Ложные видения

Ложное явление Иоанна Крестителя

 
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–4.10.1961)

Митрополит Вениамин (Федченков). "О вере, неверии и сомнении".

Часть VI. Чудеса Божии. 5. Искушение врага.

Я был еще молодым иеромонахом и служил секретарем у архиепископа Финляндского (впоследствии – патриарха) Сергия. Он был членом Синода. Жил на Ярославском подворье, и я с ним.

Однажды вечером приходит сельская женщина, лет 45–47. Высокая, здоровая, но очень смиренная. Муж ее, тоже высокий, был пожарным на судостроительном заводе, и тоже скромный. Жили они очень дружно; детей у них не было – Бог не дал! Казенная квартирка, приличное жалованье, здоровы. Казалось, все хорошо. Муж на работе. Она, сидя пред красным углом с образами, около правого окна, вдруг говорит сама с собой:

– Уж как нам хорошо живется!

Вдруг из иконы Иоанна Предтечи выходит совершенно явственно будто Креститель, во весь рост, и говорит ей:

Сектант согласился принять в себя явившегося ему лже-Христа

Елена Кучеренко. Отрывок из статьи "От бесов избавиться хотел, а от “богоизбранности” – нет!". Страшные истории о бесновании.

– Помню историю прямо «по святым отцам», – начал отец Евгений.

Тогда в храм к нему две незнакомые женщины привели мужчину. Он был в совершенно разбитом, нездоровом состоянии. Мать и сестра (а это была мама и ее дети) объяснили батюшке, что его только что выписали из психоневрологического отделения больницы.

– Обращайтесь в церковь, – сказали врачи, – это их «профиль». Мы вам помочь не сможем.

– Это уже было хорошо, – говорил мне батюшка. – Потому что иногда я сталкивался с тем, что в непонятных случаях медики отправляли человека к какой-нибудь бабке… В процессе разговора мужчина рассказал, что у него на плечах сидят два каких-то «странных товарища» и, не смолкая, беседуют между собой. Из-за них он сходит с ума, не может ни есть, ни спать, ни отдыхать. В итоге случаются срывы, и он попадает в больницу.

Монахиня увлеклась ложными видениями

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

…Где твоя ревность к монашеству и затвору? Так как все это было основано не на твердом камени – самоотвержения и последования Христу, но на тщеславии и мнимой святыне, которую ты гнала, старалась видеть свою святыню, обольщалась ложными видениями бесовскими, принимая их за истинные и считая себя заслужившею оные за чистоту твою и сохранение девства; все сие надмевало тебя и довело до большой гордости, которой горькие плоды ты и тогда еще пожинала. Утешаясь ложными видениями, впадала в тоску и помрачение продолжительное, не несла ни малейшего оскорбления от других и до такой степени самонадеяния достигала, что дерзала говорить и писать, что любишь Иисуса. Где же теперь эта любовь? Как она так скоро охладела? Ты должна знать, когда открылось тебе, что ты была в опасном положении от прелести, и сама оное познала и уверилась, то и стал враг нападать на тебя противными мыслями, и именно теми, в чем ты полагала святыню – чистоту, – теперь ощущаешь сильное борение, а тогда он тебя не смущал оными, довольствуясь гордостию.

Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света

Преподобный Григорий Синаит. "Наставления безмолствующим". (Добротолюбие, т. 5)

Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека?

Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. И так не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай, что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страсти, – кои суть действа благодати. Бесовские же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознать от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны. Фридакс видом похож на горчицу, и уксус цветом похож на вино; но при вкушении их гортань распознает и определяет различие каждой из сих вещей. Так и душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознавать дары Духа Святого и призрачные мечтания сатаны.

Эта же статья по-английски

Обольщенный диаволом отшельник убил своего отца и сам был задушен бесом

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "Отечник".

158. Сказывали о некотором брате, что он жил отшельником в пустыне, и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы.

По временам приходил к нему для посещения отец его по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собою топор, с намерением на обратном пути набрать для себя небольшое количество дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну и сказал ему: «Вот диавол идет к тебе в подобии отца твоего с целию убить тебя: у него и топор с собою. Ты предупреди его, вырви топор у него и убей его». Отец пришел по обычаю, а сын, схватив топор его, нанес ему удар и убил его. Немедленно напал нечистый дух на отшельника и удавил его.

При виде страшного беса старец продолжил свое правило

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 вв. Март. Игумен Филарет Глинский.

Однажды рясофорный монах о. Иоиль (впоследствии старец-схиархимандрит Илиодор), придя к о. Филарету, объяснил ему бывшее с ним ночное страхование. На это настоятель отвечал: «что делать; мы, монахи, всегда должны быть готовы к встрече нашего сопротивника. Прошедшую ночь и мне было искушение. Я стоял на молитве, двери у кельи были на крючке. Вдруг, послышалось, будто дверь отворяется; я обратился и вижу следующее: у дверей стоит страшный араб; голова курчавая, зубы оскалены, а глаза, как огненные угли. Оградив себя крестным знамением, я продолжал свое правило, а он вышел тем же путем. Так, брат, и ты поступай: если явится тебе враг в каком виде, не обращая ни на что внимания, огради себя крестным знамением и продолжай свое дело; без попущения Божия ничего не сделает». Сколько было подобных случаевс о. Филаретом, то знает Бог да боголюбивая душа подвижника.

Духовник и видения

Архимандрит Софроний (Сахаров). "О молитве".

Духовник при встрече с лицами, которые говорят ему о своих видениях, заботится прежде всего о том, чтобы верно распознать источник видения: было ли оно истинно дано Свыше, или только порождением возбужденной фантазии, или следствием влияния неприязненных духов. Задача подчас трудная и чрезвычайно ответственная. Если данное от Бога мы припишем сопротивной силе, то рискуем впасть в хулу на Духа Святого (ср.: Мф. 12:28–31). И наоборот: если демоническое действие признаем за Божественное, то толкнем доверяющего нам исповедника на почитание демонов. Отсюда всем без исключения духовникам необходима усердная и постоянная молитва вообще и на каждый отдельный случай, чтобы Сам Господь сохранил его от погрешностей в суждениях своих.

Когда духовнику положение вещей неясно, то у него в распоряжении остается «психологический прием»: предложить исповеднику быть недоверчивым ко всякого рода особенным явлениям. Если видение было действительно от Бога, то в душе его, исповедника, будет превалировать смирение, и он спокойно примет совет быть трезвенным. В обратном случае возможна реакция негативная и стремление доказать, что видение не могло быть иначе, как от Бога. Тогда есть некоторое основание усомниться в этом. Конечно, такой метод не более, чем паллиатив, и прибегать к нему не должно легкомысленно. Опыт показал, что когда кто-либо искушает брата своего, то тем самым толкает его на раздражение и огорчение.

Монах не отверг видение и стал бесноватым

"Великая стража". Из келейных записок иеросхимонаха Иеронима.

Отец Ефрем в прелести

Старец Ефрем, донской уроженец, прибыл в нашу обитель совершеннолетним, а так как он в мире имел свое судно и знал по морской части, то ему и поручено было монастырское судно в управление, где он и трудился усердно несколько лет. И, как монах внимательный, принявший образ покаяния, он усердно молился Богу о оставлении соделанных в мире грехов его. Находясь в таком настроении духа, он незаметно принял внушение от врага узнать, прощены ли от Бога ему грехи или нет? Вследствие чего он увлекся пожеланием видеть какое-либо знамение во уверение отпущения грехов его, но не счел нужным сперва посоветоваться об этом важном деле с духовным отцом своим. Принявши от врага такое гордое самонадеянное внушение, он стал усердно молиться об этом, враг же подготовил его к принятию прелести, хитро обманув его таким манером.

Однажды ночью отец Ефрем в своей келлии молился усердно со слезами о прощении грехов, тогда вдруг внезапно с неба осиял его светозарный луч прямо в лицо, а мысль внушила ему: «Вот это пришел к тебе Дух Святой, поклонись ему!» Отец Ефрем не смирился, а потому не познал бесовского обмана. Вместо того чтобы сказать: «Я недостоин этого, не приму», он стоял в изумлении, а между тем какая-то сила нагнула его поклониться до земли. В это время мгновенно луч светлый вошел внутрь него и стал ходить внутри, взволновав его бесовскими радостями и щекотанием, а он, жалкий, рад сделался, что в него вселился Святой Дух! Но, когда этот дух спустился в тайные его уды и произвел там мятеж, и блудное похотение, и услаждение, тогда наш старец усумнился и устрашился сего, немедля прибежал к духовнику и рассказал ему все случившееся.

Монах хотел убить сына в жертву Богу

Игумен Марк (Лозинский). "Отечник проповедника".

890. Один отец, возмечтав о себе, принимал демона за ангела и хотел заколоть своего сына в жертву Богу

Жили в одном монастыре отец с сыном. Отец возмечтал о своих духовных достоинствах и впал в самообольщение. Многократно являвшегося ему беса он принимал за светлого ангела. Когда враг увидел, что монах в его руках, то предложил ему заклать сына в жертву Богу. “И ты, – сказал, – сподобишься такой же чести, как Авраам.” Безумный отец внял диавольскому наущению и начал готовить веревку и точить нож. Хорошо, что сын вовремя заметил это и спасся бегством. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 593).

Источник

О явлении бесов в образе Богородицы

Письма преподобного Илариона Оптинского.

46. Признаки прелести и мудрование лютеранское. Через искушение очищаются грехи и получаются венцы. Ворожбу церковь запрещает и отлучает за нее на 7 лет. Отчего, когда сестры открываются, делается тяжело и грустно?

Писала ты мне о знакомстве своем с Анной Андреевной. Из разговоров ее с тобою заметны в ней признаки прелести. Слова ее: “Зачем избирать в руководителя человека? Разве Дух Святой не может без посредства людей поучать всему нас?” - показывают мудрование лютеранское. Слова же о том, что руководствует ее во всем Царица Небесная - это признаки прелести и показывают в ней самонадеянность. Бывать тебе у нее не мешает и, чем можно, при помощи Божией, постараться помочь ей следует. Дай прочесть ей в первой части Добротолюбия “О трех образах молитвы” и 5-е поучение аввы Дорофея. Посмотри, как она поймет. А лучше бы всего ее к нам направить.

На вопрос твой, может ли враг принять вид Владычицы и явиться пред тобою? - Может.

Бесовские видения старцу Василиску

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 веков. Март. Подвижник старец Василиск.

В это время увидел подвижника Василиска один боголюбивый господин и предложил ему жить в бане, которая находилась в его саду. Вспоминая о трехлетнем пребывании своем у страннолюбца сего, старец Василиск рассказывал, что никогда диавол так не вооружался против него, как в это время. В одну ночь, когда он молился и читал с умилением псалмы, вдруг является бес в образе большого, свирепого коня, с разинутой пастью, готовой поглотить его. С твердою верою в Господа, он оградил себя знамением креста, и видение исчезло. В другую ночь спустилась от потолка корзина, и из нее вылетело с шумом множество мух, летавших около него; подвижник не смутился, но усилил молитву ко Господу, и видение исчезло. В третий раз, также ночью, явился искуситель в образе нарядной женщины и, когда отшельник, не обращая внимания на нее, продолжал молиться, она бросилась на молитвенника, дернула за цепь, на которой висел крест, и так сдавила горло, что дыхание прекратилось, и только мысленно он мог прочесть: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Видение исчезло; но Василиск, после такого сильного нападения врага, долго чувствовал дрожь и холод в теле и, ободрившись, повергся пред иконою Спасителя, слезно умоляя не предавать его в руки вражии.

Эта статья по-английски

Ложное видение Нерукотворенного Образа

Жизнеописания афонских подвижников благочестия. Старец о. Никодим – грек († 1867).

В одно время келья его была занесена снегом так, что выйти из нее нельзя было. К такой беде у него и сухари все вышли, и он долгое время оставался без пищи, так что от голода крайне изнемог. В это время явился ему бес в блистании света, сидящий на троне, в виде как бы Святой Троицы и сказал: – Я святая троица, поклонись мне, исполнишься благодати и будешь кушать! В это время алчущему старцу были показаны столы с различными яствами, запах которых сильно уязвил обоняние голодающего. Старец пал ниц и молил Господа не дать его в посмеяние врагу. Долго молился он, и призрел Господь на смирение старца и прогнал демона. Только тогда встал старец, когда запах яств исчез.

Наставляя ученика своего Нила к умному деланию, старец внушал ему: сколько возможно неослабно заниматься оным и не верить никаким мечтаниям; хотя бы явился и Христос, не верь и скажи: Я не хочу видеть Христа в этой жизни, а в будущей! В скорбном воспоминании ученик говорил: – Не осталось теперь другого такого старца. Вот уж недавно, по смерти его, я готовился к причащению Св. Таин и совершал правило с закрытыми глазами. Вдруг возник во мне такой помысел: столько времени я подвизаюсь и все ничего не вижу! и тут же в один момент предстал пред глазами Нерукотворенный Образ. Открыл глаза и увидел то же – предо мною в великом свете икона Спасителя. По наставлению старца я понял, что это от диавола, закрыл глаза и продолжал молиться, и привидение исчезло!

Эта статья по-английски

Ум несвободен при истинных видениях

"Великая стража". Из келейных записок иеросхимонаха Иеронима.

Повесть об иеросхимонахе Феофане

Известный русским насельникам Афона подвижник иеросхимонах Феофан, живший долгое время в скиту Кавсокаливском, был родом из Белой Церкви (Киевской губернии). Прибыл на Афон в 1842 году, имея от роду лет 25. Вначале он несколько лет прожил на разных келлиях, испытывая себя. Потом он поселился в русский Ильинский скит и там сделался монахом и иеромонахом. Проживши там около трех лет, он был оттуда выслан по причине возмущения братии против игумена Паисия, в котором он по неопытности своей принял участие.

Вышедши из скита, он пришел в Русик к духовнику Иерониму за советом и просил его, чтобы он принял его в духовные свои дети и посоветовал бы ему, что в таком искушении должно делать. Духовник заметил ему, что это надо было сделать прежде падения, ибо таковые великие дела надо делать по совету с духовником. Он на это замечание ответил духовнику так: «Еще в начале возмущения, когда братия приглашали меня принять в нем участие, совесть посылала меня к тебе за советом. И я пошел было к тебе и дошел уже до креста, но один помысл возвратил меня назад, говоря: “Для чего же ты идешь к духовнику? Ведь знаешь, что духовник не посоветует тебе возмущаться противу старца!” Я, обольстившись сладостию греха любоначалия, принял этот душевредный помысл, возвратился назад и вот потому впал в ров беззакония. Теперь что мне делать? Как это зло поправить?»

Подвижник почти поклонился бесам

Иоанн Мосх. "Луг духовный" (дополнительные главы из собрания Т. Ниссена (1938)).

Был некий Павел в Фиваиде, который следовал святой кафолической Церкви Божией день и ночь. И знакомые его, трудившиеся вместе с ним, говорят ему: «Anna Павле, ни детей не имеешь, ни жены не хочешь иметь. Почему не станешь монахом?» Говорит он им: «Хорошо говорите, послушаюсь, стану монахом». И ушел, и оставался один в келье, в подвиге и прочих трудах проводя время. А был он нравом бесхитростен. Лукавый бес, видя, что он таков, явился ему в виде ангела, предлагая различные видения и дурача его. Когда узнал бес, что он ему послушен, говорит ему: «Христу понравился твой образ жизни, и Он придет к тебе завтра даровать тебе дары. Ты же, выйдя из своей кельи поклонись Ему и, получив дары, войдешь в свою келью». И когда тот вышел на следующий день из своей кельи, видит сонм как бы ангелов со светильниками и огненный круг, и в середине круга кого-то изобразившегося, как он думал – Христа. И когда он преклонил колени, чтобы поклониться, тотчас кисть руки дала ему пощечину и оттолкнула его в другую сторону, чтобы он не поклонился. И упав на землю, он смотрел, но более не видел несущих светильники под огненным кругом. Тогда, уразумев бесовское посмеяние, вернулся в свое место, проплакав двое суток и говоря перед Богом: «Увы грешному. Согрешил. Погубил всю мою жизнь и что делать, не знаю». Услышав же, что некий отшельник был в Верхней Фиваиде с давнего времени, живущий один в поле, захотел пойти и изложить происшедшее с ним. И когда приблизился к месту того старца, бросился на живот на пол, припадая к нему и говоря: «Согрешил, прости меня и помолись за меня». Старец же закричал ему: «Не ушел оттуда, посмешище бесам? Не приближайся сюда!» И тому подобное говорил ему со строгостью. Он же оставался лежать на полу и плакать. И пожалев его, святой позвал его и говорит ему: «Если идешь узнать какое-либо искусство, не знаешь ли, что надо идти к мастеру и узнать об этом искусстве? Ты же ушел к самому себе, живя один и никому не сообщая о себе. И если бы Бог не помог тебе и десница святого ангела, тогда, если бы поклонился, давно бы лишился своего ума и тебя бы водил и по городам как одного из бесноватых. Но впредь благодари Бога, помогшего тебе. И ступай-ка в киновию». И взял его святой в одну из киновий Фиваиды и передал его авве, говоря: «Дай ему кухню на восемь лет, чтобы поработал заповеди Христовой и послужил братьям». Сказал и авве Павлу, что «спустя семь лет приду и поговорю с тобой».

Преподобный Нил Синайский о прелести и хитростях демонов

Добротолюбие, том 2. Преподобный Нил Синайский. 153 главы о молитве.

94. Смотри, да не обольстят тебя лукавые бесы каким либо видением. (Если случится что подобное, то) пребывая в себе собранным, обратись к молитве и проси Бога, чтобы, если это от Него (на вразумление), Он Сам просветил тебя, а если нет, то чтобы поскорее отогнал от тебя прелестника. И дерзай; ибо не постоят эти псы, когда ты притечешь к Богу теплым молением, но тотчас невидимо и незримо биемы будучи Божией силою, далеко от тебя убегут.

95. Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того.

114. Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ.

115. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.

116. Начало прельщения ума – тщеславие, коим движим будучи ум, покушается описать Божество в каком либо образе и зраке.

134. Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, – и тотчас отбегают; чтоб ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов.

Эта же статья по-английски

Ложные видения у старца Хаджи-Георгия

Жизнеописания афонских подвижников благочестия. Старец Хаджи-Георгий – грек († 1886).

Однажды Хаджи-Георгий, по искушению бесов, ушел от старца, тогда бесы стать ублажать его и в виде ангелов как бы восходили на небо и нисходили; при чем Хаджи-Георгий заметил в действиях их какую-то поспешность и торопливость. Они заставляли его поклониться им и обещали даровать ему благодать Св. Духа; но когда Хаджи-Георгий призвал молитвы старца своего, то все это исчезло.

В другой раз, когда Хаджи-Георгий жил еще со старцем, явился ему бес в виде молодого человека с мулом, который стал приглашать его к себе, обещая, что он и его товарищи сделают его своим старцем и ему будет у них хорошо жить; но Хаджи-Георгий познал бесовскую прелесть, и тогда увидел как бес вместе с мулом стал подниматься в воздух и исчез.

Эта же статья по-английски

О прелести антихриста

Святой Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

Я, наималейший, грешный, исполненный проступков Ефрем, в состоянии ли буду выговорить, что выше сил моих, но поелику Спаситель по благоутробию Своему и некнижных научил премудрости, а чрез них повсюду озарил верных, то и мой язык соделает Он без недостатка ясным к пользе и назиданию как меня самого, который говорю, так и всех слушателей. Но с болезнию начну речь и с воздыханиями буду говорить о скончании настоящего мира и о том бесстыднейшем и ужасном змие, который приведет в смятение всю поднебесную и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и страшное неверие, и произведет чудеса, знамения и страхования, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24), и всех обмануть ложными знамениями и призраками чудес, им совершаемых. Ибо попущением Святого Бога получит он власть обольщать мир; потому что исполнилось нечестие мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушен духом лсти, потому что так восхотели человеки отступить от Бога и возлюбить лукавого.

Старец Даниил о видениях

Старец Даниил Катунакский. "Ангельское житие". Письма.

Ответ монаха Даниила Маркиану, монаху Иверского скита [1], об отвержении мечтаний

Старец Даниил Катунакский

Досточтимому брату во Христе Маркиану радоваться!

Приняв с великой признательностью драгоценное Ваше послание от второго числа сего месяца с приложением рукописи, излагающей видения и откровения великого простеца [2] старца Евфимия, усердно возблагодарил и прославил Всеблагого Господа, ибо давно желал вникнуть в преестественные сии видения, про которые слышал от разных лиц много превратного. И ныне премного благодарю тебя [3], возлюбленный, за ознакомление с сим трудом, откуда можно почерпнуть много душеполезного и спасительного. Поэтому, уступая Вашей просьбе, я предпринял тщательный разбор упомянутой рукописи со стороны не только содержания, но и самого существа дела.

И во-первых, должен заслуженно похвалить Вас. Ибо едва лишь у препростого [4] сего христианина и на этом месте [5] открылись видения, как Вы из опасения десных прельщений объявили то духовным отцам, которые признали бывшие ему явления истинными, что и подвигло Вас старательно записать их для пользы чтущих.

Во-вторых, хотя я, несмотря на всю Вашу любовь ко мне, не заслуживаю толикой чести, Вы, по бесконечной скромности своей, ищете и от меня указаний, истинны ли описанные видения. И да будет так, ибо Вы, дружества верх и высочайших похвал достойный, содержите в памяти наставления святых отцов о рассудительности, и в частности, аввы Моисея, который говорит: "Невозможно тому, кто сообразует жизнь с суждением и волей преуспевших, подпасть прельщению демонскому, однако подобает все же не случайным встречным открываться, но старцам духовным и рассуждение имеющим, и не таким, которые от времени [лишь] состарились, ибо многие, взирая на возраст и открывая [им] свои помыслы, по неискушенности "старцев" вместо исцеления в отчаяние пришли" [6].

Демонов не следует слушать даже если они говорят похожее на правду

Древний Патерик. Глава 10. О рассудительности.

126. Один брат жил безмолвствуя, и демоны в виде ангелов хотели соблазнить его под предлогом общего собрания на молитву. Они возбуждают его, просят и показывают ему некое знамение в виде света. Он же пошел к одному старцу и сказал ему: авва, ангелы приходят ко мне с светом и возбуждают меня в общее собрание на молитву. И говорит ему старец: не слушай их, чадо! Это демоны; но когда приходят будить тебя, говори: я встану, когда захочу, а вас не послушаю. Брат, приняв наставление старца, пошел в келью свою. В следующую ночь опять по-прежнему пришли демоны и будили его. Он же, как заповедано было ему старцем, отвечал им, говоря: встану, когда захочу, а вас не слушаю. Демоны сказали ему: этот злой старец - лжец, он обманул тебя. Ибо пришел к нему брат, желая занять денег, и он, имея деньги обманул его, говоря: у меня нет денег, - и не дал ему. Из этого пойми, что он обманщик. Брат, вставши, пошел к старцу и рассказал ему про это. Старец же сказал ему: правда, у меня были деньги, и когда пришел брат и просил у меня, я ему не дал, ибо знал, что если дам ему, то это будет вредно душе его. Посему я решил нарушить одну заповедь а не десять, чтобы нам не придти в скорбь. Ты же не слушай демонов, ищущих обмануть тебя. И брат, много утвержденный старцем, пошел в свою келию.

Эта статья по-английски

После одного истинного видения последовало множество ложных

Старец Паисий Святогорец."Слова". Tом III. Духовная борьба.

Внимание к видениям.

Старец Паисий Святогорец

— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном?

— Лучше советуйте таким людям быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола.

Но даже если видение от Бога — с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание — человек — не принимает видения [не огорчается, но наоборот], некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение. Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что [вместо Святого] может прийти тангалашка, который включит [бесовский] "телевизор" и начнет свою передачу...

Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: "Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!" С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: "Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были". Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь ей освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться [из сети] тех диавольских видений, которые ей были.

Эта же статья по-английски

Семь путей впадения в прелесть снов и видений

Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Старец: Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор все время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удрученности?

Брат: Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли мое душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.

Старец: Хорошо, брат Иоанн, но решился ли ты и готов ли сейчас исповедаться?

Брат: Да, преподобный отче! И прошу, простите меня: я должен был сделать это уже давно, но меня сильно одолевала леность, и я не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъяснений по поводу того, что меня волнует.

Старец: Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?

Брат: Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.

О ложных видениях диавола в образе Божией Матери

Алексей Яковлев-Козырев, диакон Димитрий. "Ночь на вершине".

«Страшно обмануться в самом святом!» — грозно предостерег меня в свое время многоопытный игумен в одном из горных монастырей Грузии. Эти слова врезались в память на всю жизнь и принесли колоссальную духовную пользу.

Сколько самых разных людей, ведомых благими намерениями, поддается самомнению, лишает себя правильного духовного руководства и попадает в сети душепагубной бесовской прелести!

Как забыть московскую встречу с неким Петром, прельщенным странником, основателем опаснейшей секты «Горные старцы»! Свыше пятнадцати лет назад, соблазнившись непристойным поведением некоего диакона в алтаре, этот несчастный перестал посещать богослужения и постепенно отпал от Церкви. Он поверил бесам, которые внушили ему, что «благодать ушла из всех храмов Московской Патриархии», и начал убеждать в этом других. С течением времени лжеучитель вконец повредился и полностью подпал под демоническое влияние. Одно лишь упоминание о Причастии Святых Христовых Тайн в любом действующем храме приводило прелестника в неописуемое бешенство. От него стал исходить страшно мятежный, леденящий душу сатанинский дух. Вместе с тем демоны активно привлекали к нему легковерных, мнительных, духовно неопытных людей и таким образом отсекали их от спасительной благодатной жизни в лоне Святого Православия.

«Я неустанно молюсь Богоматери, иногда вижу Ее, и Она открывает мне, что надо делать! — горделиво заявлял одержимый. — Бесы не могут являться в виде Богородицы. Значит, все, что я слышу,— Откровение свыше. И потому я — несомненно! — творю Божие дело!»

К великому прискорбию, с такой в корне ошибочной, губительной логикой приходится сталкиваться не так уж и редко!

Симеон Столпник почти прельстился ложным видением Ангела

Из жития преподобного Симеона Столпника.

 
Преподобный Симеон Столпник (390-459)

Тогда диавол, ненавистник всякого добра, принял вид светлого ангела и показался святому вблизи столпа на огненной колеснице с огненными конями, как бы сходящим с неба и говорил:

— Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницей и конями, чтобы взял я тебя, подобно Илие, на небо (4 Цар. 2:11); ибо ты достоин такой чести за святость жития твоего, и пришел уже тебе час вкусить плоды трудов своих и принять венец похвалы от руки Господней. Поспеши же, раб Господень, узреть Творца своего и поклониться Тому, Кто создал тебя по образу Своему; желают и тебя увидеть ангелы и архангелы с пророками, апостолами и мучениками.

Святой не распознал вражеского прельщения и сказал:

— Господи! Меня ли, грешника, хочешь взять на небо?

И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда диавол с колесницей исчез, как пыль, сметенная ветром. А Симеон познал бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на одной той ноге целый год.

Одно из объяснений ложных видений Креста

Письма преподобного Макария Оптинского.

Преподобный Макарий Оптинский

Прелесть, как видно из слов преподобного Григория Синаита... имеет со стороны человека две главные причины: гордость и греховное житие, за которые он предается от Бога на поругание врагам душевным, чтобы смирился, покаялся и исправился, если захочет. По моему замечанию (из вашего же описания), первая сеть прелести поставлена была вам врагами душевными в 1853 году в Т. и после болезни, в изменении икон, причем будто бы от икон Божией Матери розовые кружки изошли на ваше сердце, и вы получили мнимое прощение грехов своих. Видение это вы приняли за истинное и чрез то попали в поставленную вам сеть вражию; прочие же за сим случаи суть только последствия сего первого. Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого, в ответе 415, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также должно разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же 415 ответе Варсонуфий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста Господня, и Святая Церковь поет: "Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу Его", а вам казалось, что вы видели образ Митрополита с Евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест вашею головою. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустил ему овладеть мыслительною силою вашею, так что он, представляя вам какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более вас смущает.

Там, где есть гордость, видения не могут быть от Бога

Архимандрит Серафим (Алексиев). "Наставление о возношении себя и ложных видениях".

Многоразличны темные уловки сатаны, с помощью которых он приближается к душе, но излюбленный его путь, которым он и сам следует и по которому старается повести человека, - гордость. Ведь он прекрасно знает, что даже если исполнить все заповеди Божии, одной гордости достаточно, чтобы погибнуть. Он сам, не имея никаких других грехов, отпал от Бога через одно возношение.

Грешные люди обыкновенно горды. Они согрешают только из-за своей гордости, которая не дает им смириться перед Божией волей и исполнять Божии заповеди. Хитрый искуситель знает, как сделать, чтобы человек превознесся. Не одаренных умом он старается привести к гордости, внушая им, что они умны или что имеют какие-то другие исключительные качества. Умным вкладывает мысль об уникальных свойствах их ума. Нечестивым - гордое упорство против воли Божией. Благочестивые, следуя его внушениям, начинают превозноситься исполнением Божиих заповедей. Так, через гордость под власть сатаны подпадают все, не устоявшие против его уловок, - и верующие, и неверующие; и умные, и глупые; и грешные, и праведные.

Там, где есть гордость и в то же время имеются видения, - они не могут быть от Бога, но непременно - от лукавого.

Некоторые говорят: о тех, которые имеют Божественные видения, мы знаем определенно, что они - добродетельные люди: постятся, молятся, поступают честно, посещают больных, раздают милостыню, проявляют большую любовь к ближним... Могут ли видения у таких людей быть от диавола?

О ложных видениях

"Цветник священноинока Дорофея".

Глава 48. Поучение о различных ложных видениях.

Будем наблюдать за собой прилежно и разумно, о иноки, чтоб как-нибудь не соблазнили нас лукавые бесы неким ложным видением. Ибо много у бесов разных обманов. Бывает иногда, приходят к нам бесы, в невидимом образе бесовском, и устрашают нас. А иногда – видимо. А бывает, различные видения и образы показывают нам бесы. Иногда – огонь или свет, или некое сияние, или призрак, или какое-нибудь видение показывают. Иногда пресмыкающимися или какими-нибудь птицами представляются. Иногда разрушение кельи показывают. Иногда вползают лютыми змеями. Иногда приходят под видом разных зверей, будто бы желая съесть нас. Иногда, облачась в воинские доспехи, с оружием приходят к нам. А бывает, когда в молитве нашей просим помощи у Бога, эти лукавые и во время молитвы нашей неотступно с нами пребывают. И когда слышат, что мы желаем и просим помощи от Бога, разделяются надвое. И одна их половина – в образе бесов и темна. А другая половина – с виду светла лицом и одеждами. И входит светлая половина в келью, словно бы на помощь, называя себя святыми ангелами, и начинает отгонять от нас темных, соблазняя нас. Не будем же верить им и бояться их, но будем молиться Господу Богу прилежно, в сокрушении сердечном. Ибо Господь недалеко от каждого из нас, верных, и скор на помощь нам, призывающим Его со смирением, от всего сердца. И ангелам своим заповедает о нас хранить нас на всех путях наших, и все обманы противостоящих бесов отгонит от нас, и соблазн бесовский не приблизится к душам нашим. И рана не коснется телес наших (Ср. Пс. 90).

Ложные видения Креста

Архимандрит Лазарь (Абашидзе). "О тайных недугах души".

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

Как могут демоны, предлагая по видимому доброе, улавливать нас в свои сети.

Хотя самые прекрасные дела могут не приносить душе никакой пользы и даже вредить ей, но и без внешних дел, без понуждения себя к душеполезным подвигам и трудам никак нельзя, и внутренняя жизнь без этих дел быть не может. Необходимо нащупать, отыскать ту священную и таинственную связь между внешним и внутренним, когда то и другое будут дополнять и подкреплять друг друга, и это тоже приобретается через опыт, через молитву, дается ищущему и просящему благодатью Божией. Для того, чтоб наши дела достигали главной цели, т. е. исправляли, врачевали нашего внутреннего человека, а не были бы бессмысленным ударением по воздуху (1 Кор. 9, 26), необходимо внимательно следить за каждым движением сердца, стараться всегда заметить - какой помысел и чувство возникли в душе и склонили нас к тому или иному поступку, слову, желанию и, исходя уже из этого, судить о том, что полезно и что вредно. Если так внимать себе, то откроется, что не всякое поведение, похвальное по наружности, действительно хорошо, и что иногда невзрачное, простое, не имеющее никакой привлекательности извне жительство на самом деле весьма душеполезно.

Видения в виде Ангела, собирающегося забрать с собой на небо

Старец Иосиф Исихаст

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Принимает образ Ангела света и говорит ему, что это — Архангел Гавриил или другой Ангел, и что его послал Бог быть близ него, ибо он благоугодил Богу своими трудами. Или еще принимает образ Господа нашего Иисуса Христа, другой же в образе Ангела идет впереди и говорит ему: "Так как угодил ты Богу своими трудами, то вот пришел Господь тебя посетить. Выйди-ка поклониться Ему, получить благодать". Или еще говорит ему, что пришел забрать его, как пророка Илию, на Небеса. Короче говоря, такими уловками он прельстил многих и в прежние времена, и теперь. И иных сбросил на скалы, иных в колодцы, иных зарезал и совершенно погубил. И это бывает потому, что с самого начала у них не было рассуждения, и пребывали они в своей воле, не творя послушания.

Как относиться к фатимским явлениям Богородицы (аудио)

Протоиерей Димитрий Смирнов. Ответы на вопросы слушателей радио Радонеж. 2000 год.

- Недавно по телевидению Папа Римский заявил о расшифровке третьего откровения явления Богоматери, а было ли такое явление?

Видения от Бога, как правило, бывают как утешение в мучениях и гонениях, и они легко сменяются ложными, если человек возгордится

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Старец Иосиф Исихаст

Так вот, батюшка мой, эта женщина, о которой ты пишешь, — святая душенька, но позаботься ей объяснить то, что я напишу здесь, чтобы она имела это в виду. Ибо враг не спит. А он — человеконенавистник и находит всякие ухищрения, чтобы обмануть человека.

Так как она терпит от своего мужа такие мучения, то Бог ободряет ее этими утешениями и разными видениями. Однако она не должна считать это главной силой души. Ибо вкрадывается лукавый и быстро это извращает.

Главная сила Иисусовой молитвы и вся желающая сила души заключается в очищении сердца посредством умного делания. Что говорит Господь? "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Не говорит: "Блаженны видящие явления, видения, откровения". Поэтому она не должна радоваться этому, даже если это и от Бога. А радоваться — когда ум нашел сердце и обосновался там внутри.

Тогда умиротворяется все тело, утишается душа, веселится сердце, просвещает ум свои силы, текут обильно слезы. Все может извратить лукавый. Но тому, о чем мы говорим сейчас здесь, не может подражать. И опять же, когда она видит что-либо, пусть не рассказывает это каждому, а только старцу и своему духовному отцу, никому другому.

Сейчас это происходит, поскольку она страдает и имеет большую простоту и страх Божий. Но это не остается до конца. А лукавый, когда находит способ, это извращает. И впоследствии это обращается в прелесть. Поэтому требуется большое внимание и смирение. Пусть она считает себя земляным червем. И только то, что ей скажет духовник, пусть принимает как истинное. А если она начнет принимать все это (видения), в скором времени заболеет ее помысл, и она начнет принимать все бесовское и безумное как истинное и богопосланное.

И что потом? Человек становится стойлом бесовским. И тогда они издеваются письмами и видениями, явлениями и откровениями, символами и числами, предрассудками и гаданиями, и целой кучей суеверий. Бог да сохранит от такого поворота.

Поэтому, батюшка мой, пусть позаботится твое Высокопреподобие всегда ее смирять, чтобы случайно не изменились ее помыслы и не пришла к ней какая-нибудь гордость.

Эта же статья по-английски

Явление демона Н.А. Мотовилову в виде митрополита

С.А. Нилус. "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима".

Н.А. Мотовилов

В одно подобное сему время, когда я занимался перепискою Святого Евангелия от сего евангелиста Иоанна Богослова, явился мне бес — в полном митрополитском облачении в виде одного митрополита, в живых тогда бывшего, — и стал грозно запрещать мне продолжать это занятие, и стал требовать, чтобы я вовсе оное оставил, а слушался бы его одного, потому что он такой-то митрополит и что он столько свят, что подобно Христу Спасителю будто бы дверями затворенными вошел ко мне. Я посмотрел на него, и признаки явной безблагодатности и закоренелой злости были на нем.

Я перекрестился. Но он все стоял и даже похвастался, что не боится креста. «Врешь, — отвечал я бесу, — ты не митрополит такой-то, я его знаю и тебя понимаю, что ты бес, но не хвастайся же, что ты не боишься Честного и Животворящего Креста Христова, вот же силою его-то, сокрушающего козни твои, и исчезнешь ты окаянный». И не знаю, откуда у меня взялась смелость при привидении. Я встал с места и, подошедши к нему, стал крестить его со всех сторон; но когда он, со страшным громом, треском, разметывая во все стороны искры, рассыпался в глазах моих, как ракета, то я так ужаснулся, что едва не умер от страха, и как в чем был (а это было часов в одиннадцать ночи), так несмотря на то, что ноябрь месяц был и зима уже стояла на дворе, прибежал я к его высокопреосвященству [святителю Антонию Воронежскому]...

Верить ли видениям

Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников.

Вопрос 411. Когда бывают явления грешнику, ужели он не должен совершенно веровать, что они от Бога?

Ответ. Когда сие случается с грешником, то, очевидно, по наваждению лукавых демонов, чтобы обольстить окаянную душу и увлечь ее в погибель. Итак, не следует никогда верить им, но познавать свои согрешения и свою немощь и пребывать всегда в страхе и трепете.

Явление дьявола в безмерном свете

Преподобный Исаак Сирин. "Слова подвижнические".

Некто, по имени Малпа, ведший род свой из Едессы, в одно время изобрел ересь евхитов, тогда как проводил высокое житие и переносил самые тяжкие труды и скорби. Ибо говорят, что, будучи учеником блаженного Иулиана, называемого Сава, на короткое время ходил с ним на Синай и в Египет и видел великих Отцов того времени, видел блаженного Антония, слышал от него таинственные словеса, изглаголанные им о чистоте и спасении душ, слышал тонкие вопросы о страстях, в которых Антоний объяснял, что ум, по очищении своем, имеет созерцания тайн Духа и что душа может, по благодати, сподобиться бесстрастия, когда деланием заповедей совлечется ветхих страстей и придет в здравие первобытного своего естества.

Явление диавола Пахомию Великому

Из жития Пахомия Великого.

Злой дух покусился однажды прельстить пр. Пахомия, и предстал ему, когда он в уединении занят был работою рогож, говоря, что он Христос. Но пр. Пахомий тотчас определил, кто этот явившийся, по впечатлению, какое производил он на душу. "Присутствие Христа Господа, говорил он сам в себе, сопровождается миром; взор на Него вливает радость и чужд всякого страха; Он изгоняет помыслы земные и воспламеняет желание вечного; теперь ум мой возмущен и мятется разными низкими помыслами земными." —Почему, оградив себя крестным знамением, он сказал явившемуся: удались, дух-обольститель, проклятый, с своими призраками и кознями, нет тебе места с рабами Божиими. Сказав сне, он дунул на него, и тот мгновенно исчез, оставив по себе страшное зловоние.

Своевольный монах прельстился ложными видениями

Игумен Марк (Лозинский). "Отечник проповедника".

892. Инок, самовольно поселившийся в пещере, впал в бесовское обольщение, предсказывал силой вражьей; но, по настоянию игумена, был возвращен в монастырь и там, смиряясь на тяжелых послушаниях, спасся

Один молодой инок, немного пожив в монастыре, стал проситься у игумена на житье в пустыне. Сколько опытный старец ни уговаривал его, чтобы не спешил приводить в исполнение свое намерение, инок оставался непреклонен, и старец уступил. Ушел инок в пустыню и, найдя пещеру, поселился в ней. Начал упражняться в богомыслии, молитве, посте. Чего бы, кажется, лучше такой жизни? Но диавол не дремал. Сначала он стал смущать его злыми помыслами, а когда это не помогло совратить инока с пути, начал действовать иначе. Преобразившись в светлого ангела, он явился неопытному подвижнику и сказал: “Знай, что ради твоей чистоты и доброй жизни послал меня Господь служить тебе.” – “Да что же я сделал такого, чтобы служили мне ангелы?” – воскликнул изумленный монах. Бес отвечал: “Все, что ты сделал доселе, велико и высоко пред Богом. Ты оставил мир и сделался монахом, ты постоянно утруждаешь себя молитвами и постом, ты даже в пустыню ушел. Как же ангелам не служить тебе?” Задели за живое монаха эти бесовские слова, и стал он думать: “А что, ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок пред Богом!” Диавол же между тем продолжал свое дело и все являлся ему, а, чтобы скорее погубить его, к прежним козням присоединил новую. Некий человек, которого обокрали, задумал спросить о краже упомянутого инока. В это время диавол, явившись последнему, сказал: “Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное лежит в таком-то месте.” Обокраденный действительно пришел, и монах, указав, где краденое, возвратил его. За эту услугу тот человек прославил его по всей стране, как пророка, и вот стало стекаться к монаху множество народу, и всем он предсказывал, и слава его повсюду распространялась.

Диавол является в виде ангела света

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец."Слова". Tом III. Духовная борьба.

Если человек, не испытавший высшей райской радости, — то есть не имеющий духовного опыта [божественных посещений] — невнимателен, то он может легко впасть в прелесть. Диавол лукав. Он слегка раздражает сердце человека и дает ему почувствовать нечто приятное.

Таким образом, создавая у человека впечатление о том, что это приятное было духовным и божественным, диавол ввергает его в прелесть. Он обкрадывает сердце человека, и тот думает, что происходящее с ним — духовно правильно. "Я не чувствую никакого волнения", — говорит такой человек. Да, волнения ты действительно не чувствовал, однако то, что ты почувствовал, не было действительной духовной радостью. Радость духовная есть нечто Небесное.

Ложное видение Иисуса Христа

Епископ Еленопольский Палладий. "Лавсаик".

Был некто Валент, родом из Палестины, по духу гордый… Этот Валент долго жил с нами в пустыне, много изнурял плоть свою и по жизни был великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстью самомнения, он стал мечтать, наконец, в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему.