Если снам верить, можно и ума лишиться

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Сестра о Господе, мать!

В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна, без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: блази два паче единаго; и горе единому, егда падет, и не будет втораго поздвигнути его. Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого?

Описываешь, что с тобой было в ночь 13-го августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы; тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время ее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, то есть изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться. К матушке игумении можешь ходить, смотря по надобности, изредка и со страхом Божиим, и с осторожностью; но отнюдь не следует этого делать вследствие виденных тобой снов, в которых она просит твоей помощи. Повторяю, ни снам, ни голосам, ни мысленным внушениям во время молитвы не верь, и по оным не действуй, чтобы душевно не повредиться.

Пишешь, что иногда мать игумения наговаривала на тебя то, чего нет, и ты должна была принудить себя говорить, что это правда. Не понимаю, почему же ты должна это делать? Никакой надобности нет говорить то, чего нет.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart2_42/#424

Связанные материалы