О лжепрозорливости лжестарцев

А.И. Осипов. "Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике".

Свят, но не искусен…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом: «Святой Макарий Великий (IV–V вв.) говорил, что... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном... которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: “свят, но не искусен”, и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец «недостоин называться святым»(Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. I. С. 284, 285.).

Потому, предупреждает свт. Игнатий, надо соблюдать осторожность в общении с ними, не вверяться легкомысленно наставлениям таких старцев, ибо их советы могут оказаться неверными и губительными, так как эти святые люди не приобрели духовного рассуждения.

Об этом ещё в V веке со скорбью писал преподобный Нил Синайский, ученик свт. Иоанна Златоуста: «Всякое искусство для успеха в оном требует времени и многого учения. (И только) за искусство искусств (духовное наставничество. – Авт.) берутся не учась»(Нил Синайский. Слово подвижническое. Глава 22.).

Но этого сейчас, к сожалению, не знают. Слух о прозорливости какого-то человека – для очень многих уже полное доказательство, что это богомудрый старец и, следовательно, непогрешимый в своих наставлениях! И даже мысли не возникает, действительно ли это духовный человек и в какой степени можно доверять его советам. Так, несмотря на предупреждения Святых Отцов, мы опрометчиво обращаемся к «старцам». А они порой дают такие советы, которые могут быть весьма опасны для души.

В патерике описывается такой случай. Один инок был борим некой страстью. И пошёл он ко всем известному чудотворцу. И тот дал ему совет:

– Ты допусти свой страстный помысл глубоко в свою душу, беседуй с ним. А потом возьми и изгони его.

Монах послушался – и потом взвыл: так одолела его страсть. Бросился к другому подвижнику, о котором тоже все говорили, что он опытный человек. Тот выслушал его и сказал:

– Ты учти, что тот старец, к которому ты ходил, святой. А мы с тобой люди грешные. Он дал совет, который по силам и полезен духовно сильному человеку. Но поскольку мы с тобой грешные, немощные и слабые, то поступи иначе: как только приходит к тебе этот помысл – немедленно отгоняй его. Не вступай с ним ни в какую беседу!

Монах послушался и исцелился.

Вот почему Макарий Великий предостерегает, что могут быть и чудотворцы, и прозорливцы, но тем не менее не имеющие дара наставничества.

Но многие не внимают таким предостережениям и продолжают пленяться внешним аскетическим видом: седой бородой, пожилым возрастом… Что ещё нужно? Это и есть старец! Так молва живьём канонизирует человека, даже и не задумываясь над словами Спасителя: «…Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму…» (Мф.?15,?14).

Это какое-то безумное отношение к своей душе! И сколько людей находится сейчас в поисках «прозорливых»! Не пути спасения ищут, не руководителей в вопросах духовной жизни, а «предсказателей». И каждое слово их принимают как откровение Бога. Без всякого рассуждения, не имея никакого личного знакомства и опыта общения с этим монахом или священником, бросаются к нему за готовым «божественным ответом» на все вопросы жизни. И не желают понимать, сколько может быть бесовских случаев прозорливости и чудотворений. Все говорят, что он прозорливый, святой.

– А почему так решили?

– Да Марья сказала, и её подруга тоже говорит!

– А вы сами-то хоть познакомились с ним?

– Нет пока.

Вот так – ни разу в глаза не увидев, уже идут за руководством, не зная к кому. Идут почему? Прозорливый же говорит не от себя, а от самого Бога. И поэтому всё, что бы он ни сказал, есть сама истина. Сказал продавать квартиру и пожертвовать на монастырь – так и надо, а твою жизнь Бог устроит. Сказал, что с законным, но неверующим мужем, который не хочет венчаться, нельзя продолжать супружество – разводись, а детей Бог вырастит. Сказал принимать монашество – слушайся. Сказал выходить замуж за такого-то – выходи. И так лжестарцы губят множество наивных, ничего не понимающих в христианстве людей. И бегают они, бедные, по «святым», по монастырям и храмам в поисках прозорливца, который скажет им волю Божью. И не понимают, какой грех они совершают этим легковерием и какой вред и душе и телу наносят этим. И так без конца.

Священники говорят, что при этом вопросы о духовной жизни редко бывают. Поэтому здравые батюшки отвечают на вопросы, но отказываются быть духовниками кого-либо. Напротив, заражённые тщеславием, артисты, сребролюбцы охотно идут на это, даже ищут себе так называемых чад и обрастают ими как ком снега. Так рождаются лжедуховники, которые «с лёгкостью необыкновенной» дают конкретные рекомендации по всем вопросам и таким образом подчиняют себе легковерных, нерассуждающих верующих. И, как правило, такое подчинение приводит людей к многим скорбям.

Часто приходится слышать очень неприятные вещи о подобных духовниках.

Недавно один такой известный «старец» уверенно послал в Москву из другой области мать искать там её пропавшую восьмилетнюю дочку:

– Не беспокойся, она в таком-то районе Москвы, езжай!

Женщина не успела уехать – дочку её нашли в пруду утонувшей.

У другой женщины пропал брат. Тот же духовник и здесь проявил «прозорливость»:

– Твой брат в таком-то городе в областной психиатрической больнице!

Туда поехали, но его там и не было.

Знакомый священник рассказывал, как приехал к тому же «старцу» с тяжелобольной матушкой. Входит она в его келью. «Прозорливец» называет её по имени.

– Батюшка, меня не так зовут.

– Ну, неважно это! Давно пьёшь?

– Я вообще никогда не пила и не пью!

Представляете? Какую «прозорливость» демонстрирует и даже не боится ошибиться, потому что уверен в своем авторитете. И действительно, такие случаи не вразумляют людей – к этому «духовнику» продолжают ездить толпами, записываются, ждут по нескольку суток, чтобы попасть… Ведь такие вопиющие «ошибки» не афишируются, а если кто услышит – просто не поверит.

А для чего едут? Думаете, ищут спасения души? Нет. Ищут решения своих житейских проблем! Сами же такие «старцы» охотно вмешиваются во всё и «прозорливствуют»!

Сколько из-за этого разбитых семей, сколько разбитых жизней!

Одна мать приехала с 17-летним сыном к одному такому «наставнику». Едва они переступили порог, тот заявляет юноше:

– Чтобы на следующий год приехал ко мне иеродиаконом!

Для мамы слово этого «старца» – закон, потому всё сделала для того, чтобы сын стал иеродиаконом, а через год иеромонахом.

– Ну, и что же дальше? – спрашиваю женщину, рассказавшую мне про этот случай.

– Он через 3 или 4 года вернулся к маме с… женой!

А ещё старец дал благословение матери, чтобы и дочку отдала в монастырь. Она так и поступила. Но через год и дочка ушла из монастыря и вышла замуж.

Вот так направо и налево лжедуховники раздюют «повеления», решают судьбы людей: тебе – жениться, тебе – разводиться, тебе – в монастырь. И мы, несмотря на их явные ошибки, продолжаем искать их «благословений». А слепой этот старец или зрячий – нас не волнует!..

Древнее святоотеческое предание сообщает, что игуменом монастыря избирали не чудотворца и прозорливого, а человека праведной жизни и рассудительного, который, может быть, и не имел особых явных даров, но был разумным.

Рассказывается, как однажды к Антонию Великому пришли несколько старцев по очень важному вопросу. Среди насельников некоторых египетских монастырей возникла дискуссия о том, что же является самым главным в монашеском делании.

Один из опытных старцев говорит:

– Самое важное – это послушание.

Все закивали головами:

– Да, конечно, без послушания невозможно монашество.

Другой говорит:

– Самое важное – это всё-таки молитва.

Все подтверждают:

– Да, правильно, без молитвы о каком монашестве можно вообще что-либо говорить.

Третий высказывает своё мнение:

– Нет, братия, пост – глава всем добродетелям. Если не будем вести жизнь воздержанную, какая будет молитва и что проку от послушания?

Антоний молчит. Тогда спрашивают его:

– Антоний, что же ты молчишь?

И он ответил:

– Всё, что вы назвали, правильно, но без рассуждения и с молитвой можно впасть в прелесть, и с постом вознестись в гордыню, и послушание превратить в рабство. Нет добродетели без рассуждения.

Как мудро! Без духовного рассуждения, оказывается, не может быть истинной добродетели. Безрассудной добродетели не бывает.

Связанные материалы