Доверие снам

У человека стали сбываться сны

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину).

[16/08/2023] Алексей спрашивает:

У меня вопрос по поводу снов. Мне, бывает, снятся вещие сны, которые реально сбываются. Но это всегда, как правило, что-то плохое. К примеру, ножи или кошки снятся перед ссорами и конфликтами. Читал, что Церковь не рекомендует обращать внимания на сны, кроме тех случаев, когда они призывают человека к покаянию.

И у меня возник вопрос - если "вещие" в кавычках сны посылают бесы - могут ли они при помощи таких снов как бы программировать судьбу человека? К примеру, если я поверил плохому сну, то мне будет попущено, чтобы бесам удалось его воплотить в жизнь ради моего наказания за суеверие и стремление проникнуть через толкование подобных снов в тайну Судеб Божиих? Есть ли такие духовные законы? И как быть с подобными снами? Можно ли просить Бога, чтобы Он помог мне вообще не видеть никакие сны кроме тех, которые Он посылает Сам?

Спаси Вас Господи!

Архимандрит Рафаил отвечает:

Прелесть через сны

Письма преподобного Макария Оптинского.

...Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть слово Божие и советы — святых отцов учение; а в недоумениях имеешь м. игумению, сестру, и я грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу...

Во сне являются дедушка и бабушка

Вопрос священнику.

Спрашивает Кристина.

Здравствуйте, батюшка. Не так давно умер мой дедушка, ещё сорока дней не прошло, чувствуя за собой вину, за то что я не сделала больше для него при жизни, решила помолится за его душу. Заказала поминовение на литургии для него и для моей покойной бабушки, она уже 16 лет, как ушла из мира нашего, а так же неусыпаемую Псалтырь на полгода. Вместе с тем заказала для моего сына о здравии те же требы на полгода, так как он постоянно болеет. После этого мне очень часто во сне стали приходить то дедушка, то бабушка. Причём, сны с бабушкой у меня вызывают страх, я не могу после них уснуть. Сын заболел опять. Вот и думаю, всё ли я сделала правильно, и что это - чувство вины меня так гложет, или искушение бесами, не знаю. Помогите разобраться. Спасибо.

Отвечает иерей Владимир Шлыков.

Кристина, в таких случаях нужно пойти на исповедь, чтобы сны не искушали. Поисповедуйтесь, причаститесь, и болеющего ребенка тоже хорошо бы чаще причащать.

Источник

У женщины часто бывают пророческие сны

 
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос архипастырю.

В своих снах я часто вижу события, которые иногда потом случаются наяву. Скажите, пожалуйста, что это может быть? Опасно ли это для меня, для моей семьи? Ольга

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Святой преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» очень точно сказал: «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее».

Уважаемая Ольга, даже если в Вашей жизни и случались такие совпадения (в реальности происходило то, что Вы видели во сне) — я рекомендую Вам действовать согласно святоотеческому правилу: снам не нужно придавать значения, следует стараться забывать их сразу после пробуждения. Если у Вас есть навязчивое желание сопоставить то, что Вы видели во сне, с тем, что происходит в жизни, нужно усилием воли стараться отогнать от себя это желание. Если Вы будете поступать таким образом, никакой опасности ни для Вас, ни для вашей семьи это представлять не будет.

Источник

Явление беса во сне в виде преподобного Серафима Саровского

Из жития старца схиархимандрита Захарии (1850–1936).

Вот еще один замечательный случай, который нас учит не всем-то снам верить.

Одна женщина по имени Аграфена (Агриппина) имела свою корову. Приснился ей сон: преподобный Серафим приснился ей во сне и велел послать молока старцу Зосиме. Не долго думая, она налила 10 кружек и попросила свою соседку Степаниду отнести это молоко старцу. Степанида сама не имела возможности побывать у старца, приехала ко мне и попросила отнести вместо нее молоко. Дело было на мясной неделе. Я с радостью согласилась. Было раннее утро. Прихожу к батюшке и рассказываю ему, что преподобный Серафим велел ему молоко отнести, явившись во сне Аграфене. Батюшка начал издали все время крестить жбан с молоком и, наконец, проговорил: «Таким людям, как Аграфена, не может явиться преподобный Серафим. Это был бес. От беса я не приму молоко».

https://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya-sxiarximandrit-svyato-troice-sergievoj-lavry-zhitie-podvigi-chudesa/

Если снам верить, можно и ума лишиться

Письма преподобного Амвросия Оптинского

Сестра о Господе, мать!

В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна, без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: блази два паче единаго; и горе единому, егда падет, и не будет втораго поздвигнути его. Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого?

Описываешь, что с тобой было в ночь 13-го августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы; тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время ее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, то есть изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться. К матушке игумении можешь ходить, смотря по надобности, изредка и со страхом Божиим, и с осторожностью; но отнюдь не следует этого делать вследствие виденных тобой снов, в которых она просит твоей помощи. Повторяю, ни снам, ни голосам, ни мысленным внушениям во время молитвы не верь, и по оным не действуй, чтобы душевно не повредиться.

Пишешь, что иногда мать игумения наговаривала на тебя то, чего нет, и ты должна была принудить себя говорить, что это правда. Не понимаю, почему же ты должна это делать? Никакой надобности нет говорить то, чего нет.

https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart2_42/#424

Можно ли верить снам?

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Архимандрит Рафаил (Карелин). "Христианство и модернизм".

Порой человек впадает в  « ошибку», в прелесть под влиянием снов – демон обольщает его, делает как бы «пророком». Как таковой отрицать феномен сновидений мы не можем. В состоянии сна душа человека более чутка к импульсам из внематериального мира. Однако беда в том, что из-за притупления нашей религиозной интуиции мы все менее и менее способны различать, из каких сфер идут к нам эти импульсы, от кого сновидения: от темной или от светлой силы. Поэтому, чтобы не впасть в заблуждение, безопаснее вовсе не верить снам. Относиться же к ним с доверием можно, пожалуй, только в некоторых случаях – когда они призывают нас к покаянию.

Сновидения похожи на полки, где рядом могут стоять и лекарства, и яд , а надписи прочесть невозможно. Поэтому лучше не трогать неизвестных нам снадобий, нежели, думая, что мы примем целительное средство, ошибиться и принять отраву.

Сны страстных людей - ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная

Преподобный Симеон Новый Богослов. "Главы богословские и деятельные".

176. Как человек двояк, состоя из души и тела, так и мир, подобно ему, двояк – видимый и невидимый, и в каждом из них свои особые идут дела, по духу каждого, и свои заботы о делах. То же нахожу я и в видениях и снах. Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях, или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна, и умудряется видениями, по Пророку: юноши ваши видения узрят (Иоил.2:28; Деян.2:17). И не прельщается ложными сновидениями, но сновидит истинное и поучается откровениями.

177. Когда желательная часть души движется на страсти, утехи, наслаждения и удовольствия мира сего, тогда душа видит и сны, подобные сему. И опять, когда раздражительная часть души озверяется и рассвирепевает против однородных себе людей, тогда и в сновидениях видятся нападения зверей и пресмыкающихся, войны и брани, споры и бой в судах с теми, с коими состоят в раздоре. Когда же умовая часть души надымается в тщеславии и гордости, тогда во сне мечтаются воспарения на воздух на крыльях или восседания на высоких креслах судей и властителей народных, торжественные выходы и встречи и тому подобное.

178. У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует называть снами, а видениями), – которых ум благодатию Святого Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, – у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и воздаяниях, – которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости; небесного ведения и других плодов благих; возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная.

Девушка увлеклась снами и стала им доверять

Вопрос священнику.

Спрашивает Светлана.

Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. Я учусь в старших классах и лично занимаюсь с одной учительницей. Я к ней очень привязалась. Но когда я ложусь спать и закрываю глаза, мне представляется, что я вижу ее мертвой в гробу на улице среди цветов. А она в жизни здорова и очень верующая. И слезы во сне текут из моих глаз, я кричу ей: не уходи, а она мертвая. И не раз мне такое видится. Что это значит, а то я уже в реальной жизни от нее теперь шарахаюсь, как от призрака.

Отвечает иерей Александр Белослюдов.

Здравствуйте, Светлана. Это значит, что Вы уже очень увлеклись собственными снами и стали доверять им, а теперь бес лукавый показывает вам картинки, которые смущают вашу душу. Запомните раз и навсегда – снам верить нельзя. Из святоотеческого наследия мы знаем, что всякий раз, как кто-то легкомысленно отступал от этого правила, повреждался или погибал совсем, несмотря даже на всю свою духовную опытность и праведность. А у Вас ее нет, так что берегитесь и не верьте снам. Вместо этого молитесь понемногу, но как можно чаще, не выдумывая ничего, а кратко, теми молитвами, которые выучили из молитвослова. Молитесь обязательно перед сном и вначале дня. Обязательно в ближайшее время исповедуйтесь в том, что легкомысленно доверились снам и подвергли себя бесовскому искушению. Читайте понемногу "Письма Валаамского старца" схиигумена Иоанна (Алексеева), у него есть несколько писем, написанных духовным дочкам как раз Вашего возраста. Эта книга будет для Вас введением в истинную, здоровую и спасительную духовную жизнь. Аминь.

Источник

Не верь снам

Письма преподобного Анатолия Оптинского, старшего.

Письмо 192.

11 Сентября 1884 г.

А.! Берегись, враг ловит тебя. Оставь сны свои, они от диавола, а ты веришь им. И еще утешаешься. Если не оставишь, прелесть последует неизбежная. Оставь. Смирись перед Богом. Смиряйся по силе и перед людьми. Не зазирай никого. А проштрафишься – сейчас кайся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги! Мир тебе и благословение Божие!

Кто не имеет рассуждения, пусть лучше не верит снам вовсе

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Однако, чадо, и здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они. Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте.

Митрополит Иларион о чудесах и вещих снах (видео)

Митрополит Иларион о чудесах, стигматах, вещих снах, отпевании живых людей, молитвах о самоубийцах.

Передача от 18 сентября 2010 года

Только бесстрастные могут получать откровения во сне

Преподобный Никита Стифат. "Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума".

60. Тщательный может и по сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому направлять попечение об устроении своего духовного состояния. Ибо по настроению внутреннего человека и его забот бывают и телесные движения и душевные мечтания. Кто имеет душу веществолюбивую и сластолюбивую. тому мечтаются стяжания вещей и денежные прибытки, также женские лица и страстные объятия, от коих случается с ним осквернение плоти и одежды. У кого душа любостяжательна и сребролюбива, тот и во сне видит всегда золото: то взыскивает уплаты, то умножает проценты. то прячет добытое в кладовую, то будто осуждается как немилосердый. Кто гневлив и завистлив, тому представляется, будто за ним гонятся звери или ядовитые пресмыкающиеся, – и он испытывает великие ужасы и страхи. У кого тщеславием напыщена душа; тому мечтаются добрая о нем молва, шумные ему встречи народные, предложение ему или получение им какого-либо чина или начальства. У кого душа горда и самомнением наполнена; тот видит себя разъезжающим на блестящих колесницах или летающих на крыльях по воздуху, а других всех трепещущими пред великостью власти его. Равным образом и Боголюбивый человек, как ревностный о делах добродетели и неутомимый в подвигах благочестия, имея душу чистую от пристрастия к вещественному, видит во сне или сбытие будущих вещей, или откровение страшных видений, и просыпаясь, всегда находит себя молящимся в умилении и мирном устроении души и тела, со слезами на ланитах и с беседою с Богом в устах.

Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "О прелести".

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

О сновидениях

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования, и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества.

Различие снов от Бога и дьявола

Блаженный Диадох, епископ Фоткийский. "Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного".

37. О снах, Богом посылаемых, и дьяволом навеваемых и о разности их.

Сны являющиеся душе по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостью, и преисполняют ее духовного радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытанного во сне обрадования. У бесовских мечтаний все бывает противно сему, – не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не смятенным; потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоваться они не могут. При этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают принимая на себя нередко вид воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком. Ум, когда чист бывает, скоро распознает их, и – иногда мысленным напряжением пробуждает тело, а иногда охотнее остается в том же положении, радуясь, что возмог распознать их лукавство и в том же сне обличая их, и тем подвигая их на великий против себя гнев. – Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии.

38. О добродетели неверования никаким снам.

Мы изложили, как различать сны хорошие и худые, основываясь на том, что сами слышали от опытных старцев. Да довлеет однако же нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или еще, как я уже говорил, бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. Ибо хотя предреченный способ различения снов верен; случается однако же, что душа, по некоему восхищению вражьему нечувствительно, и непроизвольно будучи осквернена, – без чего, как думаю, никто не обходится, – теряет след верного различения и верит снам не добрым, как добрым.

Эта статья по-английски

От доверия снам человек перешел в иудейство

Пролог в поучениях. Опасно верить снам.

(Из слова св. Антиоха, яко не подобает веровати снам)

Многие из христиан привыкли давать веру снам. Как встанут с постели, сейчас и начнут рассуждать, что вот они видели то-то и то-то, и это вот значит, что им предстоит такое-то дело; а это, что с ними случится такая-то радость или беда; а это, вот, придет или не придет такой-то; и так далее. Рассуждениям подобных людей часто не бывает конца. И вот, вместо того, чтобы начать день молитвою и приняться за какое либо доброе дело, они начинают его грехом, в разгадывании снов проводят все утро, гадают на картах, смущают и заражают суеверием домашних и отнимают покой и у себя, и у других. Что, братие, сказать подобным людям? Можно многое сказать против веры в сонные мечтания. В настоящий раз ограничимся одним замечанием: им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры снам.

Сон о том, что Иоанн Кронштадский - Бог

Священномученик Арсений (Жадановский). "Духовный дневник".

Священномученик Арсений (Жадановский)

Я получил однажды письмо, в котором какая-то простая женщина мне писала:

Ты почитаешь батюшку отца Иоанна Кронштадтского, говоришь: «Дорогой наш батюшка отец Иоанн», — служишь по нем панихиды, но этого мало. Я видела следующий сон. Явился мне сам отец Иоанн и говорит: «Поди в Чудов монастырь к отцу Арсению и скажи ему: зачем он называет меня только дорогой батюшка, — во мне ведь воплотился Сам Бог Отец, и если он, отец Арсений, не станет так меня признавать, то будет ему плохо».

Из этого письма я, к сожалению, еще раз убедился, что есть люди, которые действительно считают отца Иоанна за Бога и немало поскорбел, вспомнив, как сам отец Иоанн сокрушался об этом. Однажды в последний год жизни отца Иоанна, летом, я поехал в Вауловский скит Ярославской губернии, где находился отец Иоанн. Погостил я у него несколько дней, насладился лицезрением его, совместным служением и беседою. И вот, в это время явились к отцу Иоанну из города Ярославля члены местного отдела Союза русского народа и заявили отцу Иоанну, что некоторые почитатели вымогают именем его деньги и при этом проповедуют, что в нем, отце Иоанне, воплотился Сам Бог, вся Святая Троица. От этого заявления покойный отец Иоанн пришел в большое смущение и сказал: «Ах, они безумцы, позвать мне их!» Был позван один из главных представителей это-то безумного учения. И вот, отец Иоанн в моем присутствии с негодованием так говорил: «Прокляты вы за такое учение. Покайтесь, иначе вы прокляты». Был составлен об этом акт, под которым подписался сам отец Иоанн, я и другие посетители отца Иоанна, которые в это время случились у него.

Почти каждую ночь приходит во сне умершая некрещеная бабушка

Вопрос священнику.

Спрашивает Полина.

Здравствуйте, батюшка! 2 месяца назад умерла моя бабушка. У нас с ней были очень близкие отношения, я очень ее люблю, каждый день думаю о ней. Но с каждым днем мне не хватает ее все больше и больше. Она была не крещеная, но я дома читаю молитвы за упокой ее души. Она приходит ко мне во сне почти каждую ночь, снится будто она приходит ко мне, чтобы успокоить и дать понять что она всегда рядом. Я хотела бы знать, мои слезы и переживания тревожат ее душу? Можно ли мне молиться за нее в церкви или только дома? Спасибо.

Отвечает протоиерей Илия Шапиро.

Дорогая Полина!

Храмовые молитвы о упокоении душ некрещеных Церковью не благословлены. Мы не дерзаем петь: « Со святыми упокой» - о человеке, не получившем в таинстве крещения освобождения от первородного греха, усвоения Христу. Впрочем, в последнее время в практике домашней молитвы в соответствующих случаях благословляют канон и стихиры мученику Уару за умерших некрещеных родственников (эти тексты в церковных лавках общедоступны). Этот святой получил от Господа дерзновение посылать облегчение, утешение душам некрещеных по молитвам их родственников. И еще. Не обращайте никакого внимания на сонные видения и на свои личные эмоции. За ними может скрываться диавольский соблазн. Подавайте посильно милостыню, молитесь мученику Уару. Эту Вашу любовь, память о бабушке, Господь не обойдет вниманием.

Источник

Бесы тщеславия - пророки в снах

Преподобный Иоанн Синайский. "Лествица". Слово 3.

О сновидениях, бывающих новоначальным. 

24. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения; потому что гортань различает снеди, слух распознает мысли; при взгляде на солнце оказывается немощь очей; а неразумие души обнаруживают слова. Но закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы. Итак я думаю, (впрочем не утверждаю), что после слова о странничестве и даже в самом этом слове, должно сказать несколько о сновидениях, чтобы нам знать и о сем коварстве злохитрых наших врагов.

25. Сновидение есть движение ума при недвижности тела. Мечтание есть обман очей в усыплении мысли. Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет.

26. Причина, по которой мы после предшествовавшего слова решились говорить о сновидениях, очевидна. Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее.

27. Бесы тщеславия - пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.

28. Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов.

Эта статья по-английски

Остерегайся отыскивать чудесное в твоей жизни

Письма преподобного Амвросия Оптинского.

В письме от 29 сентября писала ты, что на девятый день, по отправке прежнято твоего письма, ты, стоя в Лавре за обедней, почувствовала, что письмо твое дошло до меня. Чувство твое обмануло тебя: письма твои от 5 августа я получил 13-го ч., а от 23 августа – 29-го ч.; значит, не на девятый день. Ты все отыскиваешь чудесное в твоей жизни, и очень этим погрешаешь. – Писала ты, что, находясь в тоске, ты молилась Матери Божией послать тебе издалека кого из рабов своих из какой-либо дальней пустыни. Хотя после вышло, как будто молитва твоя исполнилась, но такая молитва весьма погрешительна, безрассудна, и дерзновенна, и ведет к самообольщению. Вперед отнюдь не молись подобным образом, а молись просто, чтоб Господь и Матерь Божия помогли тебе, имиже ведят судьбами. Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец (котораго читаем параклис), чрез доверие снам, попал в обольщение вражие; и теперь у меня пред глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией и легко можешь запутаться. Преподобный Марк подвижник пишет: «иное действие есть благодати, младенцу (духовному) неведомое, и иное действие злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное».

В письме от 26-го сентабря ты опять спрашиваешь, за что попущена тебе сильная брань, за грехи или ко очищению и т.д. и т.д. Т.е. ты делаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять так, чтобы не нужно было мысленно смириться. Между тем все это попускается, между прочим, именно к смирению возносительнаго нашего мудрования; сказать проще и короче, за гордость и за грехи.

Если у тебя есть письма к мирским особам старца батюшки о. Макария, прочти 55-е письмо на стран. 123–128, и письма 72-е и 73-е на стран. 147, и проч.

Толковать сны можно только достигшим меры Иосифа Прекрасного

Старец Паисий Святогорец. "Письма".

Некогда его спросили:
- Старче, нужно ли верить снам и толковать их?
Он ответил:
- Брат, если ты достиг меры Иосифа, то тогда нужно. А если нет, то нет (имеется в виду святой праведный Иосиф, сын праотца Иакова, которому Бог открывал будущее через пророческие сны и который имел дар истолкования снов; см. книгу Бытия - ред.)