Из интервью журналу "Профиль", 2000 г.
Ваше Святейшество, наше общество сегодня просто-таки болеет интересом к разного рода народным целителям. Насколько оправданно резко негативное отношение церкви к целительству, если учесть, что многие из целителей являются верующими? Известно, например, что Григорий Распутин успешно лечил царевича Алексея. Многие святые обладали даром исцелять. Возможно ли сегодня отделить православных целителей от шарлатанов?
Алексий Второй: Да, многие святые исцеляли – прежде всего молитвой. Помогали они болящему и духовным советом, ведь очень часто наши недуги происходят от грехов, от неправильного образа жизни. Точно так же и сейчас есть пастыри и иногда миряне, наделенные даром молитвы о болящих и даром наставления. Однако к феномену целительства нужно подходить очень осторожно. Если имеет место колдовство, происходят какие-то магические манипуляции с иконами, крестами, фотографиями, то мы обычно сталкиваемся с шарлатанством, которое злоупотребляет авторитетом православной церкви, пользующейся безграничным доверием. В результате люди, возможно, сначала чувствуют некоторое облегчение, а потом еще сильнее страдают духовно и физически.
Как отличить человека, получившего от Бога дар исцеления, от колдуна, движимого злыми силами? “По плодам их узнаете их”,- говорит Господь (Мф. 7:16). Если вокруг целителя происходит ожесточение, процветает алчность, если люди жалуются на духовную опустошенность, значит, лучше не прибегать к его помощи. Кстати, именно вражда и озлобление сопровождали деятельность Григория Распутина, отношение к которому у Церкви не может быть благосклонным хотя бы потому, что он противопоставил себя ее каноническому Священноначалию.
Истинный христианин, желающий здоровья ближнему, одновременно помнит, что Бог часто посылает болезни для нашего испытания, назидания и исправления. Поэтому, молясь об исцелении болящего, Церковь просит Господа явить Его волю, которая несет человеку добро даже тогда, когда он сам этого не понимает. И телесная смерть не всегда является злом.
Когда же некто пытается запрограммировать положительный исход болезни, обещая исцеление и даже давая хорошо оплачиваемые гарантии, такой врачеватель не имеет ничего общего с Церковью.
Наконец, в православии основными исцеляющими средствами считаются таинства покаяния, евхаристии и елеосвящения, ведущие к очищению души и благотворному изменению жизни. Если целитель об этих таинствах даже не упоминает, его вряд ли можно считать глубоко верующим человеком.
https://mospat.ru/archive/2000/04/nr004281/
Письмо Патриарха Алексия II главному редактору журнала "Закон и право" Н. Д. Эриашвили. Февраль 1998 года.
Уважаемый Нодари Дарчоевич!
Вопрос, который Вы попросили разъяснить читателям журнала, весьма важен, ибо затрагивает существо православной веры, тонкую сферу отношений человека с Богом.
В современной России, где многие пока не имеют достаточного православного образования и воспитания, претензии псевдопрорицателей и лжецелителей на близость к православной традиции представляют немалую опасность. Само упоминание о Боге, о Церкви в саморекламе манипуляторов человеческими душами порождает множество заблуждений. В результате таких фальсификаций человек, доверяющий Православию, может легко попасть в сети лжеучителей. Должен совершенно ясно сказать: не имеющие профессионального удостоверения "целители" и тем более любые "прорицатели" не имеют одобрения Православной Церкви.
Да, христианин не должен отвергать врачебную помощь, в том числе оказываемую методами, не типичными для современной медицины,- вспомним, что многие святые и Сам Господь Иисус Христос исцеляли не медикаментами или скальпелем, но словом и духовной силой. В Священном Писании читаем: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир. 38, 4). Но, как правило, современные "нестандартные целители" вторгаются в тело и душу человека, не зная, какой силой действуют, а подчас даже прямо служа врагу рода человеческого - диаволу. Кощунственно упоминая имя Божие, злоупотребляя крестами и иконами, эти люди творят дела, глубоко противные христианской вере,- призывают неведомых духов, занимаются колдовством, настраивают друг против друга родственников и знакомых. Влияние таких "лекарей" на человеческую жизнь обычно бывает разрушительным: даже облегчая на время какую-либо болезнь, они наносят непоправимый вред всему телесному и душевному существу человека. Мне приходилось встречать немало людей, совершенно больных физически и психически, но утверждающих, что исцелены "магами". "колдунами" и "экстрасенсами".
Конечно, бывают случаи, когда Бог дает человеку талант лечения недугов плоти новыми способами, а современная ему признанная обществом медицина не признает эти методы полезными. Ну что же, испытанием истинного таланта является долг доказательства. Но - честными путями. Православная Церковь принципиально отвергает астрологию, гадание и другие подобные лжепророчества. Независимо от того, сбываются ли случайные или сделанные на основе знания реальных биографических фактов и закономерностей предсказания или нет, они несут в себе опасность сковывания человеческой воли, направления ее не по пути свободного и осознанного выбора, а в сторону покорности "судьбе".
Само понятие "судьба" не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена - Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути. Рассуждения же о том, что мы совершаем добрые или злые поступки только потому, что повинуемся звездам или родились в определенный день,- подавляют в нас свободу выбора, делают рабами предсказаний, отвращают от нравственного совершенствования. Любой грех можно оправдать гороскопами, а неделание добра - результатами гаданий. К сожалению, мода на такой способ морального самооправдания отнюдь не нова. Святитель Василий Великий, учитель Церкви IV века, обличал тех, кто ищет в небесных светилах указания "о жребиях жизни". Святой писал: "Если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не повинен в преступлении..."
Когда очередной лжепредсказатель ссылается на способность многих святых подвижников духовным взором предвидеть грядущее, он обычно забывает, что их пророчества не ограничивали человеческой воли и вообще обычно не указывали на однозначное развитие событий, оставляя возможность для многообразного действия Божеского и человеческого. Предсказания же времени конца света вообще не свойственны Церкви, ведь Господь сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).
Всем, кто ищет духовного здравия, кто желает с надеждой смотреть в будущее, не прекращающееся и за гробом,- посоветовал бы прийти в истинную Православную Церковь, где каждый может получить врачевство душевных ран, часто бывающих причинами телесных болезней. В Церкви Христовой человеку открывается богатство Божией благодати. И познавший ее уже не нуждается в "помощи" сомнительных или откровенно бесовских сил, в гаданиях и магии или в беспокойном исследовании "судьбы". Ибо, по слову Спасителя, подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13, 45-46).