Вопрос священнику.
Спрашивает Ольга.
Здравствуйте. В прошлом году меня жизнь свела с человеком, у которого умерла жена и осталась 6-летняя дочь. Так получилось, что в друг друге мы почувствовали родственную душу. Стали общаться. В основном по телефону, т.к. живет на Севере. Ребенок его был в одном городе со мной. Я по возможности уделяла ему внимание, занималась. Молодой человек приезжал. Летом мы вместе путешествовали по святым местам. У него есть духовник. Но есть то, что меня тревожит. Духовник имеет большое влияние на моего друга. А мне посредством СМС-сообщения написал, что знает все мои тайные помыслы, советует быть благоразумнее, иначе я пожалею. В результате мы расстались с любимым человеком без объяснения причин с его стороны. Опять же посредником стал духовник написав мне, что тот меня не любит.
Мне без любимого тяжело очень. Вопрос, насколько сообразуется с духовным чином такое поведение священнослужителя? Мой любимый человек верующий, но почему-то пытается мне в паспорте показать знак 666. И еще: летом мы с ним ездили в Свято-Никольский скит в с. Чихачево Ивановской области к о. Иоанникию. После поездки я пыталась найти информацию об о. Иоанникии в Интернете. Высказывания противоречивые. Запуталась совсем. Насколько духовник может вмешиваться и решать дела другого человека? И как относится церковь к о. Иоанникию, которого многие почитают за старца и прозорливца. Спасибо.
2. Добрый день! Скажите, пожалуйста, 1) если священник почислен за штат по состоянию здоровья и переехал жить в другую епархию, какие права и обязанности сохраняются у него как у священника? Может ли он продолжать исполнять обязанности священника? И как долго он может быть за штатом? 2) Как относиться к словам священника, что он знает мои тайные помыслы, что у моего избранника другая судьба. и мне надо быть благоразумнее, иначе я пожалею. Эти слова присланы посредством смс. А дело в том, что он не хочет нас видеть вместе. имеет большое влияние на моего друга и тот считает его прозорливым и своим духовником. Имеет ли право священнослужитель распоряжаться чужой судьбой и делать какие-либо предсказания?
Отвечает протоиерей Андрей Спиридонов.
Уважаемая Ольга! Вы задаете довольно сложный вопрос, в котором нужно разбираться, что называется, «на месте», проверяя каждый «факт» или странность, чтобы, случайно, не оговорить того или иного духовника, ведь это еще вопрос, кто на самом деле присылал те или иные «смс» и т.д. – на самом ли деле за всем этим стоит конкретный священнослужитель нашей Церкви или это какое-то недоразумение, а то и провокация? Теперь несколько суждений общего порядка. Естественно, если от кого-либо из священнослужителей будут прямо исходить такого рода притязания или даже угроз, типа, «я знаю все твои тайные помыслы» и т.д., фактически, демонстрируя якобы «прозорливость», то с такими людьми дела иметь нельзя и лучше держаться от них подальше, потому что, по сути, это не христиане, но – самозванцы или даже хищные волки в овечьих шкурах, о которых в свое время святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что их деятельность есть «печальнейшая из комедий и душепагубное актерство», то есть – лжедуховничество, лжестарчество, которое, увы, способно увлечь в погибель духовную не только себя самих, но и тех, кто за ними слепо последует. То есть, явно авторитарный стиль духовного руководства, попытки вмешиваться в личную жизнь людей и решать судьбы – говорят, скорее, о лжедуховничестве, чем истинном пастырстве во Христе.
Что касается о Иоанникия, то я лично с ним не знаком, поэтому, основываясь на тех или иных мнениях, каких-либо однозначных суждений выносить пока не могу – именно что по причине отсутствия более или менее объективной информации. Но могу все же заметить, что некоторые настораживающие моменты в деятельности этого священнослужителя присутствуют: к примеру, педалирование темы приближающегося конце света, требование отказа от ИНН и паспортов.
Относительно того, какова может быть практика священника, отчисленного в той или иной епархии «за штат», все зависит от епископа той епархии же, куда это священник мог, к примеру, переехать. Он может быть принят в штат другой епархии или ему может быть дано временно право служить или помогать служащим священником на том или ином приходе. Нахождение «за штатом» не есть запрещение в священнослужении или извержение из сана – это, скорее, административные перипетии в жизни священника, которые могут быстро разрешиться, но могут и, по разным причинам, затянуться на долгое время.
И ещё раз повторюсь: распоряжаться судьбой других людей, если это настоящий пастырь во Христе, священник не может и не должен, за исключением редких случаев, когда этот священник, действительно, свят, а его духовное чадо полностью ему доверяет и просит, чтобы его духовник явил ему волю Божию. Да и то, надо сказать, если мы посмотрим на жизнь по-настоящему святых и прозорливых старцев, то увидим, что они никогда не навязывали известную им волю Божию, но старались, чтобы обращающийся к ним постарался осознанно и без «нажима» последовать тому, что Бог на самом деле для человека желал бы. Представить, чтобы, к примеру, покойный архимандрит Иоанн Крестьянкин слал бы кому-либо «смс» со словами «мне известны твои тайные помыслы» - просто невозможно. И не потому, что они не могли быть известны этому святому подвижнику, а потому что, как правило, настоящие святые стараются свою святость или прозорливость скрывать, а не использовать дары Божии в качестве угроз или демонстрации этих даров.