Вопрос священнику.
В разделе «Вопросы священнику» вы называете членов евангельских церквей «псевдохристианскими». Но, как понимаю лично я, христианином человек может называться, если он принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, отвернулся от прежнего греховного образа жизни и начал изучать Библию, познавать Бога и поступать в соответствии с Его словом. Я считаю себя христианкой потому, что в моей жизни произошло и происходит все вышеперечисленное. Я имею общение с Богом в молитве, в прославлении Его имени в песнях, в чтении Библии и не могу понять, почему моя вера, по вашему мнению, не является христианской. Еще вы говорите о том, что такие «псевдохристиане» считают, что спастись могут только представители «их» вероисповедания (вы извините, если я употребляю не совсем верные слова), и проявляют черствость и жестокость к представителям других церквей, а с неверующими добры лишь для того, чтобы «заманить» их к себе. Лично для меня всякий человек, верующий в Иисуса Христа и поступающий по слову Его, является братом или сестрой. Раньше у меня было отвращение к православным людям (да и вообще к представителям любого направления в христианстве), когда я приходила с бабушкой в храм, я видела только лицемерие, слышала, как бабульки ругаются, проклинают друг друга, и все это побудило меня отвернуться от Бога.
Несколько лет назад Он привел меня в церковь, членом которой я сейчас и являюсь, и по мере познавания Бога это отвращение к православным и другим верующим начало проходить, я научилась уважать их обряды, традиции, меня радует то, что люди верят в Триединого Бога и славят Его и поклоняются Ему. Мы тоже проводим служения, поем песни, приносим молитвы за наши семьи, за начальства и т.д., стараемся помогать тем, кто в этом нуждается, даже если человек неверующий и не стремимся привести его именно в нашу церковь. Придет ли он в православный храм, на собрание, например, к баптистам или к нам, не столь важно. Важно, чтобы человек узнал Бога и начал вести жизнь по Его слову, достойную спасения, которое Отец дал нам через Своего Сына. На самом деле, все эти деления на православных, католиков, протестантов и т.д. напоминают мне первое послание апостола Павла к коринфянам 1:12-13: «Я разумею то, что у вас говорят: "я павлов", "я аполосов", "я кифин", "а я христов". Разве разделился Христос?». Вот и я спрашиваю, разве разделился Христос? Ведь несмотря на разницу в проведении обрядов, все мы имеем одну веру в одного и того же Единого Всемогущего Святого Бога Отца, который подарил нам спасение через смерть и воскресение Своего Сына Иисуса Христа и послал Духа Святого быть нашим помощником и утешителем. Простите, если мое письмо кажется разгневанным или каким-то негативным. Просто очень хочется, чтобы все дети Бога Живого жили в мире, ожидая дня Господнего в непритворной любви друг ко другу, как Он нам заповедовал.
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.
В 1815 г. молодой ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский, издал небольшую книгу «Разговор испытующего с уверенным в православии Восточной Греко-Российской Церкви», в которой очень точно ответил на вопрос, кто же из почитающих Христа, является христианином, а кто – нет. По мнению архимандрита Филарета, несмотря на то, что полнота Богооткровенной Истины заключается в учении Православной Церкви, вне ее границ она исчезает не сразу, но ослабевает постепенно, по мере удаления вероучения той или иной конфессии от православной догматики. Христианами с этой точки зрения имеют право называться те, и только те верующие, которые исповедуют два догмата: догмат о Святой Троице и догмат о Боговоплощении. Это мнение архимандрита Филарета имеет прочное обоснование в Священном Писании. Так, например, в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 5, 1-3).
Таким образом, Православная Церковь не считает нехристианами католиков и представителей традиционных протестантских конфессий, а также верующих Древних Церквей Востока. Псевдохристианами же логично называть тех людей, которые, признавая Христа, не считают Его Богом. К таким следует отнести представителей секты «Свидетелей Иеговы», некоторых новейших сект, возникших в протестантизме.
Большинство из этих сект не имеют ясно выраженного и кодифицированного вероучения. Сектанты не имеют богословия, считают его ненужным, заменяя четкое логически выраженное исповедование веры сентиментальным поэтическим отношением к Спасителю. Вы пишите: «Ведь несмотря на разницу в проведении обрядов, все мы имеем одну веру в одного и того же Единого Всемогущего Святого Бога Отца, который подарил нам спасение через смерть и воскресение Своего Сына Иисуса Христа и послал Духа Святого быть нашим помощником и утешителем». Но можете ли Вы сказать, опираясь на учение конфессии, к которой Вы принадлежите, является ли Сын Божий Иисус Христос в той же мере Богом, каковым является Бог Отец? Можете ли Вы сказать, в каком отношении к Отцу и Сыну находится Дух Святой, обладают ли Ипостаси Троицы единосущием, и в чем заключается их различие? Между тем богословие является столь же точной наукой, как, например, математика, а без точного ответа на основные вопросы вероучения, как можно говорить о единстве веры?
Слово секта происходит от латинского слова sectio, что означает – отделение. Действительно, каждая секта в определенное историческое время отделилась от полноты Церкви на основании какого-то, не всегда основного, вероучительного принципа. Между тем, Православная Церковь, пережив очень сложные периоды в своей двухтысячелетней истории, преодолев многочисленные расколы и исторические соблазны, создав на основании Священного Писания и Священного Предания стройную и непротиворечивую вероучительную систему, сохранила свое единство от апостольского века до начала третьего тысячелетия. А единство – это, как учил Сам Господь Иисус Христос,- основной признак истинной Церкви. Вспомните слова Евангелия: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17, 21).
Православная Церковь ни от какой другой Церкви не отделялась, а вот «христиане веры евангельской» отделились от другой протестантской конфессии. Поэтому наименование секты для этой конфессии является логически необходимым и обижаться на него не следует.
Задумайтесь над вопросом: когда появилось сообщество, называемое «церковью христиан веры евангельской»? В XX или в XIX столетии? Неужели до этого события миллионы людей, искренне верующих в Христа Спасителя, оставались вне истинной Церкви? Неужели все они пребывали во тьме заблуждения? И только «христиане веры евангельской» знают, как нужно веровать во Христа, чтобы спастись?
Вы говорите о своем уважении к христианам, исповедующим православную веру, и интересе к православному вероучению, традициям и обрядам Православной Церкви. Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы, которые касаются вероучения, Таинств и обрядов Православной Церкви, всего содержания церковной жизни.