Вопрос священника архипастырю.
Здравствуйте! Я священник в одном из городских храмов. У нас ежедневные службы. Есть люди, которые причащаются ежедневно.
Кто-то из них исповедуется каждый день, кто-то раз в неделю (но в таком случае подходит и благословляется на причастие каждый раз).
Не все из них посещают вечерние богослужения.
Благочинный и по совместительству настоятель нашего храма крайне негативно относится к такому явлению, говорит, что на ежедневное Причастие нужно особое благословение духовника, говорит, что у таких людей за редкими исключениями большие духовные проблемы и пользы от Причастия им нет.
Но напрямую не запрещает их причащать, только выражает священникам свое неодобрение.
Вопрос: Можно ли причащаться человеку ежедневно, обязательно ли для этого благословение духовника, можно ли делать в таком случае послабления в подготовке (например, пост только в среду и пятницу, необязательно быть накануне вечером, читать только Последование ко Причастию)?
Отвечает епископ Антоний (Азизов), г. Волгодонск.
В первую очередь следует ориентироваться на замечательный документ, который относительно недавно был принят нашей Церковью: «Об участии верных в Евхаристии». Там есть фраза о том, что частое Причастие, за каждой Литургией, на которой присутствует верующий христианин, является тем идеалам, к которому мы стремимся. Поэтому, если находятся люди, которые находят для себя возможность ежедневно быть в храме, и желают при этом причаститься Святых Христовых Тайн, мне кажется, в этом ничего плохого нет.
С другой стороны, в том же документе сказано о том, что некая подготовка должна быть. И такое частое Причастие, конечно, требует большего духовного внимания, ибо участие в Евхаристии наших верующих тесно связано с тем, что происходит у человека в сердце и зависит от его внутреннего состояния. И здесь я соглашусь с тем, что должен быть какой-то духовный «присмотр» за человеком, который ежедневно причащается, и, наверное, на это нужно взять особое благословение.
Что касается послаблений в подготовке, то тут, я уверен, возможны заранее оговоренные компромиссы, и один из них, например, если человек регулярно и часто причащается, соблюдает пост в среду и в пятницу, постится в многодневные посты́, то специального длительного поста (кроме Евхаристического) перед Причастием, не требуется. Такое есть в практике, и мы (по крайней мере, в нашей епархии) такое благословение даём.
Вообще я глубоко убеждён, что стремление верующих к Причастию является очень хорошим, добрым признаком. На наших глазах, за последние 15 лет, практически случилось, я бы сказал, евхаристическое возрождение Русской Православной Церкви. В разы больше людей стало приступать к Таинству Евхаристии, не только в какие-то особые дни, но и за каждым воскресным богослужением. Мы видим, что желающих причаститься становится больше, и это, мне кажется, очень хороший показатель.
В своё время я где-то читал, что, если посмотреть на историю православной церкви, её нездоровье, нестроения начинались именно в такие периоды, когда люди редко причащались.
С другой стороны, есть у нас некая традиция с советских времён, — сам я сталкивался с таким не однажды — когда, например, была совершенно непонятная для меня практика отказа от Причастия верующих за ночным, например, Пасхальным богослужением. Священники мотивировали это тем, что приходят разные, возможно, неподготовленные должным образом к Причастию люди. Особенно наши почтенные отцы, привыкшие так служить в советские времена, продолжали эту практику. Хотя мы разговариваем, общаемся на эту тему, и такие ситуации сейчас практически нигде уже не встречается. И, к этому идеалу, Причастию верующих за каждой Божественной Литургией, конечно же, нужно стремиться, и к этому призывать людей.
Но я соглашусь с тем, что, когда человек ведёт такую активную Евхаристическую жизнь, тем более ежедневно причащаясь Святых Христовый Таин, конечно, должно быть внимание за ним, за его внутренним состоянием. А если человек ведёт строгую жизнь, и внимателен к себе, к своему сердцу, то почему бы ему не причащаться каждый день, если никаких духовных препятствий к этому нет.