Вопрос священнику в эфире радио "Радонеж". 6 апреля 2019 года.
В студии протоиерей Димитрий Смирнов. Ведущий протоиерей Александр Березовский.
Вопрос: - Скажите, как понимать слова преподобного Серафима Саровского: «Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небесех?».
о. Дмитрий: - Мы знаем, и в Евангелии такой случай описывается, про апостола Иуду, который причастился, но результат был не тот, который обычно ожидают верующие православные христиане. Поэтом, как говорит апостол, многие себе в суд или осуждение причащаются, если не различают, Чего причащаются, если без благоговения, но главное это сознание того, к Чему мы прикасаемся.
о. Александр: - А если человек в обиде, ссоре, немирном духе приступает к таинству?
о. Дмитрий: - Если он осознает глубоко с покаянием свою неправоту, и просит у Бога, чтобы Святые Тайны попалили в нем этот грех, тогда можно. А если он упорствует как в своей правоте, то лучше воздержаться.
о. Александр: - Нередко людям в тяжелой болезни кто-то советует причаститься, и вот уже зовут батюшку, без приготовления человека, который ничего не понимает в этом. Такое причастие может ему быть в осуждение?
о. Дмитрий: - Дело в том, что сама беседа священника у постели больного может его настроить его на необходимый лад. Если он совершенно далек, то священник, я думаю, сообразит, что причащать не надо, лучше о здравии молитву прочитать.
о. Александр: - А иногда человек в таком состоянии, что с ним уже и не побеседовать.
о. Дмитрий: - Тогда это на совести пастыря, как он решит.
Вопрос: - Столкнулся со странной ситуацией: священник не допустил до причастия только потому, что я причащался накануне. Основание было такое: часто причащаться нельзя, потому что это вредит человеку. Он сказал, что не знает примеров, когда частое причащение приводило бы к хорошим духовным результатам. Действительно ли часто причастие вредит человеку?
о. Дмитрий: - Это конечно не так. Главный для нас пример - как поступает наш Святейший Патриарх. Он служит чаще, чем любой священник, и чаще всех причащается. Что ж у него отрицательный духовный результат? Пусть тогда священник этот напишет письмо и предостережёт нашего Святителя, что он неправ. Это какое-то злостное суеверие.
о. Александр: - Оно очень распространено даже среди людей, которые даже друг друга пытаются удерживать. Куда ты идешь, ты же вчера причащался?
о. Дмитрий: - Туда и иду, а что такого? Это от зависти. То есть я не иду, и ты не ходи. Позиция дикая, нецерковная, противоречит канонам, принятым у нас на Вселенских Соборах.
о. Александр: - Апеллируют к традициям дореволюционным.
о. Дмитрий: - Эта традиция привела к революции. Нам такого больше не надо. Это уже было у нас.
о. Александр: - То есть та ситуация, которая сложилась в церковной среде до революции..?
о. Дмитрий: - Да, привела прямо к революции. Это прямо прямое следствие. Священник выходил с чашей, говорил «Со страхом и верой приступите», и уносил ее и сам потреблял, а народ стоял столбом. Я беседовал с одной женщиной, которая была молодой еще в революционный период. Она говорит, что сразу после революции все начали причащаться. Резко изменилось положение. Но уже не остановить было. Силы враждебные уже захватили власть.
о. Александр: - Батюшка, а если опять вернуться к пользе Причастия. Если человек в тяжелой болезни и желает причащаться каждый день?
о. Дмитрий: - Отлично. Пусть ездит в храм, причащается, исповедуется, правило читает. Все замечательно.
о. Александр: - Некоторые отказываются обращаться ко врачам, считая, что Господь послал болезнь, и Он, когда захочет, Сам ее отнимет. Насколько это правильно?
о. Дмитрий: - Очень просто. А если попал под автобус, ко врачу не надо? Так и лежать? А если дождь со снегом? Долго не пролежишь. Но разные есть чудаки. Ко Христу расслабленного спустили даже через крышу. И Он не стал им говорить, что Бог послал болезнь и пусть болеет. А взял Он его и исцелил: возьми постель и ходи. Много дикостей, к сожалению. Ум человека поражен грехом. Поэтому человек свое творчество часто направляет на противоположные цели. Способствует врагу рода человеческого.
о. Александр: - При этом с благими намерениями.
о. Дмитрий: - Этими намерениями вымощен ад в четыре слоя.
о. Александр: - Хотят Богу угодить, послужить.
о. Дмитрий: - А получается, что мостят преисподнюю.
о. Александр: - Мне кажется, из-за разночтений, которые люди слышат, порой даже в Церкви, когда один священник говорит «да-да, конечно», а другой – «ни в коем случае». И человек между двух противоположных мнений двух уважаемых им людей.
о. Дмитрий: - А надо самому читать Писания, Святых отцов, в книге о канонах Церкви, нужно просвещаться.
о. Александр: - Василий Великий замечательно о Причастии сказал. Причащаемся четыре раза в неделю.
о. Дмитрий: - Помню, конечно. Я даже себе это выписал в тетрадку, я же не знал, что придет время, когда у меня будут книги Василия Великого.