Ощущение потери благодати на самом деле может быть исчезновением прелестных ощущений

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".

Из беседы "О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати". 26 июня 2003 года.

С одной стороны, не нужно стремиться к стяжанию благодати, понимаемой как духовная сладость. С другой стороны, нужно знать: когда нам кажется, что мы лишились благодати, в действительности это может означать, что Господь избавил нас от каких-то прелестных ощущений. Нередко мы принимаем за действие благодати различные недуховные ощущения, движения крови. Святитель Игнатий говорит, что неопытным монахам это свойственно. Допустим, в человеке действует блудная страсть, а потом от тщеславия или гордости она проходит – как бы одна волна крови гасит другую. И человеку кажется, что это благодать. Мы иногда слишком серьезно относимся к своим эмоциям. Например, читаем жития святых, плачем и думаем, что это благодать. А это только умиление. Если на человека что-то производит впечатление, это еще не благодать. В миру мы читали молитвы, акафисты и прочее – они вызывали у нас умиление, и мы плакали. Пришли в обитель, тут заставляют Иисусовой молитвой молиться – так просто не заплачешь. Нужно очень хорошо потрудиться, чтобы приобрести настоящее умиление, чтобы плакать от близости к Богу, чтобы ощутить свою греховность. А нам кажется, что нас лишили благодати. До монастыря благодать была, в монастыре – пропала. Но пропала-то не благодать, а то, что ты ошибочно за нее принимал и что, может быть, мешало твоему настоящему преуспеянию.

<...>

Вопрос. Я не совсем поняла: как быть, если благодать оставляет человека и не приходит, что бы он ни делал? Я не могу возвратить ее, хотя ревностно, по силам стараюсь слушаться старицу.

Ответ. Во-первых, еще неизвестно: оставила тебя благодать или ее не было. Если даже и оставила – а она оставляла и великих подвижников, – значит, на то есть воля Божия. В этом случае нужно трудиться, смиряться, терпеливо нести свой крест, и благодать вернется. Благодать есть, если ты слушаешься, – непослушанием ты отгоняешь ее. Кроме того, не нужно смотреть на все примитивно: мол, если у меня нет каких-то особых ощущений, значит, нет и благодати. Бывает, что человек ожидает такой же благодати, какая была у Серафима Саровского, а если ее нет, думает, что он погиб. Возможно и другое: у человека были какие-то ощущения, по неопытности принимаемые им за благодатные. Господь, пытаясь его спасти, Своею благодатью отгоняет эти неправильные, прелестные ощущения, а человек начинает думать, что лишился благодати. Не нужно в такой степени доверять своим субъективным ощущениям.

Я просто удивляюсь, когда люди говорят, что их оставила благодать. Когда старец Силуан говорит о том, что его оставила благодать Божия, – это понятно. А когда об этом говорит послушница, которая еще ничего не достигла, – значит, она находилась в прелести. Если человек говорит, что он внимательно молился, а теперь не может сосредоточиться, – это понятно. Если он говорит, что испытывал в молитве некоторые ощущения, а теперь их нет, то с человеком можно поговорить, выяснить, в чем его ошибка. Но часто человек сетует, что его оставила благодать, а спроси его, что это такое, – он и не знает, что сказать.

Источник

Связанные материалы