Ложное ощущение благодати

Чем отличается состояние молитвенного восторга от прелести?

Протоиерей Димитрий Смирнов

Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-10-03), радио Радонеж.

Вопрос радиослушателя:

Вот не понимаю: чем отличается состояние молитвенного восторга от прелести. Вот в книге старца Паисия он пишет о том, что при сосредоточенном молении наступает вот это состояние молитвенного восторга. Так в чем же разница одного от другого?

Отвечает Протоиерей Димитрий Смирнов.

Ощущение потери благодати на самом деле может быть исчезновением прелестных ощущений

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). "Благая часть".

Из беседы "О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати". 26 июня 2003 года.

С одной стороны, не нужно стремиться к стяжанию благодати, понимаемой как духовная сладость. С другой стороны, нужно знать: когда нам кажется, что мы лишились благодати, в действительности это может означать, что Господь избавил нас от каких-то прелестных ощущений. Нередко мы принимаем за действие благодати различные недуховные ощущения, движения крови. Святитель Игнатий говорит, что неопытным монахам это свойственно. Допустим, в человеке действует блудная страсть, а потом от тщеславия или гордости она проходит – как бы одна волна крови гасит другую. И человеку кажется, что это благодать. Мы иногда слишком серьезно относимся к своим эмоциям. Например, читаем жития святых, плачем и думаем, что это благодать. А это только умиление. Если на человека что-то производит впечатление, это еще не благодать. В миру мы читали молитвы, акафисты и прочее – они вызывали у нас умиление, и мы плакали. Пришли в обитель, тут заставляют Иисусовой молитвой молиться – так просто не заплачешь. Нужно очень хорошо потрудиться, чтобы приобрести настоящее умиление, чтобы плакать от близости к Богу, чтобы ощутить свою греховность. А нам кажется, что нас лишили благодати. До монастыря благодать была, в монастыре – пропала. Но пропала-то не благодать, а то, что ты ошибочно за нее принимал и что, может быть, мешало твоему настоящему преуспеянию.

Монахиня приняла теплоту в сердце за благодатную

Письма преподобного Льва Оптинского.

12.

Достопочтеннейшая о Господе мати О.! Писание твое, от 25 февраля пущенное, мною получено; в нем ты описываешь свое душевное устроение и смущение, просишь моего совета и мнения, что с тобою происходит и какое средство употребить к исцелению. Не зная в точности, какую ты проходила жизнь и делание, нельзя совершенный дать совет; но сколько можно понимать от плодов, твое неустроение происходит от вражией прелести, попущением Божиим за высокоумие наведенное.

Верно, ты прежде времени старалась снискать безмолвие и проходила умную, но самочинную молитву, ища прежде времени высокого устроения и дарований, каковые даются проходящим только истинную молитву, и, между прочим, ощутив в сердце некое сходственное движение, принимала оное за благодатное; затем, услаждаясь им, пришла мало-помалу в таковое устроение. Но хотя бы и точно благодатное было устроение, и это весьма опасно до времени принимать без вопроса о сем рассудительных; ибо что мы безвременно взыщем, того и во время с трудом не можем получить. Ты, прочитавши о делании сем, оставила то, чем должно прежде предостеречь себя от прелести, между тем, как это последнее те же отцы советуют, т. е. – понуждая себя на безмолвие и молитву, ты не старалась о исцелении страстной, яростной части (раздражительности) и не познавала, что она в тебе действует. Исцеляется же она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением. Святый Иоанн Лествичник пишет: «Кто ощущает себя склонным к гневу, ярости, мщению и лукавству, тот ниже да зрит след безмолвия»; и в 4 степени паки: «Загляни в помышления неискусных послушников и обрящешь тамо мысль заблужденную: обрящешь в них желание безмолвия, жесточайшего лощения, неразвлекаемые от разных мыслей молитвы, совершенного славы суетной отвержения, незабвенные смертные памяти, беспрестанного о грехах сокрушения, наикротчайшего безгневия, глубокого молчания и превосходнейшего целомудрия. Они при вступлении в иноческий подвиг сих добродетелей, по особенному Божию промыслу, не достигнув, напоследок, в намерении обманувшись, вовсе от него отпадают. Ибо враг внушает им искати их прежде времени с тем, да по довольном в оном обращении в настоящую пору оных не получат».

Мирянин стал читать священнические молитвы

Какие молитвы нельзя читать мирянам и почему.

Мы совершаем грех святотатства, потому что принимаем на себя то достоинство, которого не имеем. В связи с этим архимандрит Григорий приводит один очень поучительный случай: "Один молодой человек (он живет в Тимашевске, посещая однажды Троице-Сергиеву лавру, зашел в книжную лавку и купил там книгу с названием "Служебник" (это происходило в начале 90-х годов). Служебник - это книга, включающая в себя литургические последования, в которых имеются тайнодейственные молитвы, читаемые сугубо священником. Конечно, этот парень не знал, что такие молитвы читать мирянину нельзя... Дома он стал читать эту книгу, прочитывая и те молитвы, которые приличествует произносить только священнику. Через короткое время парень заметил, что у него появилась в теле какая-то "теплота", чувство "благодати"... Демон затягивал его в ловушку прелести через чувственное обольщение. Я предупреждал этого парня, что если он не прекратит заниматься неподобным, то с ним может случиться что-нибудь нехорошее... Но этот молодой человек не внял моим наставлениям, упорствуя в том, что через чтение этой книги на него сходит благодать и Дух Святой... Вскоре после нашего с ним разговора в тот момент, когда он в очередной раз читал Священнические молитвы, в него вошел бес... Сколько страданий и горя он принес себе и матери, может рассказать только его мать...
     Вот вам пример того, что далеко не все молитвы может читать мирянин..."

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_9n-all.shtml