Монахиня приняла теплоту в сердце за благодатную

Письма преподобного Льва Оптинского.

12.

Достопочтеннейшая о Господе мати О.! Писание твое, от 25 февраля пущенное, мною получено; в нем ты описываешь свое душевное устроение и смущение, просишь моего совета и мнения, что с тобою происходит и какое средство употребить к исцелению. Не зная в точности, какую ты проходила жизнь и делание, нельзя совершенный дать совет; но сколько можно понимать от плодов, твое неустроение происходит от вражией прелести, попущением Божиим за высокоумие наведенное.

Верно, ты прежде времени старалась снискать безмолвие и проходила умную, но самочинную молитву, ища прежде времени высокого устроения и дарований, каковые даются проходящим только истинную молитву, и, между прочим, ощутив в сердце некое сходственное движение, принимала оное за благодатное; затем, услаждаясь им, пришла мало-помалу в таковое устроение. Но хотя бы и точно благодатное было устроение, и это весьма опасно до времени принимать без вопроса о сем рассудительных; ибо что мы безвременно взыщем, того и во время с трудом не можем получить. Ты, прочитавши о делании сем, оставила то, чем должно прежде предостеречь себя от прелести, между тем, как это последнее те же отцы советуют, т. е. – понуждая себя на безмолвие и молитву, ты не старалась о исцелении страстной, яростной части (раздражительности) и не познавала, что она в тебе действует. Исцеляется же она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением. Святый Иоанн Лествичник пишет: «Кто ощущает себя склонным к гневу, ярости, мщению и лукавству, тот ниже да зрит след безмолвия»; и в 4 степени паки: «Загляни в помышления неискусных послушников и обрящешь тамо мысль заблужденную: обрящешь в них желание безмолвия, жесточайшего лощения, неразвлекаемые от разных мыслей молитвы, совершенного славы суетной отвержения, незабвенные смертные памяти, беспрестанного о грехах сокрушения, наикротчайшего безгневия, глубокого молчания и превосходнейшего целомудрия. Они при вступлении в иноческий подвиг сих добродетелей, по особенному Божию промыслу, не достигнув, напоследок, в намерении обманувшись, вовсе от него отпадают. Ибо враг внушает им искати их прежде времени с тем, да по довольном в оном обращении в настоящую пору оных не получат».

Ты, верно, ощутив теплоту сего в сердце или персех, приняла ее за благодатную, но вместо того оказалось – жжение прелестное. И сие, совокупляясь с яростною частью, повредило твое устроение. Полагаю, от того происходит у тебя и безсонница, что сердце, трогаясь оным жжением, не имеет мира, но тревожась, лишает тебя успокоения, да и каждая малость трогает тебя и смущает. Послушай учение свв. Отцов, которые, возбуждая к безмолвию и молитве, между тем предостерегают и от прелести и советуют не искать безвременно того, что дается по времени и со смирением проходящим сие делание. Именно св. Исаак Сирин во 2-м слове пишет: «Деяние креста сугубо есть, и есть вещь сия по сугубству естества, разделяемого на две части. И ово убо ко еже претерпети скорби плотския, исполняемые действом яростные части души есть и нарицается – деяние, ово же тонким деланием ума, и божественным обретается приснопоучением и пребыванием молитвы и прочими, еже содевается желательною частью и нарицается видение. И едино убо, сиречь деяние, страдательную часть145 души очищает силою ревности; другое же действо любве душевные еже есть привожделение естественно, еже процеждает 146 мысленную часть души. Кийждо убо прежде совершенного обучения в первей части, приходя к оней вторей за сладость ея рачительне, да не глаголю от лености, гнев 147 находит нань, за еже не умертвити прежде уды своя, еже на земли, то есть еже исцелити немощь помыслов терпением делания досады креста. Дерзнул бо есть возмечтати в уме своем славу креста. Сие же есть, реченное от древних святых: яко прежде неже умолкнути чувствам от немощи, аще восхощет ум взыти на крест, гнев Божий приходит нань. Восхождение еже на крест, наводящее гнев, не первою частью терпения скорбей, еже есть распятие плоти, но еже взыти в видение, еже есть вторая часть по исцелении души бываемая. Его же ум осквернен есть страстьми бесчестия и течет еже возмечтати умом своим мечтания помысл, запрещением заущавается148, за еже не быти первее чисту умом скорбьми, и покорити похоти плотския, но от слуха ушес, и чернила письмен потече прямо лицу своему149, еже пойти в путь исполнен мраков и сам слеп сый очима. И здравствующий бо зрением и исполненнии света, и стяжавший наставников благодати и тии в беде суть нощь и день; внегда очеса их исполнена суть слез, и в молитве и плаче изработают весь день, и в нощи страха ради путешествия и стремнин ради крепльших150 сретающих тех, и образов истины обретаемых смешенных с лицемерными образы». Из чего видно, что за оставление делания первой части подвига противу страстей гнев Божий находит, а сей гнев заключается в лишении мира и спокойствия. И св. Григорий Синаит в Слове о безмолвии151 в 7 главе пишет: «Несть – чудно прельститися кому новоначальну и по мнозех трудех, за неже бысть мнозем и нынешним, и древним, Бога взыскующим. Ибо память Божия, сиест умная молитва, – выше всех деланий есть, сия есть и добродетелей глава, яко любы Божия. И иже безстудне и дерзостне хотяй к Богу внити и исповедати Его чисте и стяжати Его в себе нудяся, удобь умерщвляем есть сицевый от самех бесов, глаголю, аще попустится; дерзновенно бо и дерзостно паче устроения своего, взыскав с кичением понуждается до того паче времени доспети... со смирением, паче же с повиновением и вопрошением искусных бывает сие чудное дело. Да не како вместо пшеницы терние отай пожнет, и горесть вместо сладости, и вместо спасения обрящет погибель. Сильных бо и совершенных есть противоборствовати присно бесом и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6, 17) выну на них возпростирати».

«Сего ради внимай, да не приложиши веровати чесому, согласуяся с тем вскоре, аще и благо есть, прежде вопрошения искусных и истязания многа, яко да не вред приимеши; но пребывай негодуя к тому присно, блюдя ум твой необразован, безвиден, невообразителен... Узревый бо что в мысли или в чувстве, аще ведущих – удобь прельщается или прельститися хощет, яко удобоприятелен... Бог бо не негодует на иже опасно себе внимающего прелести ради, аще сице и не приимет, еже от Него, кроме вопрошения и многа испытания, но паче похваляет, яко премудра, аще на неких и негодова. Не всех же должен есть вопрошати, но единого, ему же вверено есть и других окормление и житием блистающа, убога убо суща, многи же богатяще, по Писанию» (2Кор. 6, 10)... многогрешный И. Л.

Связанные материалы