Самомнение

Самый страшный враг монашества это самомнение

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

 [06/11/2005] Роман спрашивает:

Отец Рафаил, говорят, что к монашеству нужно призвание Божие.
Но вот пример человека, который почувствовал призвание к монашеству, читаем в жизнеописании старца Ионы (Великие русские старцы): "Еду на Афон, благословите". - "Нет, нет тебе, Фёдор, Божьего благословения в монахи, ни на Афон, ни в России..." - "Я никогда не думал жениться - сказал он старцу, - с юных лет думал о монашестве". - "Нет тебе пути в монастырь".
А решимость была... Что же призвание Божие?

Священник после рукоположения на три года впал в прелесть

Архимандрит Афанасий (Культинов)

Леонид Виноградов. «Отсюда прямо в рай». Милостиво-Богородицкий женский монастырь Касимовской епархии.

Отец Афанасий [Культинов, из Кадома] вспоминает, что на рукоположении присутствовали и потом сослужили митрополиту Никодиму молодые тогда иеромонахи Ювеналий (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) и Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

– А потом, – продолжает архимандрит Афанасий, – я стал «чудить». Пришел после рукоположения и говорю матушке: «Давай жить как брат с сестрой». Отец Владимир Правдолюбов, когда я ему рассказал, воскликнул: «Ты что творишь? Потеряешь матушку, уйдет она от тебя».

Но попробуй докажи мне, я же «святой». Прелесть духовная началась. Когда три года прошло и меня в ум привели, матушка мне сказала: «Ты тогда как зверь стал, с тобой ни о чем нельзя было говорить».

Источник

Монах возомнил, что он единственный, кто совершает правильную Литургию

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Из ответа митрополита Лонгина на вопрос об афонских монахах.

Каруля это пустынная местность, где селятся, кроме настоящих подвижников еще и те, кто не умеет или не желает жить в послушании .В конце 1980-х годов в Белграде я общался с тогда еще архимандритом Афанасием (Евтичем). Перед тем я впервые побывал на Афоне и был в совершенном восторге от него. Отец Афанасий рассказал мне об одном карульском иеромонахе, находившемся в прелести. Прельщенные монахи на Афоне — совсем не редкость, особенно среди одиночных отшельников, которые живут в карульских пещерах, в расселинах скал. Этот монах не признавал ни Вселенского Патриарха, ни прочей иерархии, и в конце концов пришел к выводу, что он остался последним православным клириком во вселенной и в его келье совершается единственная в мире православная литургия. Однажды некий голос сообщил ему, что в такой-то день будет конец света. Он отслужил, как он сам считал, последнюю литургию на земле, собрал антиминс и сосуды и выбросил в море со скалы, потому что больше они уже не понадобится, все кончилось. Но конец света, как вы понимаете, не настал…

Ответ полностью

Самообольщение, что у меня нет гордости

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Я нимало не сомневаюсь, чтобы вы что-нибудь предо мною утаили или хотели бы лицемерить; но замечаю, что вы сами себя не понимаете и противоречите. Пишете вы, что я по письмам вашим заключаю об вас, будто бы высокоумны, и тотчас оправдываетесь. «Ах, право, нет, Владыко N. зовет меня простая…» – и говорите, что сие вас много утешает. Что ж вас утешает? похвала? пища вашей гордости? Однако ж думаете, что ее нет в вас. Паки пишете: «любить Бога, любить ближнего – мое блаженство! самых врагов своих я не могу ненавидеть, а скорблю, что они так поступают, не дам Богу ответ, чтоб кому заплатила за зло злом». По сим качествам можно бы заключить, что вы взошли на верх совершенства, но я вас уверяю, что это только на словах, и вы ложно обольщаете себя сими стяжанными вашими добродетелями, не понимая себя, что это доказывается из последствия писем ваших; далее говорите, что вы всем грехам виновны, яко немощное создание Божие, и особенно две страсти вас смущают: сребролюбие и домашний враг, но только гордость менее других вас обуревает; как тут согласить смысл ваших писем? (I, 73,152).

Источник

Самомнение из-за строгого соблюдения поста

Из воспоминаний о старце Павле (Груздеве) (1910 - 13.1.1996).

Архимандрит Павел (Груздев)

Вспоминает протоиерей Григорий Гогишвили.

Однажды посетил батюшку какой-то иеромонах или игумен из Троице-Сергиевой Лавры. Дело было накануне праздника Крестовоздвижения. А у отца Павла подают на стол гороховый суп с мясом. Монах этот ложкой по миске своей бродит, бродит: «Это с чем же суп-то у тебя, отец Павел?» А Марья-келейница подходит к нему и говорит: «С чем суп – это ты где-нибудь повыше спрашивай. А здесь сиди и ешь, что дают!» А назавтра все мы служили вместе Литургию. И батюшка после службы старосте говорит: «Клавдия! Скажи Насте – поварихе, чтобы приготовила нам постного – да пожирнее!» Конечно, делал он это не для того, чтобы пост нарушить, а для того, чтобы содрать с людей коросту фальшивой нашей «правдивости» и «святости».

Прельщенный становится непримиримым врагом всякого, кто не согласен с ним

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Действие диавола против прельщенных мнением о своей святости.

Дарования же в молитве даруются достойным того и смиренным, которым оные не вредят, а пользуют; а кто со мнением молится, тот бывает в большой опасности. Предлагаю вам рассуждение одного благоразумного мужа, основанное на истине и опыте: «опаснее всего действие диавола против прельщенных мнением о своей святости; люди такого рода обыкновенно более или менее отрешаются от предметов жизни физической, посредством подвигов телесных утончают природу чувственную и раскрывают в себе жизнь собственно душевную, хотя неверно направленную. Сие делает их способными к принятию впечатлений частию духовных, а потому и дух злой становится ближе к ним. Дух злобы наполняет душу мечтателя призраками света, односторонними, но сильно восторженными мыслями; возбудив в нем особенную доверенность к самому себе, отводит от истины и делает жертвою суеверия, а затем и фанатизма. Мечтатель становится непримиримым врагом всякого, кто не согласен с ним в чем-либо; усиливая в нем более и более о себе самом мнение, дух злобы наконец доводит его до того, что мечтатель совершенно расстроивается и в жизни, и в мыслях» (I, 55,126–127).

Источник

Вредны поклоны, совершаемые только ради их числа, без сердечного делания

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "О молитве".

О поклонах

Поклоны разделяются на земные и поясные; полагаются обыкновенно на вечернем правиле, пред упокоением сном. Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, то есть поклонами начинать правило. От поклонов тело несколько утомится и согреется, а сердце придет в состояние сокрушения – из такого состояния подвижник усерднее, теплее, внимательнее помолится. Ощутится совсем другой вкус в молитвах, когда они будут читаться после поклонов. Поклоны надо полагать весьма неспешно, одушевив этот телесный подвиг плачем сердца и молитвенным воплем ума. Желая начать коленопреклонения, дай телу твоему самое благоговейное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его. Потом собери мысли от скитания повсюду и с крайнею неспешностию, вслух лишь самому себе, заключая ум в слова, произнеси от сердца сокрушенного и смиренного молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Произнесши молитву, сотвори неспешно земной поклон, с благоговением и страхом Божиим, без разгорячения, с чувством кающегося и умоляющего о прощении грешника, как бы к ногам Самого Господа Иисуса Христа.

Нужно быть осторожным с лампадами, зажигающимися самими по себе

Из жизнеописания в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря.

Старец Иларион, Троекуровский затворник

В другой раз отец Иларион послал того же келейника к затворнику Иоанну с таким предупреждением: «Скажи ему - скоро тебе будет от врага спасения сильное искушение. Во время молитвы в келлии твоей пронесется вихрь. Лампадки пред святыми иконами закачаются и погаснут, но ты стой твердо и веруй, что Господь не пошлет тебе искушения выше сил. Затем лампадки у тебя опять зажгутся сами собой. Но ты их так не оставляй, а погаси, потом достань огня из печки и с молитвой опять зажги их». За такую предупредительность Иоанн послал своему духовному наставнику с его келейником земной поклон и благодарение и смиренно просил, чтобы отец Иларион не оставил его в искушении, но помолился бы о нем Господу.

Все, что предсказал отец Иларион своему духовному ученику, сбылось в свое время, и как наставлен был ученик, так и поступил согласно мудрому совету и таким образом отклонил искушение врага. Но что тут за хитрость диавольская и как она могла вредить Иоанну? Когда погаснувшие лампадки сами собой зажглись, Иоанн, по неопытности в жизни духовной, мог счесть этот явленный огонь за благодатный - за особое знамение к нему Божия благоволения и при этом помыслить о себе, что он заслужил у Господа благодать сию, что он велик пред Господом. Одна такая горделивая мысль была бы для Иоанна падением, но как легко подвижнику пасть, так весьма трудно восстать. Иоанн скончался в декабре 1839 года. Узнав о кончине затворника, отец Иларион сказал, что Иоанн Сезеновский «не умер, а заснул».

Монах по высокоумию просил Бога получить то, что выше его меры

Древний Патерик в переводе святителя Феофана Затворника. Гл. 11.

114. Некто рассказывал об одном монахе, который просил Бога, да сподобит его быть подобным с Исааком, одним из патриархов. После многих прошений пришел к нему от Бога глас: не можешь ты быть как Исаак. Монах говорит: если не как Исаак, тогда как Иов. Божественный глас произнес: если поборешься так с диаволом, как он, тогда можешь быть. Монах согласился и опять услышал глас Божий: иди теперь в келлию свою. Спустя несколько дней, диавол, преобразившись в воина, приходит к монаху и говорит: молю твое преподобие, помилуй меня, гонимого царем! Возьми эти двести литр золота, девицу сию и отрока и спрячь у себя в сокровенном месте, а я уйду в другую страну. Монах, не узнав кова диавольского, говорит ему: сын мой! Не могу принять сего на себя: я человек ничтожный и не могу сохранить их. Преобразившийся в воина сильнее стал убеждать монаха, и тот сказал ему: пойди, сыне, спрячь их в ближайшей пещере. Но, наконец, будучи убежден, взял и золото, и девицу, и отрока, а спустя несколько дней, воздвиглась у него брань на девицу, и он, поруганный демоном, растлевает ее; потом, раскаявшись в случившемся, убивает ее. Далее помысл говорит ему: убей и отрока, чтоб он не предал дела, – он убивает и отрока. Тогда помысл говорит ему: возьми положенные у тебя деньги и беги в другое место, чтоб не было тебе беды от положившего.

Монахиня стала видеть, в каком храме "благодатнее"

Протоиерей Владимир Чугунов. "Матушки. Нижегородская праведница". О жизни схимонахини Марии (1907-2001).

Возвращаясь к инокине Антонине, скажу, что увлечение оккультизмом не прошло ей даром. Спустя какое-то время она стала во время службы видеть огненные столбики над лампадами. И в одних храмах повыше, в других пониже. Когда же сказала об этом матушке Марии (Макарии), та ответила: «Я ничего не вижу». Рассказывала мне это Антонина с некой внутренней гордостью. Я объяснил ей, что эти видения ровным счётом ничего с духовной жизнью общего не имеют, поскольку ведут к прелести, которая начинается с того, что по высоте столбов начинаешь судить о духовности того или другого священника, тогда как это ровным счётом ничего не значит. К сожалению, она не прислушалась, и всё так же продолжала видеть и из своих видений, по высоте огненных столбов, заключать, где больше, а где меньше благодати. А вскоре заболела раком. Похоронена на монастырском кладбище.

Похожая история, помнится, произошла со мной однажды в Дивееве, на исповеди, когда одна паломница призналась мне, что всегда причащается огнём. Когда же я сказал ей: «А я – нет», – она ответила: «Это потому, батюшка, что вы ещё не доросли».

Таким вот счастливым в духовном смысле «недорослем» была матушка Мария (Макария).

Монаха под видом Ангела стал будить на службу бес

Из жития преподобного Льва Оптинского

«В первое время по вступлении моем в обитель, ― рассказывал монах Н., ― у меня была чрезмерная ревность к иноческим подвигам. Бывало, после утрени другие идут отдыхать, а я в это время займусь чем-нибудь по своему послушанию и потом, уже утомленный, прилягу для краткого отдыха, мысленно заботясь о том, как бы мне не проспать, а поспеть к самому началу ранней обедни. Вот кто-то стал будить меня. При первом ударе в колокол кто-то будто творил молитву у моей двери. Встаю, смотрю, ― никого нет. На другой день опять. Только что заблаговестили к обедне, чей-то голос как будто читает молитву. Я подумал на нашего монаха о. И. Выхожу, ― никого нет. Я все это объяснил старцу о. Леониду. ― „Что же ты думаешь, ― спросил он меня, ― кто это тебя будит?“ ― „Думаю, батюшка, ― отвечал я, ― уже не Ангел ли?“ ― „С рожками, ― возразил старец, ― посмотрим, что дальше будет“. ― На следующий день никто не будил меня, и я проспал службу. На другой день и на третий опять проспал. Так и постыдились оба мы, ― и неизвестный мой будильщик, и я, доверчивый ревнитель».

Женщина стала слушаться икону

Иерей Валерий Духанин. "Сокровенный мир Православия".

Пытается враг обольщать людей и в наши дни. Одна женщина поведала о случившемся с ней искушении: «В этом грехе я уже каялась пред священником: меня обманул сатана. Я молилась пред иконой, и внезапно икону осиял свет полукругом, как радуга. Меня это очень обрадовало. «Значит, Господь слышит меня, принимает мои молитвы», – подумала. Я тогда еще ничего не знала о кознях сатаны, о том, что дьявол обманывает неопытных. Увидев, что я прельстилась сиянием около иконы, он опять сделал так, что как будто от иконы сияет свет. Я стала еще больше молиться, желая опять увидеть это сияние. Конечно, сияние вновь повторилось, и еще раз, и еще. А я все больше молилась, думая, что угождаю Богу своими молитвами. Наконец, от иконы или как бы от иконы послышался голос. Чей? Я думала, Божий. Потом голос повторился. Он стал говорить мне, что нужно делать, и я делала, не задумываясь. Мне казалось, что я исполняю поручения Господа нашего Иисуса Христа. И вот этот голос сказал мне, чтобы я пошла и сделала блуд... И только потом до меня дошло, какая я неразумная! Ну, разве может Бог посоветовать грешить? Или послать на грех? Нет, конечно, нет. Я опомнилась и побежала в церковь каяться. Батюшка мне выговорил. Сказал, как нужно поступать. Сказал, что мой грех от самомнения, от того, что я подумала, будто стала духовной, что я угодна Богу, – вот Бог и наказал меня – оставил со своим умом, со своими силами, и дьявол без труда одолел меня».

В наше время демоны нередко являются в образе инопланетян, летающих тарелок, проявляют свое присутствие в виде полтергейста, домовых, барабашек и т.д. Такие видения иногда потворствуют самолюбию человека, а иногда наводят на него животный страх.

Освящение жилья и участие в Таинствах Церкви освобождает от власти подобных явлений. А кто внимателен к себе и в самой молитве не развлекается образами, кто заключает ум в слова молитвы, того никогда не обольстит невидимый враг.

Молодой монах захотел стать отшельником

Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.

Глава X. О рассуждении.

230. Один брат, приняв только что схиму, вздумал отшельничествовать и тотчас затворился, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, извлекли его и заставили обходить все келлии монахов, полагать метание у каждой, говоря: простите мне, я не отшельник, а новоначальный.

Человек считал себя богом

Митрополит Нектарий (Антонопулос). "Святая гора. Гора, которую я немного узнал, но сильно полюбил".

Из беседы со старцем Паисием Святогорцем. 17 июня 1987 года.

– Однажды пришел ко мне один бесноватый. Он говорил, что он – бог, и утверждал, что это подтвердил и его духовник. Его отец возражал ему, на что бесноватый ответил:

– Пошли к отцу Паисию, и увидишь, что он подтвердит мои слова!

Они даже поспорили на 5000 драхм. Пришли сюда, и я конечно же отругал его. Он настаивал на своем.

– Я бог.

– Нет, ты не бог, – отвечал я.

Я не хотел читать заклинательную молитву, чтобы он не разъярился и демон не начал его мучить и доставлять страдания. Итак, когда он спокойно сидел, я начал молитву. В тот же момент бесноватый вскочил, встал передо мной и заорал:

– Я – сущий. Признай это!

– Ты – осел, сгинь с моих глаз!

Он разозлился и швырнул отцу проигранные деньги, 5000 драхм...

Монах стал думать, что может ходить по водам

Из писем Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).

Вот был я игуменом на Печенеге. Это очень далеко, на берегах Ледовитого океана. Летом солнце три месяца не заходит, а зимой — трёхмесячная ночь. И великое одиночество. Бурный океан — и безлюдная, унылая тундра кругом. В таких условиях бывает, что, молясь исступлённо, некие иноки весьма повреждаются и начинают слышать голоса, и видеть видения и т. п. Одному такому стали слышаться голоса в келье, будто ангельские, внушавшие ему, что он достиг дивной высоты и может творить чудеса и даже, как Спаситель, ходить по водам. Убедили эти голоса бедного испытать себя на деле, пройти по тонкому льду, якобы он уже невесом. Ну, он и пошел, и провалился в воду — и хоть он кричал и его вытащили, однако, от холодной воды заболел и скоро умер, покаявшись. 

Послушник возомнил, что он обещанный Иисусом Христом утешитель

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 вв. Март.

Священник Феодосий Левицкий.

Наконец 2-го февраля 1828 года явился о. Феодосий в Балту. Но на земле нет ничего постоянного! Задолго еще до прибытия о. Феодосия в Балту, в один из монастырей Подольской епархии (Бершадский) поступил для приготовления себя к иночеству отставной капитан Ф.В. С-цкий. Этот послушник сперва показывал примеры удивительного терпения и аскетической жизни, так что, по своим постоянным и строгим подвигам, казался человеком необыкновенным. Но, к сожалению, при такой своей жизни, он не подчинялся старческим законоположениям, не имел опытного руководства, и потому неприметным образом увлекся в самомнение, стал высоко о себе думать, и, таким образом, впал в прелесть гордости. Обольщенный демонской гордостью, С-цкий наконец совершенно вышел из повиновения бывшему тогда настоятелю Кариону, впоследствии схимонаху Кириллу, и даже дерзнул раз ударить его, за что и был выслан из монастыря. После сего, не имея уже над собой ни власти, ни надзора, несчастный дал свободу обольщенному своему сердцу и вообразил себя утешителем, котораго обещал Господь послать ученикам Своим, по вознесении на небо, убеждая знавших его и уважавших за строгую жизнь, под клятвой, никому не открывать до времени великой его тайны, что он был восхищен на небо и там венчан на царство апокалипсическаго тысячелетия. А чтобы безсмысленнному своему хвастовству придать более вероятия, говорил, что все проповедуемое им и объявляемое подтвердит о. Феодосий, прибытия коего тогда ожидали. Таким образом, С-цкий достиг того, что некоторые увлеклись в его прелесть и думали только о том, как бы скорее утвердиться в своем заблуждении личной беседой с о. Феодосием, к которому питали чувство детского доверения. Итак появление о. Феодосия в Балту было благотворно не для одного его прихода, но и для многих сторонних и чуждых ему людей. Он всем говорил и многим писал, что слова С-цкого – просто бесовская прелесть и безсмысленное заблуждение. Поэтому о заблуждениии тотчас же было донесено к подольскому губернатору, который немедленно нарядил комиссию, и, вскоре, как сам С-цкий, так и его последователи были осуждены и по своей вине наказаны.

Желание отмечать, в чем ты преуспел, это прелесть

Симфония к беседам преподобного Варсанофия Оптинского.

ПРЕЛЕСТЬ

Ужасную вещь выдумал Франклин, предлагающий на особых табличках отмечать, что ты преуспел за день, за неделю и т.д. Этим путем до невероятной прелести можно дойти и в бездну погибели рухнуть. Беседа 11 апреля 1911 г. (25)

https://www.optina.ru/lec_vars/21/#3

Ответ старца на просьбу благословения носить вериги

Из жизнеописания в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря.

Старец Иларион, Троекуровский затворник

Достойно замечания, что когда обращались к отцу Илариону за советами монашествующие, он редко кого из них принимал, говоря, что у них есть свои духовные отцы и наставники. А когда некоторые из ревнителей благочестия просили у старца благословения носить вериги, он вместо сего советовал им стяжевать смирение и терпение находящих скорбей и другие добродетели, так как одни видимые подвиги, без сказанных добродетелей, в душе неопытного подвижника способны породить только пагубное самомнение. Странным казалось для окружавших отца Илариона, что он отказывал иногда в личном приеме людям, по их мнению, достойным сего и благочестивым, а вслед за ними принимал какого-нибудь видимо потерянного человека. На это старец говаривал так: «Первые идут добрым путем - им не нужен руководитель, а этим несчастным нужна скорая духовная помощь».

Монах стал считать себя Богом

Из книги "Великая стража".

Предсказание об участи схимонаха Иегудиила

«Отец Иегудиил был родом из Москвы, имел свое заведение портное в Москве, а потом в Санкт-Петербурге. В 1863 году приехал на Афон и сначала поступил в Русский Пантелеймонов монастырь. Послушание свое имел в монастырской портной закройщиком, а так как был весьма способным, то иногда назначался и на разные экстренные послушания. Он пел Литургию более там, где служил отец Макарий, который очень отличал его и любил за ловкость и способность на все. Часто брал его с собою как келейника на Крумицу, по разным монастырям и в Константинополь, поручал ему шить архиерейские мантии, делать новые митры, писать письма и другие поручения делал ему часто.

При таких способностях у него, естественно, родилось желание получить хиротонию, что ему и обещал иеромонах отец Арсений в 1872 году. Собираясь в Москву строить там часовню, думал взять его с собою, но когда пришлось ехать, то решился взять с собою другого, для каковой цели и рукоположили того, а не его, но такого изменения отец Иегудиил не перенес, почему на другой день после отъезда отца Макария, никому не сказавши, ушел в Свято-Аннинский скит, где и прожил с месяц.

По возвращении оттуда, явившись к отцу Иерониму, он просил его отпустить на безмолвие, но отец Иероним сказал ему, что [поскольку] он не начал правильно сию жизнь, то посмеется над ним диавол, и не давал ему благословения. Он повиновался.

Монах думал, что рукоположен свыше

Жизнеописания афонских подвижников. Старец о. Авраамий – грек.

На пути на Карулю не так далеко от старца Авраамия живет монах Пахомий, грек, про которого утвердилось мнение, что он в прелести. Мы спросили у старца о сем: – Да, – сказал старец, – к сожалению он вне дороги, и его никто ничем убедить не может. Он не причащается потому, что не хочет никакому иеромонаху сделать метание или взять благословение. Убеждение его такое, что он рукоположен свыше, что он равен или выше патриарха. Если бы архиерей сделал ему метание, то Пахомий без стеснения благословил бы его, как рукоположенный свыше. О духовнике никак нельзя ему упомянуть, ибо из себя выйдет. Но жизнь его столь жестокая и строгая, что почти нет примеров на Афоне равных его жизни. Рассудок его чист и, если не коснуться духовника и проч., что приводит его в негодование, то суждения его здравы и взгляды верны, но иногда увлекается. Значит он не вполне еще впал в когти врага, но положение его опасное. Сожаление о нем общее. Прежде жил он в монастыре Симоно-Петре, потом в пещерах в разных местах.

От самомнения сама зажигалась лампада

А.И. Осипов. "Путь разума в поисках истины".

Проф. А.И. Осипов

Однако о чем все это говорит? О том, что даже очевидные сверхъестественные факты сами по себе еще не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются. Подобные явления могут происходить и в силу веры (по вере вашей да будет вам - Мф. 9, 29), или по действию иного духа (1 Ин. 4,1; Деян. 16, 16–18), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24), но не исключено, что и по другим, пока неизвестным нам причинам.

Вот, например, замечательный случай, происшедший в жизни одной из духовных дочерей святого подвижника XX-го века епископа Василия (Преображенского, † 1945).

«У одной духовной дочери святителя – Евдокии – в полночь сама собой перед образом стала зажигаться лампада. Видно, это Господь призывает меня вставать на молитву, – подумала она, впрочем, и сомневаясь – принять ли это явление за благодатное или за лестчее. А лестчий дух она сердцем уже ощутила – вот, мол, ты какая молитвенница, тебе и лампаду Сам Господь зажигает.

На следующую ночь Евдокия пригласила свою знакомую Екатерину Дмитриевну. Но и в ее присутствии лампада зажглась. Тогда она пригласила переночевать у себя третью свидетельницу. И в ее присутствии произошло то же самое. В полночь лампада сама собою зажглась. Это окончательно убедило Евдокию принять явление за благодатное…

Выслушав ее, святитель строго сказал:

– Нет, это явление не благодатное, а от врага, а за то, что ты приняла его за благодатное, я налагаю на тебя епитимью – год не приступай к причащению святых Таин. А лампада больше зажигаться не будет. Действительно, с этого дня лампада не зажигалась» (Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 12–13.)

Опасность отшельничества если остаются страсти

Евагрий. "О помыслах".

23. Необходимые условия для жизни отшельнической

Пусть никто из отшельников не удаляется подвизаться в одиночестве с [чувством] гнева, скорби или гордости, и пусть никто не убегает от братии, терзаемый подобными помыслами. Ибо вследствие таких страстей [с монахами] случаются и помешательства, когда сердце [переходит] от одной мысли к другой, затем - к третьей и четвертой, и таким образом постепенно погружается в трясину забвения. Мы знаем многих братии, попавших в такое кораблекрушение, тогда как другие посредством слез и молитвы возвращались к жизни человеческой. Некоторые же, прияв необратимое забвение, не имели более силы вернуться в [свое] первое состояние, и мы, несчастные, и до сего дня наблюдаем кораблекрушение наших братии. Это несчастье чаще всего случается по причине помыслов гордыни. Когда кто-нибудь начинает отшельничать, имея такое состояние [души], то прежде всего он видит, как воздух келлии становится огненным, а ночью стены ее озаряются молниями; затем слышатся голоса [неких] преследователей и преследуемых, в воздухе запечатлеваются образы колесниц вместе с лошадями, все жилище наполняется эфиопами - увидев это, он приходит в смятение. И тогда [на монаха] нападает крайняя трусость, его охватывает помешательство, он делается надменным и от страха забывает о [своем] человеческом состоянии. Поэтому необходимо со многим смиренномудрием и кротостью предаваться отшельничеству, а душу такого [впавшего в прелесть инока] утешать духовными речами и обращаться к ней со словами святого Давида: "Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя, избавляющего от нетления живот твой, венчающего тя милостью и щедротами" (Пс. 102, 2-4). С такими и им подобными словами следует обращаться к этой душе [и внимательно следить за ней], подобно тому, как во время праздника мать постоянно следит за своим чадом, чтобы никто из злоумышленников не похитил его. Особенно следует усиленно молиться за такую душу, призывая ее ко Господу.

О прелести в виде желания уединенной жизни

Свт. Игнатий (Брянчанинов). "О прелести". Об отшельнической жизни.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Да не будет сокрытым от возлюбленнейших братий, что возвышеннейшие роды иноческого жительства, как-то отшельничество в глубокой пустыне или безмолвие в затворе, также жительство при Духоносном старце с безусловным послушанием ему, устроились не по случаю, не по произволу и разуму человеческому, но по особенному смотрению, определению, призванию и откровению Божиим. Антоний Великий, глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню, уже облекшись силою Свыше, и не иначе, как призванный Богом. Хотя этого и не сказано ясно в житии его, но дальшнейшие события жизни Преподобного доказывают это с ясностью. О том же, что в глубочайшую (внутреннюю) пустыню для строжайшего безмолвия он был наставлен Божественным гласом и повелением, сказано и в житии его (Житие преподобного Антония Великого. Четьи-Минеи 17-го января и Vitae Patrum Patrologiae coursus complectus, Т. LXXUI. ). Преподобному Макарию Великому, современнику преподобного Антония, несколько младшему его, явился Херувим, показал бесплодную, дикую равнину - впоследствиии знаменитый Египетский Скит - заповедал поместиться в ней на жительство, и обетовал, что пустынная равнина населится множеством отшельников ( Алфавитный Патерик.). Арсений Великий, находясь в царских палатах, молил Бога, чтоб ему указан был путь спасения, и услышал глас: "Арсений! бегай от человеков и спасешься". Арсений удалился в упомянутый Скит, там снова умолял Бога наставить его спасению и снова услышал глас: "Арсений! Убегай (человеков), молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия" (Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.). Преподобная Мария Египетская призвана к отшельничеству в Заиорданской пустыне повелением Божьиим (Четьи-Минеи. 1 апреля.). Бог, призывавший к безмолвию и отшельничеству избранных Своих, то есть тех, которых Он провидел способными к безмолвию и отшельничеству, предоставлял им такие пособия и средства для этого жительства, каких человек сам по себе иметь не может. И в те времена, в которые монашество процветало, в которые много было Духоносных руководителей, редкие признавались способными к безмолвию, в особенности к отшельничеству. "Истинное, разумное безмолвие, - говорит святой Иоанн Лествичник, - могут проходить немногие, и именно только те, которые стяжали Божественное утешение, поощряющее их в подвигах и помогающее в бранях" (Слово 4, гл. 120.). "Безмолвие губит неопытных" (Слово 27, гл. 5.). Затворники и отшельники часто подвергались величайшим душевным бедствиям: подвергались бедствиям те из них, которые вступили в затвор самопроизвольно, не призванные Богом.

Священник из-за самомнения стал бесноватым

Старец Паисий Святогорец. "Отцы-святогорцы и святогорские истории".

Иеромонах N, потерпевший искушение за свою гордость

Старец Паисий Святогорец

Некогда в одном монастыре жил иеромонах, который внешне казался благочестивым, однако внутри него скрывалась гордость. Он был во всем образцовым, вежливым, с ревностью подвизался и давал другим духовные наставления, потому что был, ко всему прочему, образованным. Сам же не принимал ничьих наставлений, так как из почтения к нему никто не решался сказать ему о чем‑либо плохом, что замечали за ним. Не только у других, но и у него самого создавалось ложное мнение, будто он является самым благочестивым монахом в обители.

Однажды в монастырь привезли бесноватого, и игумен поручил этому иеромонаху прочитать над ним заклинательную молитву, а также сказал братиям, чтобы те молились за него по четкам. Естественно, благодаря всему этому демона скрутило, и он закричал:"Куда ты гонишь меня, о немилосердный!"

Бес сказал это с лукавством, чтобы иеромонах подумал, будто это он его изгоняет. И вот он говорит демону:"Войди в меня".

С той поры бес получил над иеромонахом власть.

Некогда то же самое сказал бесу святой Парфений. Однако он был святым, и потому демон ему ответил:"Одно только твое имя, Парфений, жжет меня!"

После того как бес получил над этим священником власть, тот мучился много лет, и нигде не мог найти себе покоя. Он постоянно переезжал с места на место, жил то в миру, то на Афоне. Он очень устал как душевно, так и телесно — его сильно трясло.

В последние годы своей жизни он освободился от беса, потому что глубоко смирился после этого искушения, принесшего ему большую пользу, конечно, помимо его собственной воли. После случившегося он всегда разговаривал смиренно и обращался к другим за советом.

Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, то он обязательно находится в прелести

Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам.

Игумен Никон (Воробьев)

Письмо 25.

Дорогая м. В.!

Письмо Ваше я получил. Благодарю вас всех.

Дорогая м. В., чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя Св. Отцы. Примеров много Вы и сами вспомните.

Мытарь по другой причине считал себя грешным. Но осознал свою греховность, не оправдывал себя и просил только милости и прощения от Господа, и получил его. Все люди имеют неоплатный долг пред Богом. Никакие подвиги не могут оплатить долга. Сам Господь говорит, что если сотворите вся повеленная вам (т.е. все заповеди), – считайте себя рабами непотребными, которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги не несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие Божие.

Вот почему искание высоких духовных состояний запрещено Св. Отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь. Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, то такой подвижник обязательно находится в прелести. Особенно находящийся в молитвенном подвиге должен иметь молитву мытаря и сокрушение мытаря, иначе он будет обманут бесами, приобретет высокоумие, тщеславие и прелесть. От этого нас да избавит Господь.

Вот ответ на ваше желание знать, что значит иметь устроение мытаря. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря Св. Отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же.

Простите меня. Прошу ваших молитв. Всем привет и благословение Божие. Пишите.

Прелесть от неправильного понимания "Добротолюбия" и догматических книг

Старец Паисий Святогорец. "Письма".

Старец Паисий Святогорец

Письмо первое. К новоначальным. Духовное чтение.

Читай по возможности жития святых, в которых главное внимание уделяется покаянию, чтобы получить пользу.

Догматические книги не бери в руки, потому что они не для новоначальных. Однако и позже, если ты необразован, не читай их, потому что как от "Добротолюбия" человек необразованный может впасть в прелесть, поскольку понимает его по - другому, точно так же и догматические книги могут привести его к другой прелести. Из - за прелести от чтения "Добротолюбия" у него возникнет производимое лукавым успокоение вследствие ложного мнения о себе, что он немного ниже (как он думает по своему смирению!) святого Григория Синаита, а из - за безграмотного толкования догмата он будет считать себя святым Марком Эфесским, тогда как на самом деле будет диким зверем со страшным упрямством.

Естественно, подходящее чтение тоже является заботой старца, однако я и по этому поводу просто выскажу свое мнение. Вначале нам для освящения себя необходимо прочитывать одну главу из Евангелия, потому что оно изгоняет все злое. Также необходимы святоотеческие книги, чтобы ты смог понять Евангелие, потому что все святоотеческие книги являются ручьями, которые берут начало в Евангелии.

Женщина привыкла, чтобы ее хвалили и укоренилась в высокоумии

Из писем игумена Никона (Воробьева).

Получил письмо дикое от Татьяны Ивановны. Если следовать совету Спасителя: по плодам узнается дерево (см.: Мф. 7: 16-20), — то по письмам ее можно познать, в каком душевном неустройстве она находится. Она заматерела в высоком (может быть, высочайшем) мнении о себе и не выносит указания ни на малейший недостаток. За пустяк она разражается тысячами слов самооправдания и исчислениями недостатков того, кто ей указал на какой-либо ее минус. Это ужасное устроение, и она не видит этого и отвергает всякую попытку открыть ей глаза. Она привыкла, чтобы ее хвалили, и укоренилась в высокоумии. Да вразумит ее Господь. 

Делегация архиереев предожила стать Патриархом

Изречения подвижников Греции. Составитель священник Дионисий Тацис.

Страшны последствия гордыни. Старец Гавриил приводил в пример искушение одного монаха, жившего в одной каливе в скиту Малой Анны недалеко от моря. У этого подвижника была красивая внешность, хорошая осанка и длинная борода. Однажды в его уме утвердился помысел, что, благодаря своей духовности и телесной красоте, он подходит для патриаршества. Каждый день монах прихорашивался, ухаживал за своей бородой и смотрел на себя в зеркало. Диавол пленил его.

Как-то ночью лукавый является несчастному во сне в образе клирика и объявляет, что на днях приедет депутация архиереев и возьмет его, для того чтобы возвести на престол Вселенского Патриарха. Монах поверил этому и однажды ночью увидел из своей каливы роскошный освещенный корабль со стражей, светильниками, хоругвями и духовенством. Он поспешно собрал свои скудные вещи и спустился к морю, чтобы сесть на корабль. По привычке он перекрестился и занес ногу, чтобы ступить на корабль. Но корабль тут же исчез, и он остался один на краю обрыва. Тогда он осознал свою прелесть и сокрушенный вернулся в свою подвижническую каливу.

Ложное рукоположение в священника

Епископ Еленопольский Палладий. "Лавсаик".

Монах Авраамий, родом египтянин, вел в пустыне жизнь весьма суровую и строгую, но ум его был поражен крайним самомнением. Однажды придя в церковь, он ступил в спор с пресвитерами и говорил: "Я рукоположен нынешней ночью в пресвитера Самим Иисусом Христом, и вы должны принять меня как пресвитера, готового священнодействовать". Святые отцы вывели его из пустыни и, заставив вести иную, более простую жизнь, исцелили от гордости. Приведя его в сознание собственной немощи, доказали, что он обольщен был демоном гордости, и святыми своими молитвами восстановили его в прежней добродетельной жизни.

Самомнение ученого

Схиигумен Савва (Остапенко). "Опыт построения истинного миросозерцания".

Схиигумен Савва (Остапенко) (1898 - 27.7.1980)

Один из моих духовных чад К. Н. рассказал о себе печальную повесть, как злая сила повергла его в гордость и как Ангел Хранитель первоначально помогал ему распознавать козни вражии. На работе он занимал ответственную должность и по долгу службы общался с большими учеными. Однажды профессор говорит: "Вот если бы наука открыла, какие процессы происходят в том-то и том-то, то можно было бы сделать то-то и то-то... Была бы колоссальная экономия электроэнергии!". К. Н. отвечает ему: "Происходит там вот что...", и бессознательно, как во сне, говорит, говорит ему, а сам с ужасом думает: "Так я, оказывается, одержимый! Кто во мне говорит? И что говорит? Теперь все узнают, что я душевнобольной... Как отнесется к этому начальство? Уволят!". Стыдно ему стало за себя и страшно, хочет остановится и не может. Даже такое сказал: "Все это вы можете проверить такими опытами... Сами убедитесь!". А через месяц, когда слова его подтвердились, тогда прославили и вознесли его так, что пять лет он жил в постоянном страхе за себя.

Приписывание своей молитве чудодейственной силы

Письма преподобного Илариона Оптинского.

Ты верно понимаешь, что хотя мы и должны друг за друга молиться, но не должны своим молитвам приписывать чудодейственную силу, думая, что просимое нами будет Господом непременно исполнено. Такое мнение исходит от гордости и ведет к прелести.

Монах, спасшийся от великой прелести

Старец Паисий. "Отцы-святогорцы и святогорские истории".

Старец Паисий Святогорец

Монах одной из обителей подвизался с большой ревностью, но при этом имел великое самомнение. Постепенно он перестал причащаться, потому что поверил помыслу, который говорил ему, что у него больше нет нужды в Божественном Причащении и что в нем обитает Христос. В церкви он брал только антидор, и этого ему часто хватало на целый день, ибо он строго постился. Святой воды он никогда не пил и говорил себе, несчастный: "Я уже стал святым, и моча у меня освящена. Я могу пить ее, когда захочу".

И вот этот несчастный начал пить свою собственную мочу! Представляете, в какую мерзкую прелесть он впал?

Он стал дичать, бесчинствовал в обители и нес всякую несуразицу. Отцы были вынуждены ради его собственной безопасности заключить его в монастырской башне, а сами стали молиться, чтобы он пришел в себя. Одному из братии они поручили ухаживать за ним и следить, чтобы он ничего с собой не сделал. Всякий раз, когда этот брат приносил ему еду, он рассказывал ему о каком-нибудь из своих ложных видений: "Я, брат, видел святого", или: "Я видел Ангела", или: "Я буду святым мучеником" и так далее. Брат, зная об этом, никогда не оставлял ему острых предметов и приносил все готовым, очищенным и нарезанным.

Опасные состояния, описанные в сообщениях на интернет-форумах

Женщина думает, что повторяет подвиг Святой Нины.

Уважаемые форумчане!
У меня ситуация, когда необходим совет. Женщина 58 лет, православная, выйдя на пенсию, полностью забросила мужа и дом. Постоянно в паломничестве по святым местам, где знакомится с верующими. Во время, когда никаких поездок нет, посещает новых знакомых и гостит по неделе, две, не обременяя себя никакими заботами. С 6 утра полудня молится, старательно, со слезами и выражением, как монолог на сцене. Затем обедает, отдыхает на диване с духовной литературой.С 17(если не идёт в храм) начинает молится с перерывом на ужин до полуночи. Иногда вступает в философские беседы, дарит иконы или православные книги.Молится за всех кого знает, за всех деятелей церкви,за правительство,отдельные страны, континенты, живых и мёртвых,хозяев дома.Считает, что она повторяет подвиг Святой Нины. Когда попытались ей объяснить, что наверное, она впала в прелесть, она с обидой покинула наш дом и больше не хочет общаться с нами.Не спокойно на душе,хоть и просили у неё прощения и на исповеди покаялись. Правы ли мы в своей догадке?

http://minds.by/forum/index.php?showtopic=41