Протоиерей В. Гурьев. "Пролог в поучениях". Февраль. 20-й день.
Против отвергающих бесовские козни. (Из слова от Лимониса о брани бесовстей с монахи).
Люди века сего часто отвергают существование искушений от диавола. Они уверены, что диавол не имеет на них ни малейшего влияния, что он их никогда не беспокоит и что верить козням диавольским не следует. Правы подобные люди или нет? По моему мнению, с одной стороны, правы, но, с другой — совсем нет. Что диавол им козней не строит, это очень может быть; но что он уже и ни на кого не воюет, это несправедливо; ибо на то, что он именно с ними не воюет, есть причина особенная.
Авва Маркелл рассказал однажды братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал, откуда несется этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он так размышлял, вдруг предстал пред ним бес и вскричал: «Что задумался? Подлинно здесь брань есть; но если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали, то ступай и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с бдящими в молитвах. Лишь с ними у нас брань».
Сами теперь видите, братие, почему диавол грешников не беспокоит. Зачем, в самом деле, диаволу воевать с теми, которые и без того в его власти, и что ему заботиться о удержании этой власти, когда сами они о выходе из-под нее и не думают? Нет, братие, такие люди не по его части. Ему надобны Иовы, Иоанны многострадальные, Антонии, Марии Египетские, Иоанны Новгородские, Пимены, Макарии и подобные им, а не те, которые сами по себе желают быть его покорнейшими слугами.
Непреложно свидетельство слова Божия, что диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8); что несть наша брань противу плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). Будем помнить это и подобно воинам будем постоянно облекаться во вся оружия Божия (Еф. 6, 11) на случай нападения диавола. Аминь.