Вопрос читателя журнала Фома.
Почему нельзя причащаться несколько раз в день? Ведь причастие – соединение с Богом, почему я не могу соединиться больше и чаще? Почему? Это же единение! Ладно, мне могут сказать, что это не принято, но почему это считается грехом? Что не так?
Отвечает иерей Виктор Никишов.
В «Известии Учительном», которое одобрено рядом Московских соборов конца XVII века и содержится в каждом служебнике, дан ответ на Ваш вопрос дан следующим образом:
"... в один день может совершить только одну Литургию и на одном престоле. Эта единичность Святой Жертвы знаменует одну смерть Христову, которую Он один раз ради нас принял, и одну Его страсть, которую за нас претерпел."
Также - и это тоже существенно для понимания Вашего вопроса – там же подробно перечислены условия для принятия святых Таин (причем несколько раз подчеркивается, что они одинаковы для священника и мирянина):
чтение определенного молитвенного правила,
участие в полном суточном круге богослужения в день Причастия,
воздержание от супружеского ложа накануне,
малоедение вечером (причем не указывается на то, какие продукты есть можно, а какие нет),
полный запрет на вкушение пищи с полуночи,
обязательная предварительная исповедь от того христианина (священника или мирянина), который впал в смертный грех. В случае же малых грехов, признавая желательность Таинства Исповеди, Служебник разрешает причащаться и так, если причастник сокрушается в своих грехах.
Самый современный документ Русской Православной Церкви на эту тему – Об участии верных в Евхаристии.
Для ответа на Ваш вопрос существенен пункт про суточный круг богослужений. Причастие является венцом и логичным окончанием суточного круга богослужения, который состоит из, как минимум, вечерни, утрени, часов и Литургию. Несколько суточных кругов богослужения за один день не служат, соответственно, и причащаться можно только один раз (подробнее о суточном круге можно прочитать в материале Какие службы входят в суточный круг?) .
На всякий случай обращу Ваше внимание на то, что, если в храме совершается утром две или даже три Литургии, их всегда служат на разных Престолах (или антиминсах) и разные священники. Один и тот же священник, поскольку непременно должен причащаться, если служит, может совершить литургию только раз в сутки.
И в завершение процитирую слова апостола Павла:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1 Кор. 11: 28–29).
Храни Вас Господь!