Чем отличается состояние молитвенного восторга от прелести?

Протоиерей Димитрий Смирнов

Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-10-03), радио Радонеж.

Вопрос радиослушателя:

Вот не понимаю: чем отличается состояние молитвенного восторга от прелести. Вот в книге старца Паисия он пишет о том, что при сосредоточенном молении наступает вот это состояние молитвенного восторга. Так в чем же разница одного от другого?

Отвечает Протоиерей Димитрий Смирнов.

Раиса, я бы не советовал Вам вдаваться в эти вопросы. Могу сказать исключительно для Вас: скорее всего, я не ошибаюсь. Но судя по Вашему голосу и вашему вопросу, те состояния, что у Вас бывают, они связаны с эмоциональным состоянием души. Понимаете? Это эмоциональное состояние душевного происхождения. Поэтому, искать этих состояний вообще не очень полезно. Потому, что действительно можно попасть в прелесть. Что такое прелесть? Это когда мы принимаем естественные проявления нашего тела, нашей души за сверхъестественные, духовные. И вместо того, чтобы искать подлинно духовного, начинаем утешаться душевным и телесным. Что приводит к такому очень серьезному заблуждению. И в результате человек вместо достижения благодати Божией как бы проходит мимо нее. И начинает искать именно таких сладостных состояний.

Такая практика, конечно, вредна потому, что, во-первых, она расстраивает душевный мир, во-вторых, она уводит человека от связи с Богом. Такой человек обычно замыкается, и его такие духовные, а лучше сказать, псевдодуховные упражнения расстраивают всю его духовную жизнь. Поэтому молиться нужно обязательно с трезвением и искать больше исполнения заповедей Божиих и смысла в молитвах – чтобы каждое слово доходило до ума. Как Святые говорили, что ум нужно вкладывать в слова молитвы. Вот такой образ молитвы –он безопасный.

А если искать каких-то состояний, впечатлений, не приведи Господь, видений, или же каких-то слуховых ощущений, обоняния – этому придавать какое-то значение, важное для себя, это кратчайший путь в прелесть. Потому, что дьявол, видя, что это человеку нравится, такие какие-то внешние знаки, начинает это демонстрировать, на что он надо сказать, большой мастер. И человек, к сожалению, будучи в полной уверенности, что он угодил Богу, на самом деле проходит мимо своего спасения. Поэтому это называется “прелесть” – это от слова “прельщение”, когда человеку вместо подлинной духовной жизни дьявол подсказывает и подкладывает такой суррогат.

Обычно этот человек не способен ни слушать, ни воспринимать советы, у него обычно нет никаких внешних авторитетов. Он, так сказать, очень привержен к своим состояниям.

Видео: https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-36336/?stt=155

Связанные материалы