Лжестарчество

Отзыв женщины о посещени лжестарца

Вопрос архипастырю.

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Я с сыном ездила в паломническую поездку в Чихачёво к старцу Иоанникию. В церкви один из батюшек тыкал в меня чем-то наподобие гвоздя. Что это значит, и для чего он это делал? Также старец рассказал про мой грех то, чего вообще не было. А когда я спросила, выйду ли я замуж, он не ответил на вопрос. Лишь сказал, молись, проси. Хочется знать, что это за старец такой, где за дополнительные вопросы ты должна либо остаться у них на несколько дней, либо заплатить деньги. Надежда. 

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемая Надежда! Я  много раз и писал, и говорил, отвечая на вопросы, о том, что не надо ездить ни к каким «старцам», куда некие дельцы возят людей автобусами. Это обычное коммерческое предприятие: вас везут для того, чтобы заработать на этом деньги. Что это за «старцы», кто их таковыми «назначил»? Что они делают, какими «гвоздями» тычут в горе-паломников, я не знаю. Но, к сожалению, наши православные люди предпочитают не слушать Архиерея и всё равно едут, а потом пишут возмущенные письма в епархию: «Как это так, куда вы смотрите?!». Еще раз повторю, что паломническим службам при храмах и епархии организовывать такие поездки не благословляется, никакой духовной пользы это не принесет.

Источник

Из-за лжестарца женщина совершила самоубийство

Профессор Алексей Ильич Осипов. "Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике".

И ещё: «Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании – суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может дать соответствующего себе плода в наставляемом ими».

Оказывается, немало есть духовников, которые принимают на себя роль древних святых старцев, то есть внешне копируют их поведение, не обладая их внутренними качествами. А что начинается потом? Погибают и сами, и поверившие им люди.

Недавно рассказали о страшном случае, который произошел на Украине. Там вводят новые биометрические паспорта, и некоторые «старцы» «не благословляют» своих прихожан получать их. И вот одна женщина пришла и говорит: «Батюшка, я приняла паспорт, так как без него детей не берут в школу и деньги получить невозможно. Как же жить?» Ответ: отныне ты отлучена от Церкви, потому что предалась антихристу. Женщина пришла домой и повесилась! Вот к чему приводит бездумная вера духовнику.

Об этом предупреждал и свт. Игнатий: «Если руководитель начнёт искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! – Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть!» «Не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7; 23), – завещает Апостол.

О причинах возникновения младостарчества

Священник Владимир Соколов. "Младостарчество и православная традиция".

Иван Михайлович Концевич, автор популярной книги об оптинских старцах, писал о причине возникновения лжестарчества: «Когда истинные старцы, можно сказать, отсутствуют, люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают какое-либо духовное лицо, им почему-либо симпатичное, и говорят: “Я отношусь к нему как к старцу“ (Это как раз то самое возражение, о котором пишет святитель Игнатий: «Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца» (см. выше)). Если духовник окажется трезвым, духовно честным, он резко отстранит такое отношение. Но сколько таких, которые охотно попадаются в сети, им расставляемые. Ибо это “лицедейство”, по выражению си. Игнатия Брянчанинова, ведет самозваного старца к духовной смерти. Он сам теряет почву под ногами и идет уже кривыми путями, растеряв все то, что собирал и приобретал за всю прошлую жизнь» (Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 12–13.).

Итак, первая причина возникновения такого духовничества – психология паствы. Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все, что угодно. Один инок уверял, что если старец благословит его соблудить с кем-либо или убить кого-то, то он без всякого сомнения сделает это, потому что давал обет послушания. Но такое «послушание» – форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог. И не важно, найдется ли старец, способный благословить на преступление, – беда в том, что мы внутренне на это готовы. Предпосылкой такой готовности является склонность русского человека к максимализму. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и доверчивостью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек и сам может стать жертвой бессовестного насилия.

Жители села поверили лжестарцу, предсказавшему на завтра конец света

Игумен Петр (Пиголь). "Архимандрит Павел (Груздев)".

Из рассказов отца Павла о своей жизни.

Был я уже в ссылке, в Северном Казахстане, город Петропавловск, работал там на камнедробилке. Вызывают нас как-то (были мы все административно-ссыльные) ехать в поселок Зуевку. Что такое Зуевка? Зачем ехать туда? Верст тридцать туда, сорок, а может, и больше от Петропавловска. А ехать, говорят нам, на уборочную. Но слухи такие, что случилось там что-то. Без присмотра осталась скотина, птица домашняя. Но правды нам не говорят.

А там, в Зуевке, отец Афанасий был такой, паразит какой-то. Может, он святоша был, может, еще чего? Он давно-давно туда, чуть ли не до революции попал.

И вот нас, административно-ссыльных, привезли всех на машинах в Зуевку. А там что делается! Родные мои! Коровы ревут, верблюды орут. Господи! В селе никого, все село будто вымерло. Кому кричать, кого искать, не знаем. Думали-подумали, решили. Пошли к председателю колхоза в управление, приходим к нему, а там... Скамейка посреди комнаты стоит, а на скамейке гроб. Матушки! А в нем он, председатель, лежит, головой крутит и на нас искоса поглядывает.

О Григории Распутине

Вопрос священнику.

Здравствуйте! Кем для православной церкви является Григорий Распутин?

Отвечает священник Кирилл Краснощеков, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев при СГУ.

Личность Г.Е. Распутина нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале ХХ столетия. Как бы отрицательно не относиться к фигуре самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала ХХ века: "Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих "Воспоминаниях Митрополит Вениамин (Федченков), там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах, до распущенности в богатых"[1].

О лжепрозорливости лжестарцев

А.И. Осипов. "Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике".

Свят, но не искусен…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом: «Святой Макарий Великий (IV–V вв.) говорил, что... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном... которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: “свят, но не искусен”, и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец «недостоин называться святым»(Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. I. С. 284, 285.).

Потому, предупреждает свт. Игнатий, надо соблюдать осторожность в общении с ними, не вверяться легкомысленно наставлениям таких старцев, ибо их советы могут оказаться неверными и губительными, так как эти святые люди не приобрели духовного рассуждения.

Об этом ещё в V веке со скорбью писал преподобный Нил Синайский, ученик свт. Иоанна Златоуста: «Всякое искусство для успеха в оном требует времени и многого учения. (И только) за искусство искусств (духовное наставничество. – Авт.) берутся не учась»(Нил Синайский. Слово подвижническое. Глава 22.).

Но этого сейчас, к сожалению, не знают. Слух о прозорливости какого-то человека – для очень многих уже полное доказательство, что это богомудрый старец и, следовательно, непогрешимый в своих наставлениях! И даже мысли не возникает, действительно ли это духовный человек и в какой степени можно доверять его советам. Так, несмотря на предупреждения Святых Отцов, мы опрометчиво обращаемся к «старцам». А они порой дают такие советы, которые могут быть весьма опасны для души.

Митрополит Иларион о лжестарчестве

Иеромонах Иларион (Алфеев). "Лжестарчество и тоталитарность".

Митрополит Иларион (Алфеев)

«Серьезной проблемой остается так называемое “младостарчество” – явление, связанное не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике. 28 декабря  1998 года Священный Синод принял весьма важное определение по данному вопросу, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, встречающимся у отдельных духовников. К сожалению, мы до сих пор не имеем информации о том, что это определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (из доклада на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа2000 г).

Было бы ошибкой критиковать исключительно современный секуляризм и деятельность сект, скрывая недостатки приходской жизни Православной Церкви, хотя они вовсе не являются следствием православного учения, а есть скорее нездоровый атавизм, следствие человеческой греховности и заблуждений. Об одном из этих недостатков и пойдет речь в статье.

Многие из читателей еще могли не слышать о том, что такое «лжестарчество» или «младостарчество», и дай Бог, чтобы они никогда не столкнулись с подобным, начав вести регулярную церковную жизнь (т.е. часто посещать богослужения, исповедоваться и т.д.).

Несмотря на то, что рассматриваемое явление пока еще не доминирует в Церкви, тем не менее, оно вызвало беспокойство у священноначалия РПЦ, которое на заседании Священного Синода от 28 декабря1998 г. рассматривало вопрос «о злоупотреблениях в духовнической практике, негативно сказывающихся на состоянии церковной жизни».

Митрополит Антоний Сурожский о лжестарчестве

Беседа митрополита Сурожского Антония с корреспондентом журнала «Церковь и время»[1].

Митрополит Антоний (Блум)

- Владыко, как Вы оцениваете определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года, посвященное «участившимся случаям злоупотреблении в духовнической практике, негативно сказывающимся на состоянии церковной жизни»?

- Значение этого документа трудно переоценить. Давно пора было такой документ написать. И главное, недостаточно удовольствоваться просто призывом к людям безответственным или греховно настроенным, или обезумевшим от своего «величия», связанного с саном, - надо принимать какие-то меры. Это определение совершенно справедливое и нужное, но я думаю, что за ним должны бы следовать действия. Духовники, которые своими поступками разрушают церковную жизнь, разрушают человеческие души или вносят соблазн в среду своих духовных чад, должны бы подвергнуться строгим дисциплинарным мерам. Некоторых следовало бы просто лишить права исповедовать, оставив за ними только право совершать Божественную Литургию; никакого духовного руководства они не должны никому предлагать. В случае же нарушения такого правила они должны быть окончательно запрещены в служении, потому что здесь речь идет не о том, как духовник ведет свою работу, а о том, как он строит или разрушает чужие души.

Поэтому определение Синода своевременно и очень важно, хотя оно могло быть и более резким, но за ним должны следовать дисциплинарные меры по отношению ко всякому священнику или епископу, который разрушает человеческие души, - каков бы ни был его уровень или сан. Речь не идет о том, чтобы он разрушал Церковь как таковую. Церковь - купина неопалимая, никто ее пламени не погасит; но люди могут погибнуть от таких духовников.

О лжестарчестве

Игумен Нектарий (Морозов). Лжестарчество: откуда оно и как не попасться?

Игумен Нектарий (Морозов)

Не подменять собой Господа

Духовное руководство – одна из самых сложных задач священника. Поэтому и он сам, и приходящий к нему за советом человек всегда должны помнить о мерах предосторожности. Даже трудно сказать, для кого они важней.

Каждый из нас, священников, должен очень хорошо понимать свою собственную духовную меру и отдавать себе отчет в своем личном христианском и общечеловеческом несовершенстве. Тогда мы осознаем, насколько нужно быть аккуратными во всех своих действиях по отношению к тем людям, которые ждут от нас слова о Боге и наставления в следовании за Ним.

Ведь священнослужитель даст перед Господом ответ не только за себя, но и за тех, кого Бог Сам ему вверил, и порой даже более строгий ответ. Положить в протянутую руку вместо хлеба камень или дать вместо рыбы змею – это очень страшно!

Что же касается человека, который пользуется советами того или иного священника, ему нужно, наверное, смотреть прежде всего на то, насколько священник самому себе доверяет.

Если в какой-то трудной жизненной ситуации или в каком-то сложном духовном вопросе он говорит: «Смотри, вот что об этом сказал в Евангелии Господь, святые отцы. Давай мы с тобой вместе разберемся, как тебе в этой ситуации поступать». Или же предлагает поступать так-то и так-то, но не потому, что это его пастырское мнение, а потому, что весь закон духовной жизни говорит об этом.

Священник не открывает обратившемуся к нему верующему каких-то тайн, а просто разворачивает его лицом к закону Божиему. Самому человеку не хочется смотреть в глаза собственной совести, всматриваться в свое сердце, а священник помогает ему это сделать. Но выполнить что-то за кого-то пастырь не может.

Если он пытается вас вести за собой: «Делай так, как я сказал», «Слушай меня», «Я сказал – и всё», «Почему ты меня не слушаешь?», то это и является главным основанием для того, чтобы насторожиться.

Ведь мы приходим в Церковь, чтобы научиться исполнять волю Божию. И хотя дар разумения воли Божией дается прежде всего человеку, но очень страшно бывает, когда тот, кто должен нас к Богу вести, встает между нами и Ним, пытается собой Господа подменить.

Лжестарец снимал венцы безбрачия

Беседа с епископом Паисием в эфире телеканала "Союз".

– Но иногда говорят: «Вот, живет старец, ты должен к нему съездить – он тебе откроет всю твою жизнь».

– В этом случае надо быть осторожнее. Такой лжестарец был и у меня в епархии. Он снимал венцы безбрачия и тому подобное. Это был совершенно необразованный человек, и, к большому сожалению, он пошел не туда. Прошло уже более 50 лет, как он был рукоположен в священники, и вот он начал «чудотворить».

http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-efir-ot-11-oktyabrya-2015g