты получаешь свое благообразие от скотов и диких зверей. Шелка, одеяния и меха, которые ты носишь, – они взяты от недостойных творений. Поэтому, если ты хвастаешься этими суетными и мнимыми преукрашениями, то ты лишен соображения.

Почему же превозносишься ты, прах и земля попираемая и негодная, если пищу, одежду и обувь получаешь от низших творений? Что особенного ты получаешь от богатства и временной почести? Это не твое собственное, несчастный, завтра ты умрешь и оставишь все мирское в пустоте. Открой очи и посмотри на самого себя. Ты увидишь то, что заставит тебя смириться и бояться Суда великого Бога, который мы ожидаем. Ибо кто знает самого себя, тот смиряется. Это самое полезное лекарство от наглого хвастовства, которое есть скорее бесовское, чем человеческое изобретение. Когда те превознесшиеся духи размышляли о своем благородстве, то восстали против Бога на небе. А ты, земляной червь, находящийся в земном изгнании и юдоли слез, поднимаешься против Бога, подражая диаволу, – хотя у тебя больше причин смиряться, чем у превознесшихся ангелов. Пусть будет сие первым вразумлением против твоей гордыни. Многоблагоутробный и Всеблагой Бог так враждебен к гордыне, что не простил ее даже ангелам, а изгнал их с Небес навечно. А что претерпим мы, недостойные черви, если будем побеждены гордыней?

Подумай о своем нечестии, человек. Размышление о твоей немощи показывает, каков ты душой и телом. Ты найдешь в себе много причин более стыдиться чем превозноситься. О теле вспомни, что это был за ничтожный и смиренный материал, из которого ты возник. О душе вспомни, а особо – различные грехи, которые ты совершил. Говоря просто, когда ты исследуешь свои немощи, тогда узнаешь и свое недостоинство и смиришься.

Когда ты перейдешь к 38 главе, то постигнешь свое несчастье, а, осмыслив его, найдешь чудесное врачевание против тщеславия. Это явлено в «Лавсаике». Один брат спросил авву Памво: что лучше – безмолвствовать одному в пустыне или идти в общежительный монастырь? Знающий старец ответил так: «Когда человек узнает себя, каков он есть, тогда и смирится там. где он сможет быть. Но если он горд, то ни в каком месте не найдет успокоения». А если ты превозносишь себя, будто у тебя есть некая добродетель. которой нет у других, то знай, что даже если в этом ты превосходишь своего ближнего, то он опережает тебя во многом другом. Например. ты постишься и много работаешь, а у него есть любовь и терпение – и его добродетели более любезны Богу, чем твой пост. Говоря просто, подумай о добродетелях других и твоих греховных наклонностях, как сказано выше. – такой помысл убережет тебя в смирении и зажжет желание исправиться, утишив ветер тщеславия, мешающий приобрести спасение и божественную благодать.

Подумай, что гордые не только враждуют с Богом, но и люди их не любят. Ни на кого так не сердятся и никого не презирают более, чем превозносящегося. У него нет сердечных друзей, и потому любой труд доставляет ему много скорби. Он считает себя великим, а если его не чтут, то очень переживает. Превозносящиеся находятся среди множества опасностей, ссор и соперничества, они борются друг с другом за главенство, и каждый завидует другому.

В «Историях римлян» явлено, что одному царю подарили драгоценную корону. Он, взяв ее в руки, сказал так: «О венец, более благородный, чем счастливый. Ибо кто знает, скольких превратностей, забот и опасностей он полон, тот, найдя тебя лежащим на земле, только посмотрел бы с презрением». То же, что сказал мудрый царь о царском венце, говори и о достоинствах, славе, почитаемых у людей вещах, которых в мире вожделеют превозносящиеся. И чем более заметны и редки те вещи, тем больше в них опасностей и превратностей.

Превозношение есть дерево, посаженное и взращенное бесом. Его ветви очень высоки, кажутся благовидными, но они лишены сил. Поэтому, чем выше ты залезешь, тем более жалок будешь, когда упадешь. Смиренного все любят, даже если у него есть другие недостатки. Смиренный побеждает разгневанного выдержкой, а надменного кротостью. Господь возвышает более тех, кто смиряется, чем тех, кто желает и ищет величия. Господь возвысил Иакова над Исавом, Иосифа над его братьями, Анну над Фенанной, Давида над Саулом, мытаря над фарисеем, бедного Лазаря над немилосердным богачом. И более их всех превозвысил Господа нашего Иисуса Христа, как сверх всех вольно смирившегося. И да будет это тебе последним и самым полезным вразумлением, если ты желаешь быть возвышенным в вечной славе. Подражай по силам Господу нашему, размышляя, что Сын и Слово Божие стал смиренным человеком, чтобы уврачевать великую рану превозношения. О чудо! Бог умалил Себя и так смирился! Он родился в пещере, лежал в яслях, жил очень бедно, был презираем, умыл ноги учеников. И в конце всего со множеством поношений, насмешек и оплеваний Он принял жестокую и позорную смерть.

Пусть устыдятся безумные гордецы, презирающие Божественный пример. Что же другое должно было бы быть избрано для нашего спасения, чего Всеблагой Бог не совершил? Подражай Владыке своему, возненавидь тщеславие и желай смирения, без которого все добродетели безполезны. Общайся со скромными и добродетельными людьми, сиди на незаметном месте, совершай смиренные служения. Никогда не говори, что ты сделал такое-то дело или сказал нечто, чтобы не выказать себя лучше других. В еде, одежде и других телесных необходимостях отбрось излишество и украшательство, пусть будет только самое потребное. Говоря просто, старайся подражать, насколько возможно, Господу, Пресвятой Богородице и всем святым. Они все жили в крайнем смирении.

Благоплодные деревья, отягощенные плодами, преклоняют до земли свои верхушки и ветки. Так и верные и доблестные рабы Божии, приобретающие от Него благодатные дары, ведают свое предназначение и смиряются тем более, чем они возвышаются в добродетелях.

Если Божественное величие смирилось до смерти, то почему возвышает себя человеческая немощь? Авель объяснил нам величие невинности, Енох – чистоты, Ной – величие души и надежды, Авраам- послушания и гостеприимства, Иаков – великодушия, Иосиф – смысл целомудрия; Моисей – кротости, Иов – стойкости. Давид показал пользу любви к врагам, Илия – божественной ревности. А Сын Божий пришел, чтобы научить нас смирению, как Он сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Он учит не всем добродетелям, но особо нас подвигает к этой, как к сосуду и драгоценному хранилищу для других добродетелей.

Связанные материалы