"Козни вражии или о падших духах" по творениям святителя Иоанна Златоуста. Демонское «врачевство».
Демоны не могут врачевать, им свойственно причинять боль и расстройство человеческому телу. Вот как отвечает Златоуст тем, кто ищет у демонов исцеления: «...ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело? О, если бы они не убивали человека, если бы не строили козней (против него)! Они изгнали его из рая, лишили вышней почести: будут ли же врачевать его тело? Это — насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души — ужели, скажи мне, пощадят тело? Стараются извергнуть (человека) из царства — так захотят ли избавить его от болезни? Разве ты не слышал, как пророк или, вернее, Сам Бог чрез пророка говорит, что они не могут сделать ни добра, ни зла? Но если бы они даже и могли, и хотели врачевать, — что, впрочем, невозможно, — тебе, однако ж, не следует из-за малой и скоропреходящей пользы навлекать на себя бесконечную и вечную погибель. Ужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Нехороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании (тела) и раздражаешь Бога, сотворившего тело! Не легко ли же какому-нибудь нечестивому человеку своим врачебным искусством увлечь тебя к поклонению языческим богам? И язычники своим искусством часто вылечивали от многих болезней и восстановляли здоровье недужных. Что же? Неужели поэтому должно принимать участие в их нечестии? Нет. Послушай, что Моисей говорит иудеям: „ Аще же востанет в тебе пророк или видяй соние, и даст тебе знамение или чудо, и приидет тебе знамение или чудo, еже рече к тебе, глаголя: "Идем, да послужим богом иным, ихже не весте" — да не послушаете глагол пророка того или видящаго сон той" (Втор. 13, 1-3). Эти слова означают вот что: если явится какой-нибудь пророк и сотворит чудо, например воскресит мертвого, или очистит прокаженного, или исцелит расслабленного, и, по совершении чуда, будет склонять тебя к нечестию, — не верь ему из-за совершенного им чуда. Почему? Яко искушает Господь Бог твой вас. еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею (Втор. 13, 3). Отсюда видно, что демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания не потому, чтобы Бог не знал (тебя), не чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления. И что говорить об излечении тела? Если бы кто-нибудь грозил тебе геенною, чтобы принудить тебя отречься от Христа, не соглашайся; если бы обещал царство, только бы отвлечь тебя от единородного Сына Божия, отвратись и возненавидь его, будь учеником Павла, поревнуй тем словам, которые громко произнесла эта блаженная и доблестная душа: „Известихся бо, — говорил он, —яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашеми (Рим. 8, 38, 39). Его не могли отлучить от любви Божией ни ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь, а тебя отлучает врачевание тела? Какое же будет нам извинение? Христос должен быть для нас страшнее и геенны, вожделеннее и царства. Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы: доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит он бессмертной душе. Как похитители людей, предлагая маленьким детям лакомства, пирожки, игорные кости и другое тому подобное и чрез это приманивая их к себе, часто лишают их свободы и самой жизни, так и демоны, обещая человеку уврачевать тело, совершенно губят спасение души его. Но мы не потерпим этого, возлюбленные, напротив, всячески постараемся избегать нечестия. Не мог ли Иов, согласно убеждению жены, произнесть хулу на Бога и освободиться от постигшего его несчастья? „Рцы, — говорила она, — глагол некий ко Господу и умри"(Иов. 2, 9). Но он решился лучше страдать, и мучиться, и перетерпеть невыносимый тот удар, нежели произнести хулу на Бога и избавиться от тяготевших на нем бедствий. Поревнуй ему и ты: пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол, не склоняйся, не уступай, как и тот праведник не послушался жены; нет, решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив, чтобы и тебе услышать: „Мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив?"(Иов. 40, 3)»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 658-660). «Это сказано нами к тем, которые хвалятся и говорят, что демоны исцеляют. А чтобы тебе увериться, что и это неправда, послушай, что Христос говорит о диаволе: “Он человекоубийца бе искони”(Ин. 8, 44). Бог говорит: человекоубийца, а ты бежишь, как к врачу? Какой же, скажи мне, дашь ответ на обвинение в том, что обманам этих людей веришь более, нежели изречению Христа? Если Бог говорит, что (диавол) человекоубийца, а эти люди, вопреки Божию решению, говорят, что он может врачевать болезни, и ты принимаешь их чары и волшебные лекарства, то таким поступком своим ты показываешь, что им веришь более, нежели Христу, хотя и не высказываешь этого словами. А если диавол — человекоубийца, то, очевидно, таковы же и служители его — демоны. Это Христос показал тебе на самом деле: когда Он позволил им войти в свиное стадо, они все это стадо потопили в море (См. Лк. 8, 33), дабы ты знал, что они то же сделали бы и с людьми и тотчас погубили бы их, если бы Бог позволил им. Но вот Он удержал и обуздал их и не позволил им делать что-либо такое. Это и доказали они, когда получили власть над свиньями, ибо, если они не пощадили свиней, тем более не пощадили бы нас»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 757). Поэтому, если даже боль нестерпима или болезнь смертельна, обращаться к знахарям и чародеям не только бесполезно, но и губительно для человека. Ведь «мы для того и называемся христианами, чтобы нам повиноваться Христу, а не для того, чтобы бегать к этим врагам... лучше умереть, нежели прибегнуть к врагам Божиим и чрез них получить исцеление. Какая, в самом деле, польза вылечивать тело, когда гибнет душа? Какая выгода здесь (на земле) получить некоторое облегчение, а там быть отосланным в огонь неугасающий?»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 750-751)
Еще устами пророка Моисея Господь призывал иудеев не слушать кудесников, не ходить вслед всяких «пророков» и чародеев, «ибо чрез сие искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа»(См. Втор. 13, 1-3).
«А любящему свойственно не оставлять любимого, хотя бы старающиеся отвлечь нас от него воскрешали и мертвых. Если же Бог так говорил иудеям, тем более — нам, которых Он привел к высшему любомудрию, которым отворил дверь воскресения, которым повелевает не привязываться к настоящему, но все надежды устремлять к жизни будущей»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 751). «Итак, возлюбленный, не увлекайся их обольщениями, но будь тверд в страхе Божием. Как войдешь ты в синагогу? Если запечатлеешь лице свое (крестным знамением), тотчас убежит вся вражия сила, обитающая в синагоге, а если не запечатлеешь, то уже три самом входе ты бросишь свое оружие, и тогда диавол, нашедши тебя беззащитным и безоружным, причинит тебе множество зла. Но к чему нам говорить об этим? Что и сам ты считаешь величайшим грехом идти в нечистое то место (синагогу), это видно из того, как ты отправляешься туда. Ты стараешься уйти туда тайно и слугам, и друзьям, и соседям запрещаешь доносить на тебя священникам, а если кто донесет, сердишься»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 752).
Святитель считает, что такой человек ставит под удар насмешек иудеев не только себя, но и само христианство. «Можно ли же, скажи мне, терпеть, можно ли сносить это? Если бы надлежало тысячу раз умереть, если бы надлежало вытерпеть самые тяжкие страдания, не лучше ли было бы перенести все эти страдания, нежели сделаться предметом насмешек и поруганий для этих нечестивцев и жить с нечистою совестью? Говорю это не для того, чтобы вы только слушали, но чтобы врачевали болящих этим недугом»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 757-758). Если же болезнь твоя настолько нестерпима, то вспомни Иова: «Тебя мучит и терзает болезнь телесная? Но ты еще не потерпел столько, сколько блаженный Иов, (не потерпел) даже и малейшей части (страданий) его. У него, после того как вдруг погибли стада овец и волов и все прочее (имущество), похищены были и все дети — и все это случилось в один день, чтобы не только свойством искушений, но и непрерывным следованием их подавить подвижника. А после всех этих потерь, он, получив неисцельные язвы на теле, видел, как из тела его выползали черви, нагой сидел на куче навозной и представлял для всех зрелище бедственности — он, человек праведен, истинен, богочестив, уда-ляяйся от всякия лукавмя вещи(Иов. 1, 1). Но бедствия не остановились и на этом, нет; присовокупились болезни дневные и ночные, и мучил его какой-то странный и необыкновенный голод. „Смрад бо зрю, — говорил он, — брашна моя"(Иов. 6, 7). Далее ежедневные поношения, ругательства, брань, смех. „Слуги мои, — говорил он, — и сыны подложниц моих восстали на меня"(См.: Иов. 19, 16-18); потом ужасы в сонных видениях, какое-то непрерывное волнение в мыслях(См.: Иов. 7, 14). И от всех этих бедствий жена обещала ему избавление, говоря так: „Рцы некий глагол ко Господу и умри "(Иов. 2, 9), произнеси то есть хулу на Бога и освободишься от тяготеющих над тобою бедствий. Что же? Этот совет поколебал ли святого мужа? Напротив, только более укрепил его, так что он еще укорил жену свою. Он хотел лучше скорбеть, бедствовать и терпеть бесчисленные несчастья, нежели богохульством приобресть избавление от столь многих бедствий»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 751-752). Вспомним расслабленного и Лазаря. «Так и находившийся в болезни тридцать восемь лет (расслабленный) ежегодно приходил к купели и всякий раз уходил, не получив исцеления; видел ежегодно, что другие, имея много прислужников, исцелялись, а он постоянно оставался в расслаблении за неимением, кто бы помог ему. И несмотря на это, он не прибег к волшебникам, не пошел к чародеям, не навязал на себя перевязок, но ожидал помощи от Бога, поэтому и получил наконец чудесное и необычайное исцеление(См.: Ин. 5, 5-9). А Лазарь постоянно томился голодом, болезнью и одиночеством не тридцать восемь только лет, но целую жизнь, так он умер, лежа у ворот богатого, терпя презрение и насмешки, терзаемый голодом, брошенный как бы на съедение псам, потому что тело его так расслабело, что он не мог отгонять и собак, которые прибегали и лизали гной на нем. И, однако, он не искал волхвователя, не обвешивал себя привесками, не прибегал к волшебству, не приглашал к себе чародеев и не делал, вообще, чего-либо запрещенного, но решился лучше умереть в этих бедствиях, нежели хоть сколько-нибудь изменить благочестию(См.: Лк. 16, 20-21). Чем же извинимся мы, если в то время, как эти люди терпеливо перенесли столько несчастий, мы, либо из-за лихорадки, либо из-за ран, бежим в синагоги(В те времена иудеи часто занимались магией) и приглашаем в свои дома чародеев и волшебников? Не слышал ли ты, что говорит Писание? “Чадо, аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи, в болезни и бедности на Него уповая буди. Яко во огни искушается злато, тако геловецы приятны в пещи смирения” (Ср.:Сир. 2, 1-5). Если ты побьешь своего слугу, а он, получив тридцать или пятьдесят ударов, тотчас с воплем потребует освобождения или оставит тебя, своего господина, и уйдет к другому кому-либо из числа твоих недругов, и этим раздражит (тебя): может ли он, скажи мне, получить прощение? Может ли кто заступиться за него? Никак. Почему же? Потому что господин имеет право наказывать слугу; да и не поэтому только, но и потому, что если уже надобно было (слуге) прибегнуть (к кому-нибудь), так не к врагам, не к ненавистникам, но к искренним друзьям (господина)»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 752-753). «Вспомним, сколько страдали праведники. Но если горячка жестока? Так сопоставь с этой горячкой огонь гееннский, которого ты, наверно, избегнешь, если порешишь терпеливо вынести эту болезнь. Вспомни об апостолах, сколько они страдали, вспомни о праведниках, как они постоянно были в скорбях. Вспомни о блаженном Тимофее: он никогда не имел покоя от болезни, но жил в постоянном недуге. На это-то указывая, Павел говорил: „Мало вина приемли стомаха ради твоего и частых твоих недугов"(Тим. 5,23). Если же такой праведник и святой, которому вверено было управление вселенною, который воскрешал мертвых, изгонял демонов и исцелял других от бесчисленных болезней, если он страдал так тяжко, то какое извинение будешь иметь ты, который и в кратковременных болезнях смущаешься и ропщешь?»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 755-756) Ведь многие болезни посылаются нам за грехи наши и мы должны их переносить, не прибегая за помощью к врагам Божиим. «И ты, как увидишь, что Бог наказывает тебя, прибегай не к врагам Его — иудеям, чтобы не раздражить Его еще более, но к друзьям Его — мученикам, святым угодникам Его, которые имеют к Нему великое дерзновение. Но что говорить о слугах и господах? Сын не может сделать этого: из-за побоев от отца и отказаться от родства с ним... Нет, сколько бы побитый сын ни жаловался, все говорят ему такие слова: “Тебя побил отец и господин, который властен сделать все, что ему угодно, и должно (тебе) все переносить с кротостью”. Так слуги переносят от господ и сыновья от отцов часто даже и тогда, как они наказывают их несправедливо; а ты не потерпишь наказания от Бога, Который и выше (всех) господ, и любит тебя 6саь-ше (всех) отцов, Который все предпринимает и делает не по гневу, но для (твоей) пользы? Напротив, лишь случится какая-нибудь легкая болезнь, тотчас уклоняешься от Его владычества, бежишь к демонам и спешишь в синагоги?! Можешь ли получить, наконец, прощение? Как будешь в состоянии опять призвать Его? Может ли кто и другой, хотя бы имел дерзновение Моисеево, попросить за тебя? Никто. Разве не слышишь, что Бог говорит Иеремии об иудеях? „Не молися о людех сих, яко, аще станут Моисей и Самуил, не услышу их"(Иер. 7, 16; 15, 1). Так есть грехи, которые выше всякого прощения и не могут быть оставлены. Не будем же навлекать на себя столь великого гнева (Божия)» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 753). Если даже, в результате обращения к чародею, и прекратится болезнь в теле, то угрызение совести будет нестерпимо. «Притом иудеи хотя бы по видимому и прекращали горячку (в теле) своими чарами, на самом-то деле они не прекращают, зато вводят в совесть другую жесточайшую горячку, так как мысль каждый день будет уязвлять тебя, совесть — мучить и говорить: “Ты поступил нечестиво, совершил беззаконие, нарушил завет со Христом, из-за легкого недуга изменил благочестию. Разве ты один подвергся этому? Не гораздо ли более тебя потерпели другие? Однако же никто из них не отважился на подобное (твоему) дело, а ты, слабый и изнеженный, сгубил душу свою. Как ответишь Христу? Как призовешь Его в молитвах? С какой совестью, наконец, войдешь в церковь? Какими глазами будешь смотреть на священника? Какою рукою прикоснешься к священной трапезе? Какими ушами станешь слушать читаемое там Писание?”
Вот что будет ежедневно говорить тебе терзающая мысль и мучащая совесть. Какое же это здоровье, когда внутри у нас столько обвинителей? Но если потерпишь немного, если отвергнешь и с великим бесчестием выведешь из своего дома тех, кто захотел бы или наговорить тебе какое-нибудь чарование, или обвязать тело какою-либо перевязкою, сейчас получишь росу (успокоения) от совести. Пусть горячка жжет сколько угодно — твоя душа доставит тебе прохладу лучше и спасительнее всякой росы, всякой влаги. Как по принятии волшебного снадобья ты, если и выздоровеешь, будешь чувствовать себя хуже больных горячкою от мысли о грехе, так и теперь, отвергши тех нечестивцев, хоть и будешь страдать горячкою и терпеть множество бедствий, почувствуешь себя лучше всякого здорового оттого, что мысль твоя будет светла, душа весела и радостна, совесть станет тебя хвалить, одобрять и говорить: „Хорошо, хорошо, друг мой, раб Христов, верный муж, подвижник благочестия, готовый лучше умереть бедственно, нежели изменить вверенному (тебе) благочестию; в тот день (суда) ты станешь с мучениками". Они порешили терпеть бичевания и пытки, чтобы получить честь (от Бога); и ты сегодня порешил терпеть удары и муки от горячки и ран, только бы не принять нечестивых чарований и перевязок; и, питаемый этими надеждами (на вечные награды), ты не будешь и чувствовать тяжких болезней. Если не унесет тебя эта горячка, то унесет, конечно, другая; если не умрем теперь, умрем после. Тленное получили мы тело не для того, чтобы из-за его болезней увлекаться к нечестию, а для того, чтобы его болезнями утверждаться в благочестии. Самая тленность и смертность тела послужит нам, если только будем благоразумны, основанием славы и доставит в день (судный) великое дерзновение, и не только в тот день, но и в настоящей жизни. Ибо, когда ты выгонишь волшебников из дому с великим бесчестием, все, услышав об этом, похвалят тебя, подивятся и скажут друг другу: такой-то в болезни и недуге, хотя некоторые просили его, убеждали и уговаривали воспользоваться какими-то волшебными снадобьями, не принял их, но сказал: лучше умереть так, чем изменить благочестию. Затем последуют многие рукоплескания от слушателей, которые все будут изумляться, прославлять Бога. А это скольких статуй будет для тебя почетнее, скольких картин славнее, какой чести знаменитее? Все (и тебя) похвалят, ублажат и увенчают — и сами будут лучше, поревнуют и станут подражать твоему мужеству. Если и другой сделает то же (что ты), награду получишь именно ты, как сделавший почин к этой ревности. Впрочем, последствием твоего доброго дела будут не одни только похвалы, но и самое скорое прекращение болезни, потому что и самая доблестная решимость твоя подвигнет Бога к большему благоволению, и все святые будут сорадоваться твоему усердию и из глубины сердца молиться о тебе»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 753-755). И какое воздаяние можешь получить ты за терпение болезни в будущей жизни! “Если же здесь такие награды за мужество, то подумай, сколько венцов получишь там, когда Христос, в присутствии всех ангелов и архангелов, придет, и взяв тебя за руку, выведет на средину того зрелища, и вслух всем скажет: „Этот человек, объятый некогда огневицею, когда весьма многие убеждали его излечиться от болезни, ради Моего имени и страха, чтобы не оскорбить Меня как-нибудь, отверг и презрел обещавших вылечить его (волшебными) средствами и порешил лучше умереть от болезни, нежели изменить любви ко Мне”. В самом деле, если (Христос) выводит на среду (прославляет) тех, которые напоили Его, одели и напитали, тем более тех, которые ради Него порешили потерпеть мучения огневицы. Не все равно: дать ли хлеб и одежду или вытерпеть продолжительную болезнь? Нет, последнее гораздо труднее первого. А чем больше труд, тем блистательнее будет и венец. Об этом-то будем и сами размышлять, и здоровые и больные, и с другими говорить; и как увидим себя когда-либо в тяжкой горячке, скажем себе вот что: “А что, если бы кто взвел на нас обвинение, затем повлекли бы нас в суд, а там схватили бы и начали бить по бокам, не пришлось ли бы нам, и поневоле, вытерпеть все, и притом без всякой пользы и награды?” Так будем рассуждать и теперь, будем притом представлять себе и награду за терпение, которая может ободрить и впавшую (в уныние) душу»( Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 755). Более того, такое терпение вменяется Господом, как мученический подвиг. «Не слышал ли ты, как Писание говорит, что егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6)? Как многие и сколько раз хотели получить мученический венец? Вот это (терпение в болезни) настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление (от мучителя) принести жертву (языческим богам), порешил лучше умереть, чей принести эту жертву, нет, мученичество очевидно есть и то, когда человек вообще соблюдает (ради Христа) что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть.
А чтобы увериться тебе, что это точно так, вспомни, как умер Иоанн (Креститель), отчего и почему, и как — Авель. Ни тот, ни другой из них не видел ни горящего жертвенника (идольского), ни стоящего идола и не был принуждаем принести жертву демонам, но один усечен в главу за то только, что обличил Ирода, а другой убит за то, что принес Богу лучшую жертву, нежели брат его. Ужели же они не получили мученических венцов? Кто осмелится сказать это? Самый род смерти их может удостоверить всех, что они стоят в лике первых мучеников. Если же ты хочешь видеть и Божие о том определение, послушай, что говорит Павел; а что вещает он, то, .очевидно, есть (вещание) Духа: „Мнюся бо и аз, — говорит он о себе, —Духа Божия имети"(1 Кор. 7, 40). Что же говорит Павел? Начав с Авеля и сказав, что он множайшую жертву… паче Каина принесе Богу… и тою умерый еще глаголет (Евр. 11, 4), затем перешедши к пророкам, дошедши до Иоанна, и сказав: „убийством меча умроша, друзии же искушени 6иша” (Ср.: Евр. 11, 37) — и упомянув о множестве различных смертей, Павел заключил так: „Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей (мучеников), гордость всяку отложше, терпением да течем"(Евр. 12, 1). Видишь, что он мучениками назвал и Авеля, и Ноя, : и Авраама, и Исаака, и Иакова. Ибо и они так же умерли ради Бога, как и Павел говорит о себе: „По вся дни умираю” (1 Кор. 15, 31), — хотя он не умирал на самом деле, но только готовностью (умереть) терпел смерть. Так и ты, если отвергнешь волхвования, чары и во-I рожбы и умрешь от болезни, будешь совершенный мученик, потому что, когда обещали тебе выздоровление посредством нечестия, ты порешил лучше умереть с благочестием» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 756-757). Представь себе мученика, который стоит перед выбором: поклониться идолу или умереть под пытками. «Ты впал в тяжкую болезнь, и многие приходят к тебе и убеждают унять боль: одни — заговорами, другие — привязками, третьи — иным чем-либо? Но ты, ради страха Божия, перенес (болезнь) мужественно и непоколебимо и решился лучше претерпеть все, нежели позволить сделать что-нибудь идольское? Это доставляет тебе мученический венец, и не сомневайся в этом. Как это и каким образом? Я скажу тебе. Как тот мужественно переносил боль, причиняемую пытками, чтобы не поклониться кумиру, так и ты переносишь страдания, причиняемые болезнью, чтобы только не нуждаться ни в чем таком, что она предлагает, и не исполнять ее повелений. Но первые (страдания) сильнее? Зато последние продолжительнее, следовательно, равносильны. А часто даже последние бывают сильнее. В самом деле, скажи мне, когда внутренний жар мучит и палит и ты, несмотря на убеждения других, отверг нашептывания, то не мученический ли венец возложил на себя?»(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 501-502)