Вопрос священнику.
Почему сейчас не благословляют причащаться так часто, как причащались древние христиане? Нам ведь это нужно не меньше, а скорее даже больше? А по святителю Иоанну Златоусту, тогда причащались несколько раз в неделю, как современные иереи. Какие этому причины? Ведь Причастие не награда за богоугодную жизнь, а скорее - помощь, прививка для обновления естества. Но ведь тогда чем чаще - тем лучше?..
Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Действительно, Причащение Святых Христовых Таин – не награда, а дар, помощь человеческой немощи. Но в то же время это и нечто несравненно большее. А именно – встреча с Богом. И не только встреча, но и теснейшее единение с Ним, принятие Его в себя. А одно из главных условий этой встречи, того, чтобы не послужила она «в суд и во осуждение» - смиренно-покаянное расположение души человека, тот благоговейный страх, без которого любая попытка богообщения окажется греховной, прелестно-фамильярной. Человек имеет обыкновение привыкать ко всему, и к доброму, и к худому. Эта черта его может приносить в равной степени и пользу, и вред, в зависимости от того, к чему он привыкает и каковы последствия такого привыкания. И вот замечено, что многие люди, «слишком» часто причащающиеся, постепенно привыкая к святыне, теряют первоначальное чувство благоговения перед ней. В то же время, на самом деле, надолго удаляясь от Причастия, мы удаляемся от Источника жизни и всякого блага и духовно изнемогаем. Поэтому, как и во всем, здесь необходимо держаться среднего, «царского» пути: не причащаться чрезмерно часто, но и не «отлучать» себя самого от Чаши надолго. Весь вопрос в мере каждого человека, а она у каждого своя (первые века христианства – период особого духовного «горения», явных благодатных дарований, период мученичества за Христа, веры живой и сильной. Кто не согласится с тем, что мы живем совершенно в иную эпоху и что многое из возможного и естественного для древних христиан [в том числе и столь частое Причащение] оказывается непосильным для нас). Мера же человека определяется самой его жизнью и рассуждением духовника, на суд которого лучше всего и предложить вопрос о том, насколько часто необходимо причащаться именно Вам.