Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).
[27/01/2009] Иоанна спрашивает:
О.Рафаил,благословите! Позвольте задать Вам три вопроса.
1. Мой духовный отец объяснял мне, что у каждого человека есть место, где нет помыслов, необходимо его найти и пребывать там. Мне это не совсем понятно. Как обрести это место? Батюшка мне объяснял, что это на два пальца ниже соска и что это дается Богом. Мне с одной стороны, как бы интуитивно, понятно, но не до конца. Не могли бы Вы разъяснить. И вообще, как научиться не принимать помыслы?
2. Как в духовной жизни установить правильный сердечный ритм? Батюшка мне говорил, что у меня сбит сердечный ритм, я вся чувственная, на порывах, поэтому кровь у меня горячится, опускается вниз, из-за этого у меня возникает блудная брань. И вообще у меня периодами очень обостряется блудная брань. Связано ли это с молитвой Иисусовой? Как с этой бранью бороться?
3. Как научиться сохранять благодать, мирное устроение? Особенно этому трудно научиться при общении с людьми.
Спаси и укрепи Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Иоанна! Меня встревожили ответы вашего духовника.
1. Сердечное место, о котором писали подвижники, не поддается анатомическому определению и локализации в определенном месте тела. Если бы это было так, то после операции по пересадки сердца человек терял бы прежний опыт молитвы. Мысль о том, что можно самому найти материальное, телесное место, где не было бы помыслов и ум стоял бы в своей первозданной простоте и невинности перед лицом Божьим, это прямой путь к нервному заболеванию.
Ум, обремененный информацией и стремящийся соединяться сердцем в неком пространстве, будет постоянно разрываться внутренними противоречиями, и если человек вовремя не поймет опасности и не прекратит эти упражнения, а будет продолжать стараться силой воли втискивать ум внутрь сердца, то результатом окажется истерия или духовная прелесть, сопровождаемая спорадическими приступами острого уныния. Иисусова молитва требует продолжительного, постепенного и последовательного труда. Для Иисусовой молитвы необходимо сократить внешние впечатления и информацию, отказаться от развлечений и продолжительных бесед, удаляться от всех лиц и предметов, которые возбуждают наши страсти.
Надо начинать Иисусову молитву со внешней молитвы, а затем перейти к внутреннему деланию, заботясь о внимании, но не лезть прежде времени с грязными ногами в царские хоромы, иначе палкой выгонят оттуда. Только после продолжительных трудов (желательно под руководством опытного наставника, который сам прошел этот путь) начинается медленное изменение ума и сердца – переход от внешнего к внутреннему. Человек начинает молиться более внимательно; он подчас получает явное утешение в молитве, но и тогда ни в коем случае не надо спешить, а продолжать Иисусову молитву как молитву покаяния, смотреть на молитву как на главное делание своей жизни, и жертвовать ради молитвы душевными впечатлениями и переживаниями – тем, к чему стремится мир.
Когда ум откажется от лишнего и ненужного и перестанет быть плюшкинской кучей всего, что попадается на глазах, а в сердце несколько утихнет гомон страстей, тогда ум и сердце сами будут искать друг друга. Очищенное от грязи грубых грехов и страстей сердце станет притягивать к себе ум, как магнит – железо. Тогда ни наши усилия, ни наши домыслы и планы, а благодать Божия откроет нам тайники сердца, поскольку мы готовы к этому, тогда мы поймем, что сердце это не комок мышц и кровеносных сосудов, а некая сокровенная область, глубокая как бездна, тогда привычные для нас величины и измерения потеряют свой физикальный характер и откроются в новых емкостях и объемах.
Большинство святых отцов категорически отказывалось отвечать на вопрос где сердечное место. Некоторые, в том числе Игнатий Брянчанинов, указывали, что оно расположено в верхней части сердца, но говорили это с неохотой, как бы вынужденно, чтобы самонадеянные и неопытные люди не переводили бы своего внимания на нижнюю часть сердца, откуда внимание может само собой перейти в область солнечного сплетения и пробудить "похотные страсти". Но, в тоже время, святой Игнатий запрещал самовольно искать сердечное место.
Иисусова молитва – одно из сильнейших оружий в борьбе с демонами. Но если молитва сопряжена с гордостью и высоким мнением о своем подвижничестве и убеждением в своих особых духовных дарованиях, то человек становится предателем самого себя. Учиться не принимать помыслы можно только путем продолжительной духовной борьбы с рассеянностью ума, к которому во время молитвы как пиявки присасываются злые духи.
Ум убегает от слов молитвы, как проказливый ребенок от матери, когда она отпускает его руку. Необходимо постоянно ловить ум и возвращать его в слова молитвы. Подвижники уходили в пустыню, скрывались в затворах главным образом для того, чтобы внешние впечатления, накопляемые в памяти, не отрывали ум от молитвы. Наша чистота молитвы очень условна. Кроме особых посещений Божьих, когда молитва идет сама собой, или ум переживает слова молитвы, нам приходится бороться с помыслами. Поэтому святые отцы сказали, что молиться чисто так трудно – как кровь проливать. Праведный Иоанн Кронштадтский советовал произносить слова молитвы так, как будто читаем ее в первый раз, то есть не терять чувства новизны молитвы.
2. Я не знаю, что подразумевал духовник под словами "сердечный ритм", может быть соединение слов молитвы с биением сердца. Схиархимандрит Серафим (Романцев) советовал сочетать молитву с дыханием. Он не советовал искусственно связывать слова молитвы с биением сердца, считая, что когда будет нужно, сама молитва найдет этот ритм. Блудную брань может усилить концентрация внимания на область, лежащую ниже сердца во время молитвы. Это разжение некоторые старцы называли почечным жаром.
Блудная брань присуща нашему падшему естеству. Только немногие подвижники, при помощи благодати Божьей быстро получали освобождение от этой страсти. А нам грешным предстоит долгая борьба; и наша степень в этой борьбе – не задерживаться на прилогах греха.
3. Чтобы сохранить мирное устроение надо стараться во всем винить себя и думать, что сегодняшний день может быть последним днем в нашей жизни.
Призываю на вас Божие благословение. Желаю помощи благодати в ваших молитвенных трудах.