Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину).
[17/12/2007] Георгий спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил!
Меня давно занимает вопрос, на который нигде не могу найти ответа.
Старец Силуан в своем новоначалии страдал от являвшихся ему во время молитвы бесов. Он мучительно искал причины, по которым бесы имеют к нему доступ и мучают его своим явлением. Приведу фрагменты из книги.
*** Симеон, полный недоумения, пошел в Старый Русик за советом к старцу Отцу Анатолию. Последний, услышав о всем происходящем с молодым монахом, говорит ему:
- Ты, наверно, много молишься?
- Я молюсь непрестанно, ответил Симеон.
- Думаю, что ты неправильно молишься, и потому так часто видишь бесов.
- Я не понимаю, что значит правильно или неправильно молиться, но я знаю, что надо всегда молиться, и потому постоянно молюсь.
- Во время молитвы ум храни чистым от всякого воображения и помысла и заключай его в слова молитвы, сказал ему Старец Анатолий и объяснил при этом, что значит чистый ум и как его заключать в слова молитвы. ***
*** Брат Симеон не умел еще хранить ума : молясь, он не останавливал воображения, чрез которое действуют демоны. Воображение, неизбежное у всякого начинающего духовную жизнь, вносит искажение в эту жизнь. Поскольку оно неизбежно в начальный период, оно не считается тогда прелестью , но все же начинающий постепенно отводится от этого образа молитвы к другому, который состоит в том, чтобы заключать ум в слова молитвы . Это более трудный и сухой образ молитвы, но зато более правильный и менее опасный.***
*** горячо устремленного к Богу, но совершенно простого и наивного брата Симеона молитва, сопровождавшаяся воображением, очень скоро приняла опасную форму и дала возможность бесам искушать молодого подвижника. И тот странный свет, который однажды ночью наполнил его келлию и даже осветил его внутренности, и те уродливые фигуры, которые по ночам наполняли его келлию и даже днем являлись ему и беседовали с ним, все это было чревато большими опасностями. ***
Я не могу до конца понять - какая связь между воображением и чувственным явлением бесов? Если бы речь шла просто о помыслах, мучавших его, то это было бы мне более-менее понятно. Помысел - это начало работы воображения, как бы предложение воображению начать работу по развитию помысла и переходу в страстное состояние. Но, ведь, бесы являлись Силуану чувственным, видимым образом! Каким же роль в этом их явлении играет воображение? О чем здесь речь? О том, что если бы он умел полностью заключать ум в слова молитвы так, чтобы вообще ничего другого не видеть, не слышать и не чувствовать, то тогда он и не видел бы бесов? Так? Или речь идет о чет-то ином?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Георгий! Воображение по отношению к духовному миру – это фантазии, грезы, духовная ложь, художество собственного страстного ума, который тем самым вводит человека в демоническую область и дает возможность темным силам доступа к человеческой душе в различных, в том числе визуальных формах. Об опасности воображения во время молитвы вы можете прочитать в творениях святителя Игнатия Брянчанинова, особенно в первом и втором томах.