Молитва с воображением

Многие из впавших в прелесть молились молитвой с воображением

Схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885 - 1.1.1976)

Архимандрит Рафаил (Карелин). "На пути из времени в вечность".

Схиархимандрит Серафим (Романцов).

Иеромонах спросил у схиархимандрита Серафима о пустыннике, который во время молитвы представлял в своем воображении лики Христа и святых. Иеромонах хотел узнать, можно ли спастись при таком (запрещенном отцами) образе молитвы. Отец Серафим ответил: «Спасется он или нет, я не знаю, но достигнуть высоких духовных степеней при неправильном молитвенном делании нельзя. Воображение – свойство души, а не духа, оно связано со страстями. Святые отцы сравнивают такую молитву с глубокой ночью, где нет света; человек не знает, куда он идет, получает удары от врага, но не может ответить и даже уклониться от них». Иеромонах сказал: «Я пробовал переубедить его, но бесполезно, он говорил, что научился так молиться от своего духовного отца, которого считает великим». Отец Серафим ответил: «Воображение духовного мира может вызвать у человека чувство тайной гордости; ему начнет казаться, что он действительно во время молитвы видит этот мир. Многие из впавших в прелесть молились такой молитвой. Во всяком случае, если этот пустынник и не в прелести, то он на опасном пути».

Иеромонах спросил о том же у схиигумена Саввы. Тот сказал: «Ты меня не спрашиваешь, а испытываешь: правильно ли отвечу я; ты пришел меня проверять, а про пустынника уже тебе ответили; впрочем, ты и сам читал о такой молитве в “Добротолюбии”». Затем сказал: «В духовной жизни опасно не только воображать, но и лукавить перед старцем». Иеромонах сконфузился, но смалодушествовал и не признался, что это так, а сказал: «Я хотел узнать, не бывает ли здесь исключений». Тот ответил: «Если у монаха детская простота, он поверил своему отцу и припоминает некоторые видимые им изображения, то Господь может принять такую молитву как исключение».

Почему старцу Силуану являлись бесы из-за молитвы с воображением

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину).

 [17/12/2007] Георгий спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил!

Меня давно занимает вопрос, на который нигде не могу найти ответа.

Старец Силуан в своем новоначалии страдал от являвшихся ему во время молитвы бесов. Он мучительно искал причины, по которым бесы имеют к нему доступ и мучают его своим явлением. Приведу фрагменты из книги.

Как нужно молиться

Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).

1.7.1954 г.

Cхиигумен Иоанн (Алексеев)

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.

Монах молился с воображением и чуть не сошел с ума

Протоиерей Валентин Свенцицкий. "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор".

VII. О. Никифор

– Едва не погиб в пустыне. Рассудка было лишился.

О. Никифор отвернулся и долго смотрел в темноту.

 – Как же это случилось, о. Никифор? – спросил я.

О. Никифор молчал.

О. Иван тихо сказал:

 – Не так молился...

– Как случилось? – снова начал о. Никифор. – Не так молился. Десять лет жил – и все не так. Едва не погиб. Бога в зрительном образе представлял. Молюсь и вижу на небе Господа Иисуса Христа одесную. Думаю, ему кланяюсь. А это – демон. Этакое таинство. Братия указывала мне – не надо так молиться. Слова эти, аки копье, сердце поражали, обозлюсь – уйду. И опять молюсь по-своему. Теперь я дар имею, как войду в церковь, вижу, кто из братии так молится... И ведь таинство какое, милый братец! Молюсь, бывало, вижу зрительно пред собой самого Господа. Устанет ум смотреть, хочу его оттуда назад свести, а демон новую картину открывает, полчище ангелов. Опять интересно для ума – опять смотрю... Хочу оторваться, – опять новое является... До того измучился, чувствую, еще немного и ум сам пойдет туда и как бы отделится от меня, и я тогда сойду с ума. Приходит один монах, и я говорю ему:

– Сегодня или завтра я с ума сойду.

Внимание к воображению

Старец Паисий Святогорец. Слова. Tом III. Духовная борьба

Старец Паисий Святогорец

— Геронда, Вы говорили, что во время молитвы нашему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин должно избегать?

— Для того, чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Есть люди, которые, к примеру, могут увидеть какой-то пейзаж, а через год вспомнить его совершенно таким, каков он есть на самом деле, и запечатлеть его на картине. Такую способность дает человеку Бог, однако диавол использует ее в своих целях. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца.

О правильном и неправильном образе молитвы

Преподобный Симеон Новый Богослов. "О трех образах внимания и молитвы".*

Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот преуспевает; а кто употребляет их неразумно и не во время, тот низвергается.

* Слово 68-е.

Внимание так должно быть связуемо и неразлучно с молитвою, как связано и неразлучно тело с душой. Внимание должно идти вперед и сторожить врагов, как некий страж; оно первое пусть вступает в борьбу с грехом и противостоит злым помыслам, входящим в душу, а позади внимания пусть следует молитва, которая истребляет и побивает тотчас все те злые помыслы, с которыми пред сим вело брань внимание: ибо одно оно не может их побивать.

На этой брани внимания и молитвы (с помыслами) висит жизнь и смерть души. Если вниманием храним молитву чистою, то преуспеваем, а если не внимаем, чтоб хранить ее чистою, но оставляем неохраняемой, и она оскверняется злыми помыслами, то бываем непотребными и безуспешными.

Итак, поелику есть три образа внимания и молитвы, то надлежит нам показать отличительные свойства каждого образа, чтоб любящий спасение избрал лучшее.

Ложные видения от неправильного способа молитвы

Письма преподобного Амвросия Оптинского.

Преподобный Амвросий Оптинский

О вредных последствиях неправильной молитвы и о том, что не следует представлять себе непостижимое Божество в образах.

Почтенный о Господе брат Д.

Письмо твое получил. Описанным тобой немощам душевным и телесным подвергся ты потому, что по неопытности употреблял не тот образ молитвы, возносясь умом к Престолу Святыя Троицы и созерцая непостижимое Божество по человеческому представлению, во образе и подобиях, отчего, по слову святого Григория Синаита и Симеона Нового Богослова, неопытные впадают в прелесть. Образ молитвы, с видением и возношением ума на небо, могут употреблять только безстрастные, долгим временем и подвигом, паче же смирением и помощью Божией очистившие себя от примеси страстей; а для новоначальных и немощных это весьма опасно, и доводит до прелести вражией, при которой подвергаются неподобным немощам и увлечениям, как объясняет это святой апостол: понеже не восхотеша имети Бога в разуме, сего ради предаде их Бог в неискусен ум,творити неподобная (Рим. 1: 28).