Целесообразно ли заменять все правило Иисусовой молитвой

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

[12/05/2012] Борис спрашивает:

О.Рафаил здравствуйте! Пишу коротко в надежде что Господь чрез Вас меня вразумит. 

Перед началом молитвенного правила молитва Иисусова начинает действовать сама, оставляю правило и ЕЮ молюсь, но затем внимание рассеивается (много помыслов). В последнее время заменяю ЕЮ все правила в том числе и ко причащению. Но приходит помысл (особенно когда нападает дух печали и уныния, а он нападает даже после причащения), что многие скорби и попущения от духа печали, из-за того что опускаю правила и ленюсь молится по ночам.

Моё мнение (а оно может быть ошибочным и оправдывая себя словами Свт.Игнатия Брянчанинова что ЕЮ можно заменить всё), что форма молитвы не имеет особого значения, а главное постоянное обращение к Богу. И еще приходит помысл что движение Иисусовой молитвы может быть и от беса, может ли такое быть - не в прелести ли я?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Борис! Если в вашем сердце идет Иисусова молитва, то надо оставить все правила и внимать ей, пока она сама не замолкнет, и тогда продолжать обычное правило. 

Молиться только одной Иисусовой молитвой, заменяя ей все остальные молитвы, для нас вряд ли целесообразно. Так могли поступать некоторые пустынники и затворники, у которых Иисусова молитва имела самодвижущее действие, текла как ручеек в сердце. А в миру, поступая так, мы можем обмануться. 

Один человек рассказывал, что в юности он решил заменить все молитвы Иисусовой молитвой. Первое время чувствовал себя хорошо, но вскоре стал замечать, что к молитве его не тянет, она оскудевает, а в один день обнаружил, что Иисусова молитва замолкла, исчезла так, как будто он никогда не занимался ей. И ему пришлось снова вернуться к книжному правилу и заново учиться Иисусовой молитве. 

Случается и так: сосредоточиться на книжной молитве бывает труднее, чем на Иисусовой молитве и человек, заменяя все правила Иисусовой молитвой, на самом деле, незаметно для себя, выбирает то, что кажется более легким. 

Все известные мне подвижники, в том числе жившие в пустыне, неупустительно читали Евангелие и Псалтырь, а также совершали монашеское молитвенное правило. 

Что касается вашего опасения, что через Иисусову молитву темная сила может ввести в состояние прелести, то это может произойти только в том случае, если человек отдался страстям гордости, самомнения и непослушания. 

Опасны наши страсти; а Иисусова молитва сама является оружием против демонов. Советую вам внимательно изучить первый и второй тома святого Игнатия Брянчанинова, где подробно описано, какие ошибки может совершить неумелый и самонадеянный молитвенник. 

Помоги вам Господи.

Источник 

Связанные материалы