Прелесть и молитва

Кто хочет непрестанно молиться, должен во всем спрашивать духовного отца

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 24.9.1938)

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на опасном пути, и не далек от прелести. Много я знаю таких, которые так обманулись в помыслах своих и за свое презрение к духовнику не преуспели. Они забывают, что в таинстве действует благодать Святого Духа, которая и спасает нас. Так враг обманывает подвижников, чтобы не было молитвенников, а Дух Святой умудряет душу, когда мы слушаем советы наших пастырей.

Прелесть в молитве у начинающих и у опытных

Архимандрит Рафаил (Карелин). "На пути из времени в вечность".

Иеромонах спросил: «Какие искушения бывают в Иисусовой молитве у новоначальных, а какие у людей, имеющих опыт в молитве?». Схимник отвечал: «Новоначальные обычно совершают ошибки, впадая в две крайности. Первая – это леность и нерадение; с молитвой происходит то же, что и со светильником: без елея она угасает. Вторая крайность более опасна – это разгоряченное воображение, которое рисует картину собственных подвигов. Человеку кажется, что скоро он начнет исцелять больных, проявлять дары прозорливости, что через него обратятся к Богу тысячи людей, что после его смерти тело не истлеет, а станет нетленными мощами. Таким образом человек витает в бесовской высоте; обычно такой монах избегает послушания, скрывает свою жизнь от старцев и в глубине души презирает их, как невежд, и смотрит на них свысока. Такое состояние оканчивается или падением в плотские грехи, или душевным расстройством, а иногда явным помешательством. Поэтому святые отцы сказали: “Если молодой лезет на небо, то сдерни его за ногу вниз – это ему полезно”. Что касается искушения для продвинувшихся в духовной жизни, то здесь чаще всего действует скрытая духовная гордость. Человек считает, что он может добиться непрестанной молитвы и благодатного состояния своим трудом, а не милостью Божией. Господь сказал: Без Меня не можете творить ничего (Ин.15:5). Поэтому благодать отступает от возгордившейся души, чтобы дать возможность человеку почувствовать свое бессилие. Человек внутренне падает, как бы катится с горы. Тепло молитвы покидает его сердце, опять он чувствует в себе темноту и сухость, он продолжает молиться, но молитва идет как повторение заученных слов, а то и даже звуков, так как сами слова не доходят до его сознания. Из молитвенника он превращается в «твердислова». Раньше его сердце было похоже на светлую комнатку, где было радостно пребывать его уму, а теперь оно похоже на заброшенный дом с пустыми окнами, в котором холод и мрак. Единственная возможность выйти из этого состояния – покаяться в своей гордости и самоуверенности и начать все заново, с послушания».

Что значит заключать ум в слова молитвы

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

Алексей спрашивает:

Отец Рафаил, подскажите, пожалуйста, что означает "заключать свой ум в слова молитвы"? Много раз пытался найти информацию об этом методе молитвенного делания, но доступная информация крайне скудна. Я не могу понять: это значит максимально сосредотачивать ум и внимание на самих словах молитвы, читая ее? Или обращаться к Богу этими словами от себя? Просто если пытаюсь обращаться ими от себя, то возникает ощущение, что я говорю в пустоту и я подспудно пытаюсь как-то представить или нащупать присутствие Божие, почувствовать его. А это, как я понимаю, может привести к прелести, поскольку любой образ из моего воображения могут использовать бесы, чтобы через него начать "руководить" мной, давать какие-то знаки и т.д.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей!
Заключать ум в слова молитвы – означает, во-первых, не отходить в сторону от слов молитвы – то есть, чтобы мысли не переходили на другие предметы; а во-вторых, чтобы ум вникал в тот смысл, который передается в молитве, то есть, чтобы Господь помиловал нас грешных. На следующем этапе и сердце начинает откликаться на слова молитвы.

Источник 

Господь иногда промыслительно попускает холодность в Иисусовой молитве, чтобы не потерпели вреда

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788 - 1860)

Пишете вы, что молитва Иисусова вас оставила почти совершенно; а кажется, вы ее оставили, она же нимало не причиною. Старайтесь сколько можно заниматься оною устно и в служении; ибо Господь дарует молитву молящемуся; но смущаться также не должно за нестяжание сего священного дара, взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность; мир и суета его помрачает свет ума; а вы с сим связаны крепкими узами. При лишении же сего многожелаемого дара молитвы обратитесь к тем средствам, которыми можем доказать любовь Божию – к исполнению Его святых Евангельских заповедей: любяй Мя заповеди Моя соблюдает, в числе коих найдете и смирение, без коего ни одна добродетель не может быть благоприятна Богу… может быть, смотрительно Господь не попущает вам стяжания оной (молитвы), да не постраждете вреда (I, 272, 523, 524).

Можно ли впасть в прелесть, если молиться своими словами

Из беседы схиархимандрита Авраама (Рейдмана).

Как вы относитесь к молитве своими словами? Можно ли молиться не по молитвослову, а от себя?

Я думаю, что в большинстве случаев молиться своими словами — это опасно, можно навыдумывать все что угодно и вообще нести всякий вздор не от благодати, не от покаяния, а от страстей, поскольку мы себя не знаем. Если из нашего сердца выходят помышления злая, так кто знает, может быть, они как раз и сформируют тот или иной молитвенный текст, и мы будем просить у Бога чего-то неугодного Ему и даже богопротивного. Кроме того, от молитвы своими словами можно и в прелесть впасть. Нам кажется, что мы нашли какие-то возвышенные слова, а эти слова будут возбуждать в нас страсти и отвлекать от предстояния Богу.

Молиться нужно либо Иисусовой молитвой, либо теми молитвословиями, которые составили святые отцы. Изредка, в особенных случаях, можно допустить краткую молитву своими словами, допустим: «Господи, помоги мне» — или: «Господи, вразуми меня», не вдаваясь в многословие, которое запретил Спаситель. Просто и кратко сказать Богу свою просьбу, а потом опять молиться словами святых отцов или молитвой Иисусовой. Это в виде исключения. А постоянно молиться своими словами и что-то говорить от себя не надо. Ты будешь думать, что беседуешь с Богом, а на самом деле будешь беседовать с бесом — словами, которые внушает тебе бес или страсти. Чаще всего это просто тарабарщина и выглядит смешно.

Я расскажу такой случай. Как-то в юности я хотел обратить к вере одного пятидесятника, а пятидесятник, наоборот, хотел к своей вере обратить меня. И вот, я пришел к нему в гости, мы стали спорить. А потом к нему пришли какие-то друзья, они погасили свет и давай за меня молиться. Тут я перепугался не на шутку: думаю, сейчас на меня как что-нибудь сойдет, что же делать? Стоял в уголке и молился от страха, чтобы ничего такого не произошло; но они так смешно молились, что у меня страх быстро прошел. Я сразу успокоился, думаю: ладно, молитесь себе. Так что все это чаще всего, повторю, просто тарабарщина и глупость. 

Беседа полностью

Нужно ли останавливать молитву, чтобы противостать пришедшему помыслу

Преподобный Варсанофий Великий и Иоанн Пророк. "Ответы на вопросы учеников".

Вопрос 424. Если во время псалмопения, или молитвы, или чтения придет худой помысл, должно ли обратить на него внимание и оставить на время псалмопение, молитву или чтение для того, чтобы воспротивиться ему чистыми помыслами?

Ответ. Пренебреги им, вникни тщательнее в псалмопение, молитву или чтение, чтобы заимствовать силу от произносимых тобою слов. Если же станем упражняться во вражиих помыслах, то никогда не будем в состоянии сделать что-либо доброе, внимая тому, что внушает враг. Хотя же видишь, что хитросплетение его мешает псалмопению, молитве или чтению, то и тогда не вступай с оными в прение, потому что это дело не твоей силы, но постарайся призывать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов, ибо Его сила и слава вовеки, аминь.

Главные опасности в Иисусовой молитве

Архимандрит Рафаил (Карелин). "На пути из времени в вечность".

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Спросили старца: «Какая опасность в Иисусовой молитве?». Тот ответил: «Чувственное представление Бога; замена молитвы рассуждениями; забвение о том, что молитва – это предстояние перед Богом; нерадение и леность; искание особых духовных ощущений; гордость и тщеславие своей молитвой; желание сразу же достигнуть высоких духовных степеней; незнание учения святых отцов об Иисусовой молитве, которое содержится в “Добротолюбии” и в книгах святых последнего времени, особенно у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника». Вновь спросили его: «Какие признаки неправильной Иисусовой молитвы?». Он ответил: «Гордость, желание фантазировать, гнев и раздражительность, плотские страсти, которые нередко кончаются падением; непослушание, недоверие духовному отцу и постоянное желание сменять своих наставников, как будто те не имеют правильных духовных понятий; повелительный тон голоса в обращении с людьми; неспособность молча стерпеть обиду и выслушать возражения, а тем более укоризны. Об этом лучше всего написано у святителя Игнатия (Брянчанинова)».

Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума

Протоиерей Георгий Бреев: Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

Протоиерей Георгий Бреев

И в Византии, и на Руси иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы, протоиерей Георгий БРЕЕВ, , духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Молитва со смирением – поражает врагов, а совершаемая с духовною гордостию – вредит нам

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

В молитве не стремитесь к высокому, а, сознавая во всем свою немощь, имейте себя всегда поверженным пред Богом и призывайте Его со смирением и простотою, как дитя – отца. Памятуя, что пред Господом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Не увлекайтесь слишком умозрительною молитвою Иисусовою, чтобы вместо пользы не получить вреда, когда незаметно впадете в самомнение. Употребляйте же молитву как меч духовный, и всегда, а паче к поражению страстей: когда почувствуете движение гнева или иной страсти, тогда более призывайте имя Иисусово и ощутите помощь Его. В сем-то и состоит деятельная молитва Иисусова, приличная нам. Святые отцы пишут, что кто достигнет истинной молитвы, того хотя и весь мир будет ратовать, он не оскорбляется; а если мы побеждаемся гневом, то еще далеки от молитвы, и надобно опасаться искать высокого, чтобы не впасть в прелесть. Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкою духовною гордостию и мнением о себе – вредит самим нам, и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него; ибо только смиренным дает Он благодать Свою (I, 144,296–297).

Старец Иоанн отменил чрезмерное молитвенное правило

"Пастырь добрый". Воспоминание об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей.

Вспоминает Нина Самойлова.

Батюшка учил нас, чтобы домашнее молитвенное правило было по нашим силам и заключалось не в количестве вычитанных молитв. Имея ревность не по разуму, в одно время мы с братом вдвоем стали ежедневно читать полностью Псалтирь, по пол-Псалтири каждый. Такое чтение отяготило нас, так как мы еще и работали, а потому не имели достаточно свободного времени. По приезде к батюшке мы об этом рассказали, и он, сделав нам наставление, сразу же отменил это непосильное правило.

Можно ли гордому молиться Иисусовой молитвой

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

Архимандрит Рафаил (Карелин)

[30/11/2013] Аркадий спрашивает:

Благословите, отец Рафаил! У меня вопрос о молитве Иисусовой. Как известно прелесть, появляющаяся у некоторых при занятиях Иисусовой молитвой, происходит не от молитвы, а от гордости. Скажите может ли человек гордый больше обычно бывающего, творить Иисусову молитву? Если может , то как уберечь себя от прелести? Спаси Вас Бог!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Аркадий! В вашем вопросе содержится правильная мысль о том, что причиной прелести, то есть демонического обмана, является гордость, которая заставляет человека превозноситься и тщеславиться самой молитвой. Молитва должна быть воплем грешника о прощении грехов, мольбой нищего о подаянии, а гордость – это змея, которая даже нектар цветов превращает в яд. У Святителя Игнатия Брянчанинова есть прекрасные разъяснения о том, как уберечься от прелести (1 и 2 т. сочинений). Его творения настолько глубоки, что даже афонские монахи приезжали на его могилу, чтобы брать благословение на Иисусову молитву. Если будете считать себя в сердце хуже других людей, не осуждать никого, не увлекаться воображением, не искать высоких мистических состояний, не рассказывать о своей духовной жизни кому попало, а только духовнику и наставнику, то я думаю, что не попадете в топкое болото прелести – самосвятства. 

Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.

Источник

Умиление, слезы и теплота на молитве приносят погибель человеку, не имеющему смирения

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Вы скорбите, видя, что душа ваша находится в состоянии равнодушия и бесчувствия; чего ж вы хотите? Конечно: теплоты в молитве, умиления, слез и тому подобного. Но когда бы вы были в таком устроении, что ж бы было? Вы, верно, сочли бы себя блаженною и достигшею или достигающею своей цели – спасения. Но, напротив, вам это могло бы повредить, потому что вы не имеете и следа смирения. А такие и сим подобные дарования даже и погибель приносят не имеющим смирения. Лишение же сих чувств, или, паче рещи, дарований, и сознание своей нищеты должно привести вас к смирению; отнюдь не надобно искать оных (дарований), а считать себя недостойною их и зреть свои согрешения, а не добродетели. Смущение же ваше и доказывает вам, что в вас нет смирения, а духовная гордость. Прочтите в надсловии на Нила Сорского… найдете, что люди, проходящие добродетели и много думающие о сем, попускаются быть преданы области сатанинской за гордость (I, 100, 211).

Две старицы занимались молитвой без руководства и стали считать многих людей колдунами

"Вы в сердце моем, и эта любовь навечно". Воспоминания семьи Правдолюбовых о старце Иоанне (Крестьянкине).

Вспоминает Лидия Анатольевна Правдолюбова.

Жили в Касимове две старицы. И очень глубоко и основательно занимались Иисусовой молитвой, но без благословения и всякого руководства. И начали происходить с ними странные вещи. Они начали сторониться людей, многие из них начали казаться им колдунами. В свой храм поэтому они перестали ходить, а стали ездить в пригородный храм. И вот согласились мы с ними спросить отца Иоанна, как надо молиться Иисусовой молитвой. Он ответил: «А вот что об Иисусовой молитве сказано: меч то обоюдоострый, неумелые руки и души ранить может, а потому по книгам руководствоваться нельзя в этом большом деле – подвиге. И без благословения брать на себя подвиг не надо. А вам, живущим в миру и обложенным многими заботами, надо начинать с малого, с послушания, Бог благословит включить в жизнь неукоснительно послушническое правило. Покажется мало, но вы малое за послушание понесите и увидите, что и малое за послушание с большим трудом исполняется, чем и многое по своеволию. Больше пока не берите, а если делали – оставьте. Бог смиренным дает благодать. А благодатью Дух Святой в душу войдет и в Боге почиет. И тогда – все радость, все покой и мир, и благодарность бесконечная за все». И дал книжечки – правило послушника с сотницей.

В Иисусовой молитве нужно иметь крайнее смирение и только искать помилования

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Наставление желающим проходить умную Иисусову молитву

…Вы ищете от меня не правила молитвенного, а всегдашней умной молитвы. Дело высокое и превышающее мои меры и достоинство. Я не смею и подумать противоречить словам Григория Паламы, что возможно искать и достигать сей высоты, хотя я и далек от сего; но отцы святые писали, по своему устроению, как кто достигал, и нас тому учат. Однако ж не просто только твори Иисусову молитву, и получишь вся благая; о псалмопении и молитвах написано просто: о количестве и времени, и только; однако делающие с благим намерением и смирением получали благодать Божию. А о сей малой пяточисленной молитве множество книг написано, как проходить оную и какие бывают подсады от врага и как неискусные бывают от него низлагаемы и погубляемы. Займитесь, прочтите все нам известные: Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Филофея, Исихия, Каллиста, св. Исаака… старца Паисия и прочих, и изберите приличное уготование и измерьте силу души вашей, можете ли понести и приобресть сие богатство без вреда. Св. Симеон Новый Богослов пишет в Слове о третьем образе молитвы: «надобно хранить совесть в трех вещах: к Богу, духовному отцу, к людям и к вещам» и прочее.

Священник Валерий Духанин об ошибках в Иисусовой молитве

Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского / Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия В.Н. Духанина.

Глава VII. ОШИБКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ УМНОГО ДЕЛАНИЯ, ПО УЧЕНИЮ свт. ИГНАТИЯ.

Для человека, облеченного плотью, духовный мир есть глубина неизмеримая. Наш путь к Небу пролегает чрез невидимые стремнины и пропасти, предугадание и обнаружение которых бывает выше способностей нашего слабого разума. Поверженное на землю сердце не всегда прочувствует, что в душевном делании под видом света явит ему тьму и мрачные узы. Со времен падшего праотца род человеческий находится в прелести, в обольщении ложью, падшими духами.По словам свт. Игнатия, «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести… Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин.8:32, 14:6)»[708]. Нам, ищущим жизни в Истине, необходимо отвергнуться лжи, лжи невидимой, а значит, необходимо знать, какие ошибки нас могут поджидать при прохождении умного делания. Духовный опыт Святителя проливает свет на все возможные тайные препятствия, возникающие при совершении душевного делания, вскрывает их причины, предохраняет от них, прокладывая тем самым путь к правильному совершению умного делания.

1. ДОВЕРИЕ ПОМЫСЛАМ И ОЩУЩЕНИЯМ.

По свт. Игнатию, началом всех зол и началом самообольщения является принятая ложная мысль, доверие всем помыслам и ощущениям, рождающимся в нашем испорченном естестве. Мир падших духов действует на нас чрез приносимые нам помыслы и сердечные ощущения. Падшие ангелы пытаются примешать свое действие к действию нашего собственного естества, и нередко доверившийся собственным мыслям и чувствам доверился лжи и бесовскому обману.

Искание сладостных духовных ощущений в молитве ведет к прелести

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

…Святый Исаак явно показал, что ищущие в молитве сладостных ощущений духовных с чаянием, и особенно стремящиеся преждевременно к видению и созерцанию духовному, впадают в прелесть вражию и в область тьмы и помрачения смысла, будучи оставлены помощию Божиею и преданы бесам на поругание, за горделивое искание паче меры и достоинства своего… (II, 364).

…При случающихся вам в церкви духовных утешениях не увлекайтесь, считая себя того будто достойными, а паче нисходите во глубину смирения, считая себя недостойными, да не впадете в мнение о себе и да не обольститесь ложными утешениями. Паче же не ищите того с чаянием, т. е. с ожиданием; прочтите о сем у св. Исаака во 2 Слове: «яже Божия, сама о себе приходят» и прочее, и в 55 Слове; и очень к этому же прилична преосвященного Филарета Московского беседа, говоренная на Благовещение Пресвятыя Богородицы 1858 года… (IV, 158,415).

Молитва без смирения погружает нас в прелесть

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

…Действия твои были правильные в молитве, и, кажется, можно сказать, вначале не прелестные; но как не были растворены смиренномудрием, то и последовала оным явная прелесть. Прочти повнимательнее св. Симеона Нового Богослова о третьем образе молитвы: имеешь ли ты такое уготование? Также: Исихия, Филофея, Нила Постника, Каллиста и Игнатия, Нила Сорского, Григория Синаита, в особых главах, где он много пишет и о прелести; и св. Исаака Сирина 2 Слово: «деяние креста сугубо есть»; ты увидишь, что в делании сем надобно иметь крайнее смирение, которому единому только не могут бесы противоборствовать. Как велико есть делание молитвы, так и они сильно вооружаются против проходящих оную, и обыкновенно прежде стараются обольстить высокоумием, и тогда своими горшими действиями исполняют; что как бы и на тебе видится похоже сим действиям; ты, усладясь действием молитвы, незаметно увлеклась в высокоумие, что уже обрела благо, коего прежде не имела; а тут бы надобно паче нисходить в глубину смиренномудрия; и уже явились действия прелести… А ты, кажется, побеждаешься и яростною частию; но кого молитва коснулась, то хоть весь свет его оскорбляет, он считает себя того достойным, а не раздражается; и у тебя, правда, есть смирение, только на словах; постарайся оное водрузить в сердце и, проходя молитву, не ищи высоких, а токмо проси помилования; и, в подобных неприличных действиях, призывай просто Господа – имя Его, да не погибнет душа твоя от прелести вражией… (VI, 56, 90–91).

Может ли молитва быть во вред человеку

Протоиерей Димитрий Смирнов. Блогпост. Выпуск 49.

Прот. Димитрий Смирнов и прот. Александр Березовский

Прот. Александр Березовский: Михаил из Москвы: «Может ли молитва пойти во вред духовному состоянию человека, и если да, то в каком случае?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, если молитва без покаяния. Если молитва сопрягается с мечтанием, гордостью, превозношением и с прелестью мнения, когда у человека возникает о себе очень неплохое мнение.

Прот. Александр Березовский: «Как я сегодня здорово помолился»?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, «как я шибко хорошо молюсь!»

Прот. Александр Березовский: Да, а ещё бывает, что просят в молитве наказания обидчикам.

Прот. Димитрий Смирнов: Это называется использовать молитву не по назначению. Если человек шпильку из маминых волос использует не по назначению, а вставляет в розетку, то может получить удар током.

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-20386/

О неправильном отношении к молитве

Из писем преподобного Амвросия Оптинского.

Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым соском, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии, потому и требуется молитва, особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных».

Отец Владимир Волгин 2 раза впадал в прелесть от увлечения книгой "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу"

Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине).

Вспоминает Евдокия Позднякова.

Я беседовала о количестве молитв и цели молитвы с отцом Владимиром Волгиным. Он привел рассуждение святителя Игнатия (Брянчанинова), а потом рассказал про себя: «Я два раза очень увлекался книгой “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” и два раза впадал в прелесть. Я дошел до шести тысяч молитв. Поехал к отцу Иоанну. Говорю ему, что читаю Иисусову молитву. Он меня спрашивает: “Сколько молитв читаешь?” – Я говорю: “Вначале тридцать, потом сто, потом пятьсот, тысячу…” – и многоточие. Что-то меня кольнуло, что я что-то не то делаю. Про шесть тысяч не сказал. А отец Иоанн, когда услышал про “тысячу”, сказал: “Ну, это же схимническое правило!”».

Источник

Не победившие страстей, но стремящиеся достигнуть чистой сердечной молитвы впадают в прелесть

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

…Многие от святых отцов предостерегают нас, что путь безмолвия очень опасен для не победивших страстей… Вот бедная К., принявшись за умную молитву, вместо истины, поверила ложным в себе действиям и впала в ужасную прелесть; мечтает, говорит и делает нелепости на скорбь сестрам, ей преданным, и на соблазн другим; и вот уже более года продолжается, придет на несколько время в себя, но все не совсем, потом паки в то же впадает; все описать трудно; а оттого, что, полна быв страстей, не попеклась о сопротивлении им, а стремилась достигнуть в чистую сердечную молитву; и подобно вошедшему на брак царский в скверных ризах, пострадала… Смирение же не падает, всегда стоя на низком месте (II, 152, 236–237).

Об ошибках при занятии Иисусовой молитвой

Митрополит Иерофей (Влахос). "Одна ночь в пустыне Святой Горы".

7. Ошибки во время обучения Иисусовой молитвы и их устранение

– Вы многого просите. Никто не может обучиться молитве, не подвизаясь лично не приступив к этому умному деланию. Сколько бы ни говорили другие, это просто введение, которое вызовет в тебе духовный аппетит. Однако, чтобы закончить свои мысли об Иисусовой молитве, вероятно, следует сказать кое-что об опасностях и ошибках, которые могут ждать на этом пути.

– Очень хорошо, – отвечал я. – Ранее Вы говорили, что монахи избегают непосредственно вводить ум в сердце, используя для этого другие средства – с целью уклониться от опасностей. Что представляют собой эти опасности и ошибки?

– Первая ошибка возникает вместе с помыслом о том, что благодать обретают в короткий промежуток времени. Многие, приступая к священному деланию молитвы, стремятся быстро войти в созерцание Света. Но, поскольку это дается не тотчас и не всем, они устрашаются и разочаровываются. Подвижник должен принять решение вести борьбу многие годы. Бог не насилует нашу волю, поскольку мы – личности и, следовательно, обладаем свободой. Но и мы не смеем насиловать свободу Бога, ибо Он – Личность. Т.е. нам нужно позволить Ему прийти, когда Он рассудит и пожелает.

Он остановился ненадолго.

– Другая ошибка состоит в том, что мы придаем большое значение психотехническим методам. Однако эти методы (вдох – выдох, биение сердца и тому подобное.) – просто дополнительные средства для сосредоточения ума, для избавления его от чуждых элементов. Т.е. методы имеют не магическую силу, а вспомогательную, освобождая ум от рассеянности. Когда ум сосредоточится и станет легко входить в себя, все дополнительные средства отменяются.

– Но есть и другие ошибки?

– Разумеется. Перескакивание при прохождении молитвы. Ранее мы говорили о том, что существуют различные этапы ее развития, которые мы разделили на пять. Первый – когда молитву произносим устами. Второй – когда удерживаем память об Иисусе в уме и затем только сводим ее в сердце. Однако некоторые начинают непосредственно со второго этапа и не достигают больших успехов. Другие с первой ступени переходят прямо на третью, главным образом, к дыханию. Опасность (как я уже отмечал) заключается в том, что по физическим причинам сердце может испытывать боль и существует вероятность того, что молитва остановится. Конечно, недомогание не возникнет, но вполне возможно, что эта священная деятельность прервется.

О молитве Иисусовой - устной, умной, сердечной

Письма преподобного Амвросия Оптинского.

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную; а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)"; а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устной и умной. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более тридцати лет. Она говорила о себе: "Я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто подобен Тебе". Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части "Добротолюбия" у Каллиста Игнатия, и затем 43-ю главу "О прилоге и изменении"; также в 4-й части "Добротолюбия" кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

Пишешь еще, что тебя иногда тревожит вражеский помысл, что тебе в прежнем монастыре было лучше; а когда там жила, то помыслы толковали, что там хуже, а на новом месте удобней. Но дело уже сделано. Теперь нужно держаться псаломского слова: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102: 32).

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart2_40/#408

Как найти сердечное место и научиться не принимать помыслы

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

Архимандрит Рафаил (Карелин)

[27/01/2009] Иоанна спрашивает:

О.Рафаил,благословите! Позвольте задать Вам три вопроса.

1. Мой духовный отец объяснял мне, что у каждого человека есть место, где нет помыслов, необходимо его найти и пребывать там. Мне это не совсем понятно. Как обрести это место? Батюшка мне объяснял, что это на два пальца ниже соска и что это дается Богом. Мне с одной стороны, как бы интуитивно, понятно, но не до конца. Не могли бы Вы разъяснить. И вообще, как научиться не принимать помыслы?

2. Как в духовной жизни установить правильный сердечный ритм? Батюшка мне говорил, что у меня сбит сердечный ритм, я вся чувственная, на порывах, поэтому кровь у меня горячится, опускается вниз, из-за этого у меня возникает блудная брань. И вообще у меня периодами очень обостряется блудная брань. Связано ли это с молитвой Иисусовой? Как с этой бранью бороться?

3. Как научиться сохранять благодать, мирное устроение? Особенно этому трудно научиться при общении с людьми.

Неподготовленному опасно приступать к прохождению умной молитвы

Преподобный Макарий Оптинский. "Душеполезные поучения" (из писем).

Из письма твоего вижу, что ты принялась проходить умную молитву и нудишь себя не иметь никаких помыслов, а не могши их отогнать, смущаешься и делается помрачение ума. Меня это ужасает, что ты, юная и страстная, дерзнула приступить самочинно к столь великому делу умного делания и блюдения ума, которое прилично находящимся в высоком устроении; а ты от одного чтения, ни с кем не спросясь, дерзнула идти на такую высоту! За это находит гнев Божий, не только помрачаются, но и совсем сходят с ума и бывают поруганы бесами. Да они тобою и ругаются, обольщая тебя, что будто бы ты делаешь великое дело; говорят тебе: «оставь молитву, я не борюсь с тобою». Видишь, какая лесть вражия, чтобы привести тебя в гордость, что ты будто бы молитвенница. Ты взгляни на свою жизнь, как ты жила и живешь: юно и самочинно, вся во страстях, не имеешь послушания и покорности к старшим себя, с матерью N. N. ссоришься и прекословишь, так что доходит и до злобы; и вместо того, чтобы от послушания рождающимся смирением низлагать страсти, ты, увлекаясь гордостию, еще более углубляешься в страсти и чуть было не впала в глубочайший ров – любострастие… и это показывает твою гордость.

Почему иногда молитва приводит чувства в депрессивное (нервозное) состояние

Протоиерей Олег Стеняев. Впросы и ответы.

ВОПРОС: Почему иногда молитва приводит чувства в депрессивное (нервозное) состояние?

ОТВЕТ: Очень многие неправильно молятся. И от этого впадают в состояние депрессии, близкое к состоянию прелести. Особенно этим страдают женщины, но иногда и некоторые мужчины. Это состояние близко к состоянию кликушества. Чтобы избежать подобного духовного заболевания, во время молитвы надо помнить о некоторых правилах.

ПЕРВОЕ: Прежде всего, нельзя во время молитвы что-то представлять – некие образы воображаемые. Некоторые закрывают глаза во время молитв и представляют Христа, Божию Матерь или святых. Это совершенно недопустимо. Ведь икона и существует для того, чтобы отсечь наше чувственное восприятие духовного мира и дать нам бесстрастные формы иной реальности. Канонически правильно написанная икона дает нам бесстрастный образ, который и делает наше восприятие объекта молитвы бесстрастным. В противном случае, человек общается не со Христом, Божией Матерью или святым, а со своим собственным субъективным (чувственным) восприятием святыни. То же самое происходит, если мы молимся перед иконой, написанной в западной (реалистической) манере. К сожалению, многие храмы, особенно построенные в XVIII-м и XIX-м веках, наполнены списками с католических чувственных картин. В свою очередь, латинские художники, рисуя своих «Мадонн», часто просили женщин легкого поведения (проституток) позировать им. Эль Греко, и не только он, но и многие другие западные художники писали своих святых и «апостолов» с одержимых людей, прямо в психлечебнице. И то, что с этих латинских (католических) изображений делали образцы для росписи православных храмов, есть не что иное, как откровенное кощунство и попрание самого понятия – ИКОНА. Икона – это список, который своим первоисточником всегда имеет духовное явление, открытое какому-нибудь святому человеку. А картина – это чувственная фантазия духовно незрелого человека. Можно только представить: окно в какой «духовный» мир она может открыть. Слава Богу, что, восстанавливая многие храмы, уже в наше время многие благочестивые настоятели отказались от латинской мазни и вернулись к традиционному церковному канону при написании фресок и икон. Без чего нормальная духовная (молитвенная) жизнь навряд ли возможна.

Что делать, если на молитве приходит мысль, что я святой

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

 [31/03/2008] Сергий спрашивает:

Здравствуйте, батюшка, простите, что пишу Вам разными письмами, просто вопросы не всегда приходят сразу. Когда я читаю вдумчиво молитвенное правило, то чувствую, что сердце приходит в упоении, хотя считаю себя грешным, чтобы не впасть в прелесть, но это ощущение Богообщения оно есть, тогда ко мне приходит мысль со стороны, что я духовно продвигаюсь и иногда до того, что чуть не святым делаюсь, я понимаю, что это от врага, я очень сильно смущаюсь и после этого порой боюсь молиться, чтобы не приходили подобные мысли. Как мне поступить отче? Прошу ваших молитв.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергий! Во время горделивых мыслей надо не бросать молитву, а укорять себя во внутреннем превозношении. Пока мы каемся – мы в относительной безопасности. Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.

Источник

О необходимости смирения при занятии молитвой

Письма преподобного Макария Оптинского.

От молитвы Иисусовой, которую ты имела при разговорах с другими, отстала. Явно, что незаметно тебе, как возмечтала об этом, так что к пользе твоей и показана тебе твоя немощь, да смиришься. Кто употребляет этот меч духовный, надо, чтобы был смирен, ибо тогда только им поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту, но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога этой молитвой со смирением.

Об уклонениях от правого пути непрестанной молитвы

"О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника". Составитель игумен Феофан (Крюков).

Два неправых способа молитвы – мечтательный и умно-головной

Первый неправый способ молитвы зависит от того, что иные действуют в ней преимущественно воображением и фантазией. Эти силы составляют первую инстанцию в движении отвне внутрь, которую следовало бы миновать, а вместо того останавливаются на ней. Вторую инстанцию на пути внутрь представляет рассудок, разум, ум, вообще – рассуждающая и мыслящая сила. Следует и ее миновать и вместе с нею сойти в сердце. Когда же останавливаются на ней, то происходит второй неправый образ молитвы, отличительная черта которого та, что ум, оставаясь в голове, сам собою все в душе хочет уладить и всем управить; но из трудов его ничего не выходит. Он за всем гоняется, но ничего одолеть не может и только терпит поражения...

Целесообразно ли заменять все правило Иисусовой молитвой

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопрос архимандриту Рафаилу (Карелину).

[12/05/2012] Борис спрашивает:

О.Рафаил здравствуйте! Пишу коротко в надежде что Господь чрез Вас меня вразумит. 

Перед началом молитвенного правила молитва Иисусова начинает действовать сама, оставляю правило и ЕЮ молюсь, но затем внимание рассеивается (много помыслов). В последнее время заменяю ЕЮ все правила в том числе и ко причащению. Но приходит помысл (особенно когда нападает дух печали и уныния, а он нападает даже после причащения), что многие скорби и попущения от духа печали, из-за того что опускаю правила и ленюсь молится по ночам.

Моё мнение (а оно может быть ошибочным и оправдывая себя словами Свт.Игнатия Брянчанинова что ЕЮ можно заменить всё), что форма молитвы не имеет особого значения, а главное постоянное обращение к Богу. И еще приходит помысл что движение Иисусовой молитвы может быть и от беса, может ли такое быть - не в прелести ли я?

Гордость в сочетании с молитвой может породить даже психические расстройства

С. Девятова. "Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы".

Архимандрит Сергий (Шевич) (1903 – 1987).

Практика Иисусовой молитвы требует руководства со стороны опытного духовного отца... «Для того, кто много молится, велик риск впасть в прелесть», – говорил старец Сергий. Духовный отец, к которому следует обращаться, должен быть не таким же практикующим (и уж тем более не приверженцем молитвенной «техники»), но тем, кто прошел все рифы и удостоился принять от Бога дар различения и может благодаря этому наверняка определить, какие молитвенные состояния являются эмоциональными, а какие – духовными, какие – от Бога, а какие – от лукавого...

Малейшая гордость в сочетании с молитвой порождает отклонения и даже психические расстройства. В связи с этим старец Сергий повторял, что практика молитвы несовместима со страстями, и что тот, кто творит молитву, пребывая, например, в состоянии гордости или нечистоты, бежит по направлению к собственной катастрофе...