Ложные слезы

Почему могут возникать слезы в храме

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

Почему, когда я захожу в церковь, то начинаю плакать, подходя к иконам?

 Отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Это может происходить по разным причинам. Слезы может вызвать и действие благодати Божией, и чувство глубокого покаяния, а может — и простая эмоциональность, и даже какие-то неправильные мысли. Поэтому мой совет — не обращать на это внимания. Не стремиться к этому состоянию, не утешаться им и не удивляться ему.

Возникает еще вопрос: как часто Вы заходите в церковь? Если раз в году и плачете, тогда понятно. А если ходите в храм регулярно, то эти слезы со временем прекратятся.

Источник

Слезы радости могут происходить от блудной страсти

Письма преподобного Илариона Оптинского. Письмо 44.

 
Преподобный Иларион Оптинский (1805 - 1873)

Радость такая, как слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти. Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть. И ради сего, чтобы не иметь какого-нибудь искушения, не следует пить богоявленской воды, а надо противиться помыслам.

Не грех ли наставления мои передавать тем двум монахиням, которые знают о твоей переписке и помогают в получении писем? - Прочти Варсануфия Великого...: “не показывай сокровища твоего Вавилонянам”.

Писала, видела сон, будто бы была у нас и тебе сказали, что 1-го ноября я скончался, и с тех пор страх имеешь за день этого месяца. Снам верить не следует, и этому сну не верь. В случае же кончины моей, желала бы и ты вскоре за мной последовать, просишь умолить о сем Господа, подобно Иисусу, и дать обещание ходатайствовать там о тебе. За таковую преданность твою - спаси Господи, но только я еще пока не Иисус и не имею тех дарований, как он.

В страстном устроении слезам верить не должно

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Уведомляете меня… что вы теперь сильно сокрушаетесь о прежней жизни вашей и даже плачете и рыдаете. Плакать нам должно; истинное раскаяние требует плача, и плача многого; только слезам, в страстном устроении, верить не должно, как правильным.

Святый Иоанн Лествичник в 7 Степени говорит: не верь источникам слез твоих прежде совершенного очищения от страстей. И еще в той же Степени: «Егда во мнящихся по Богу плакати узрим гнев и гордость, то слезы таковых должно почитать за неправильные, кое бо общение свету ко тьме?» Сей святой тут же говорит, что у новоначальных бывают слезы от многих и различных причин: от естества, от неправильной скорби, от тщеславия, от блудного беса и от других причин, и советует таковые слезы исследовать страхом Божиим и очищать памятию исхода из сей жизни, чтобы стяжать слезы чистые и непрелестные, в которых нет окрадения или возношения, но паче очищение, от греха отмытое. Причем должно всегда помнить сего же святого слова, сказанные им в той же Степени: «велика злоба врагов наших; они и матерь добродетелей соделывают материю страстей, и вины смирения обращают в повод к гордости» (V, 447, 757–758).

Ты пишешь о неотступно находящейся при N. N. молитве и о прочем; надобно узнать, нет ли у ней тайного мнения о сем, и оттого увеличиваются ее немощи; надобно молиться Господу, да не попустит впасти в прелесть (VI, 57, 92).

У монаха были не истинные слезы

Преподобные Варсанофий Великий и Иоанн Пророк. "Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников".

 
Прп. Варсанофий Великий (VI в.)

Вопрос 458. Брат вопросил великого старца: скажи мне, отец мой, истинно ли то умиление, которое, как мне кажется, я имею? Должен ли я пребывать здесь наедине? И помолись о мне, потому что меня беспокоит телесная брань.

Ответ. Брат! Настоящий твой плач и настоящее умиление – не истинные, но отходят и приходят; истинный же плач, соединенный с умилением, бывает рабом человека, постоянно ему подчиненным, и имеющего оный не одолевает брань; (плач сей) заглаждает прежние согрешения и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность и поддерживает непрестанное сетование, ибо он есть «щит», отражающий все «разжженные стрелы» диавольские (Еф. 6:16). Имеющий его вовсе не уязвляется бранью, если он будет и среди людей, и даже с блудницами; но (плач сей) пребывает неотступно с нами (которые находимся вне мира и ведем брань) и ведет за нас брань. Вот я показал тебе признаки немощи и доблести. Не думай, чтобы Бог не в состоянии был облегчить для тебя брань оную. Он мог сделать сие, особенно же ради молящихся о тебе святых, но, любя тебя, Он хочет посредством многих браней и упражнений обучить тебя, дабы ты достиг меры преуспеяния; но ты не достигнешь ее, если не сохранишь всего, заповеданного тебе чрез писания (которые посылал тебе), я – твой тщеславный учитель. А чтобы пребывать наедине – это есть дело достаточной крепости, и когда ты достигнешь ее, я сам тебя пошлю, а (теперь) говорю тебе: подвизайся, сын мой, как я сказал тебе, и верую, что преуспеешь о Христе. Не бойся: Господь да будет с тобою. Аминь.

Эта статья по-английски

Неправильные слезы у того, кто не видит себя грешным

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Видишь, в какую высоту ты доспела, – когда стоишь на молитве или станешь мысленно молиться, то ничего не помнишь земного. Ты думаешь, это истинная молитва? Но напротив, истинная прелесть, приводящая тебя в высокоумие, и паки на мнимые небеса тебя вознесут; а я советую смиренно молиться, видеть свои грехи, и отнюдь не думать, что ты достигла такой непарительной молитвы. Явно, враг уступает и не борет тебя, чтобы обольстить высокоумием; и слезы твои неправильные. «Кто не помышляет себя быти грешна, того молитва несть благоприятна пред Богом», – пишет св. Исаак (Слово 55) (VI, 77,127–128).

После паломнической поездки стали возникать слезы при чтении Евангелия

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Полтора года назад я посетила с паломнической поездкой Синай, монастырь великомученицы Екатерины, восходила на святую гору. После возвращения домой заметила в себе многие перемены, и одна из них ― во время чтения Евангелия я начинаю плакать, слезы льются сами собой (когда от умиления, когда от сострадания, когда от любви и благодарности). Я читаю Евангелие уже много лет, и раньше такого не было. А там, где должны быть слезы, их нет. Может быть, нужно прекратить на время чтение Евангелие? Я считаю себя психически здоровым человеком, и меня волнует мое состояние. С уважением, Тамара.

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Тамара! Если вы сознательно не настраиваете себя на слезы, а они появляются сами собой — в этом нет ничего плохого. Желательно только, чтобы это происходило не в присутствии других людей. Прекращать чтение Евангелия не нужно. Не стоит слишком внимательно прислушиваться к самой себе, к своим эмоциям. И, думаю, если Вы не будете обращать особого внимания на это состояние, оно войдет в естественное русло.

Источник

Если празднословишь после молитвы со слезами - это ложные слезы

Старец Эмилиан (Вафидис). "Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария".

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) (1934-2019)

Толкование монастырского устава и правил Святого Августина.

Пусть принимаются за работу с утра и после молитв третьего часа возвращаются к ней.

Как только появляется свободное время, мы заводим разговоры. Когда мы больше всего говорим? Когда идем из церкви в келью. Но если ты выходишь из церкви и празднословишь, а тем более заводишь речь о предметах, чуждых монашеству, то разве можешь ты убедить Бога, святых и братьев, что ты действительно молился в храме? Ты лжешь. Ты ничего там не понял. И если при молитве ты случайно прослезился, то не сомневайся, что твои слезы и молитва – это действие сатаны. Чтобы избежать этого, лучше с самого утра принимайся за работу. Режим в монастыре святого Августина немного отличался от общежительного, он больше подходил пустынникам.

Часы в братствах святого Августина совершались в положенное по уставу время, и это очень правильно. Прервать работу и прочесть или выслушать последование часа легко. Но трудно, как только закончишь молитву, вновь вернуться к работе. По большей части именно тогда у нас и появляется расположение поболтать. Поэтому святой велит вновь немедленно браться за работу.

Старец Паисий о ложных слезах

Митрополит Нектарий (Антонопулос). "Святая гора. Гора, которую я немного узнал, но сильно полюбил".

Из беседы со старцем Паисием Святогорцем. 2 июля 1986 года.

Он заговорил снова о покаянии и исповеди, но на этот раз еще и о слезах.

– Отцы, и одно воздыхание может вернуть благодать. Многие плачут во время молитвы. Но благодать слез – это нечто иное. Иной раз слезы новоначальных все равно что... демонское зловоние. Они  обманывают человека, и ты полагаешь, что достиг какого-то состояния. Ты легко начинаешь плакать? Это может означать, что ты просто чувствительный человек. Направь их на покаяние. Припади к иконе Христа и скажи: «Отныне и навсегда они – Твои». Чтобы они не пропали даром.

Там где логика, там нет места молитве.

Поклоны не принесут молитвы. Они лишь подвиг.

Епископ Каллист о ложных слезах

Епископ Каллист (Уэр) "Внутреннее Царство". Слезный дар.

Митрополит Каллист (Уэр) (1934-24.8.2022)

Дар слез, акцентированный в современном харизматическом движении, также занимает важное место в духовной традиции православного Востока. [74] «Богословие слез» играет особенно значительную роль в учении Иоанна Лествичника, св. Исаака Сирина и св. Симе–она Нового Богослова. Для Лествичника слезы являются обновлением благодати крещения: «Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими [… ] Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его» [75]. Св. Исаак рассматривает слезы как существенный рубеж между «телесным» и «духовным» состояниями, как точку перехода из настоящего века в век грядущий, в который через предощущение можно вступить еще в этой жизни. Новорожденный ребенок плачет, как только появляется на свет; подобным образом христианин плачет, возрождаясь в «будущий век». [76] Св. Симеон настаивает на том, что мы никогда не должны принимать причастия без пролития слез. [77] А согласно Никите Стифату, ученику св. Симеона, слезы могут даже восстановить утерянную девственность. [78]

Что говорит нам этот дар слез относительно смысла покаяния? Бывают разные виды слез, и существенным является различение этих видов. Принципиальная разница существует между чувственными и духовными слезами (есть также и третий вид: возможны слезы демонические). Чувственные слезы — эмоциональны; духовные слезы — аскетичны. Чувственные слезы, как правило, связаны со страстями: часто они являются следствием гнева, разочарования, зависти, жалости к себе или просто нервного возбуждения. Духовные слезы, как указывает само их наименование, — это дар благодати Бога Духа Святого, а не результат только наших собственных усилий, и они тесно связаны с нашей молитвой. Чувственные слезы суть выражение уныния, которое сопровождает нас в земных условиях, в падшем мире тления, неустанно двигающемся к смерти; духовные слезы ведут нас к новой жизни Воскресения.

Лествица о ложных слезах

Преподобный Иоанн Лествичник. "Лествица".

 
Прп. Иоанн Лествичник (VI-VII вв.)

Слово 7. О радостотворном плаче.

29. Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость: то слезы таковых должны считать неправильными: «кое бо общение свету ко тме?» (2Кор.6:14).

30. От ложного умиления рождается возношение, а от истинного – утешение.

31. Как огонь пожигает хворость, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны.

32. Многие из отцов говорят, что значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, и что они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений.

33. Исследовав все сии побуждения слез посредством страха Божия, постараемся приобрести те чистые и нелестные слезы, которые рождаются от размышления о разлучении нашем от тела; ибо в них нет ни окрадения, ни возношения, но очищение, преуспеяние в любви к Богу, омовение от грехов и освобождение от страстей.

34. Не удивительно начинать плач слезами добрыми, а оканчивать неправильными; но достойно похвалы от неправильных или естественных слез переходить к духовному плачу. Смысл сказанного ясен для тех, которые склонны к тщеславию.

35. Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей; ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключено в сосуд.

68. Велика злоба наших врагов, так что они матерей добродетелей делают матерями зол, и средства к достижению смирения превращают в источник гордости. Часто самые местоположения жилищ наших и вид их призывает сердца к умилению; в этом уверяет нас пример Иисуса, Илии и Иоанна, молившихся в уединении. Но я видел, что у некоторых и в городах и среди молвы возбуждаются слезы. Это бывает по злоумышлению лукавых бесов, чтобы мы подумали, будто никакого вреда не получаем от этой молвы, и чтобы сближались с миром.

Эта статья по-английски

Правда ли, что от слез очищается душа?

Вопрос священнику.

Спрашивает Анастасия.

Здравствуйте! Я однажды слышала, что через слезы очищается душа. Правда ли это? Заранее спасибо!

Отвечает иеромонах Викторин (Асеев).

Анастасия, слезы бывают разные. Мы плачем от обиды, от боли, от зависти, от сильной ненависти, от безысходности. Такие слезы не приносят радости, не очищают душу от грехов. А когда мы чувствуем, что мы грешили в своей жизни, и не можем ничего вернуть назад, и сожалеем о том, что так много натворили в своей жизни и что за это придется нам отвечать перед Богом, мы начинаем искать выход, хотим вернуть мир в свою душу, тогда мы обращаемся к Богу с покаянием (только Один Бог имеет власть прощать грехи) и, осознавая всю свою греховность, мы плачем о своих грехах, то от таких слез Божий гнев сменяется на милость, и душа наша очищается от таких слез. Но при этом мы должны и исповедаться на исповеди в церкви у священника. Одними слезами, без исповеди, грехи не прощаются.

Источник

Внутри монаха плакал бес

"Великая стража". Из келейных записок иеромонаха Иеронима.

С этого времени он стал свободно заниматься молитвою. Церковное правило он читал по книгам, а Иисусовой молитвою занимался в келлии, сидя на низком стульце, по Добротолюбию, сначала по часу, а потом по два часа и по три, а далее по четыре, по пяти и по восьми часов. Однажды при свидании с духовником он сказал ему: «Когда я сижу и творю молитву, то иногда, случается, забудусь и слышу, что кто-то поучает меня разными притчами, подобно тому как написано в книге Макария Египетского». Духовник сказал ему: «Ты спросил его, кто он такой?» Он отвечал, что однажды он спросил его: кто он, беседующий с ним? Ответ был такой, что он - Тот, Который преподал вам Евангелие! «С того времени я слышу другой глас - вражий, который все хулит и помрачает. Иногда по окончании молитвы и беседы этот глас вражий проговорит: “Вот жид наставил тебя. Для чего ты этой молитвою занимаешься? Нынче она уже вышла из моды и никто ею не занимается”. И очень часто этот бес докучает мне разными прилогами, особенно когда читаю правило. Однажды только я начал читать полунощницу, бес начал свое болтать: “Вот ты уж несколько дней не варил ничего, нынче свари что-нибудь, а то изнеможешь!” А я читаю и не обращаю внимания на его слова, а он все продолжает свое: “Свари кушанье хотя для кота, а то ты его заморишь. А знаешь ли, что сваришь? Свари борщ. Трава есть, положи луку, пережарь его - и выйдет вкусный борщ!” А я все молчу. К концу утрени он начал приставать: “Что же, сваришь ли? Скажи мне. Коли не сваришь, то я буду плакать!” Я заметил это слово и подумал: “Неужели и бесы плачут?”

Архимандрит Клеопа о ложных слезах

Архимандрит Клеопа (Илие). "Ценность души".

Архимандрит Клеопа (Илие)

Ты видел растение, называемое хмелем? Он цепляется ко всему, что ни встретит на своем пути: к забору, столбу, воротам, дереву и колу. И глядишь — знай себе растет. Так поступает и диавол со всякой добродетелью. Обвивается вокруг нее, чтобы сделать ее бесполезной, чтобы она уже не была добрым делом.

Как велик дар слез! Но и тут диавол привносит искушение. В разные виды слез примешивается диавол, чтобы сделать напрасной слезу человека на молитве, чтобы она не была принята Богом.

Истинные слезы, текущие из любви к Богу, обладают такой силой, говорит святой Иоанн Лествичник, что источник слез после крещения больше самого крещения [1]. А святой Григорий Назианзин говорит: «Знаю я и пятое крещение, которое рождается из слез, из покаяния со слезами, и такую силу имеет это крещение, что оно больше первого крещения. Потому что первое крещение стирает наши грехи, но не придает нам сил более не грешить» [2].

Однако если бы мы захотели, то могли бы это, ибо воле человека предоставлена свобода после крещения — грешить или нет. А слезы после крещения стирают грехи, которые мы совершаем. Слезы умиления более крещения, ибо стирают все грехи, совершенные после крещения, и делают тебя чистым.

Существует несколько видов слез. Если у тебя есть слезы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны.

О плаче без смирения

Преподобного Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы.

76. Бывает и плач без духовного смирения, и те, которые плачут таким образом, думают, что такой плач очищает грехи; но они тщетно обманывают себя, потому я что лишены бывают сладости Духа, таинственно порождающейся в мысленном сокровище – хранилище души, и не вкушают благости Господа. Почему таковые скоро воспламеняются гневом и не могут совершенно презреть мира и то, что в мире. А кто не презрит сего совершенно и не стяжает ненависти к нему от всей души, тот никогда не возможет стяжать твёрдую и несомненную надежду спасения, но всегда влается сомнением туда и сюда, так как не основал надежды своей на камне.

О слезах прежде очищения от страстей

Преподобный Амвросий Оптинский. Из письма 391.

Еще пишешь, что и Петр Дамаскин смутил тебя сказанным во 2-й части, в 8-м слове, о слезах, что они, прежде очищения от страстей, не что иное, как прелесть демонов. Вновь перечитай эту главу со вниманием. Там не так сказано, и не тот смысл; ты очень усилила. Тут главный смысл — безпристрастие; и говорит, что слезы живущих посреди человек, в попечении о вещах чувственных, то есть мирских, бывают от посмеяния и окрадения демонов. А твои хлопоты по казначейской обязанности не относятся к такому попечению; что делается за святое послушание, по монастырской обязанности, того нельзя назвать попечением суетным. Разумеется, что, и при таких случаях, должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием с охранением совести. Правда, что слезы, прежде очищения от страстей, бывают не совсем чисты, но они, по слову Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет об исходе от сей жизни и предстоянии на Страшном Суде и о последнем на нем изречении; а потом очищают и душу плачущего. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от которых слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразные гады. Во-вторых, при слезах, по слову Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения безсловесной радостью, чтобы не принять волка вместо пастыря. Святый сей с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, то есть плач, превращает в источник страстей.

Если может человек плакать, то благоразумно да плачет во смирении, с сокрушением сердечным, и памятью о своих согрешениях (только не плотских подробностей: сие бо более вредно), и памятью смерти и суда Божия. Святой Лествичник пишет, что в воде слез потопляется мысленный фараон, который от апостола Петра называется львом рыкающим, как и тебе самой некогда представлялось. Справедливо сказано, что в воде слез и умиленном плаче нет места этому льву, рыкающему и ищущему кого-либо поглотить. Мать N. спрашивает, можно ли у себя держать деньги сестер на хранении. Если бы сохранялся древний строгий порядок общежития, когда живущим выдавалось все потребное, в таком случае было бы это неприличным и можно бы считать не должным; а в настоящее время, по общей немощи как начальствующих, так и подчиненных, возбранить этого совершенно нельзя. Бывает нужда и необходимая потребность для последних.

Когда ты не любишь своего брата, но источаешь покаянные слезы, ты в прелести

Схиархимандрит Иоаким (Парр).

– Как понять плач и слезы, которые приходят во время молитвы? От благодати ли они, от прелести, или они просто душевные?

– Если кто-то из здесь присутствующих стяжал покаянный плач, я бы хотел встретиться с вами после беседы – мне нужно многому от вас научиться... 

Опасно искать дары Божии прежде, чем вы начнете искать Самого Бога. «Я хочу ходить по воде. Я хочу иметь мудрость. Я хочу иметь покаянные слезы. Я хочу быть святым» – центром всего этого опять выступает «я». Мы должны желать Бога – Он призовет нас ходить по воде. Мы должны желать Бога – и Он даст нам мудрость. Мы должны желать Бога – и Он дарует нам очищающие душу слезы покаяния, потому что центром нашей жизни стал Он.

Не ищите десерта прежде ужина! Эмоции даны нам Богом для того, чтобы понимать, что происходит вокруг нас. Когда приближается опасность, нас посещает страх – это хорошая эмоция. Когда же страх приходит к нам как результат невроза, это плохо, потому что в первом случае эмоция имеет своим основанием реальность, а во втором она является ответом на наши фантазии. Когда ты не любишь своего брата, но источаешь покаянные слезы, ты в прелести. Когда ты не можешь быть послушливым, но плачешь во время молитвы, ты в прелести. Когда ты не можешь заставить себя прийти в церковь, не можешь найти общего языка с ближними, постоянно ешь, спишь и ищешь удовольствий и одновременно готов ведра наполнить покаянными слезами, ты введен в заблуждение лукавым.

Итак, покаянные слезы – это дар Божий. Это редкий дар, и причина, по которой он редкий, заключается в том, что редко люди живут так, что их жизнь всецело превращается в дар Богу. Слезы – это внутренняя радость, что ты был освобожден от самого себя. 

http://www.facebook.com/mercyhousenyc