Монах неправильно молился и скрывал это от духовника

"Великая стража". Из келейных записок иеромонаха Иеронима.

Повесть о брате, пострадавшем от бесчинного занятия Иисусовой молитвою

Известный брат Герасим (Гавриил) прибыл в обитель нашу молодым, около 20 лет. Знал нотное пение, читал и писал хорошо, нрав имел тихий и учтивый. Послушание исполнял старательно. Братство смотрело на него как на образцового молодого монаха. Таким образом он прожил лет десять, всеми был любим и уважаем, потом он начал развращаться. Из смиренного начал делаться гордым, презорливым, стал подозревать уставщиков, что они ненавидят его и мысленно плюют на него и топчут его ногами. А далее начал делать разные гримасы, и все начали удивляться его перемене.

Духовник призвал его и спросил, отчего в нем произошла такая перемена? Он отвечал, что его презирают и обижают, «а ты, отец духовник, не защищаешь меня, я и на тебя за это недоволен». «Да я и не вижу, чтоб кто-либо обижал тебя. Напротив, все тебя любят и уважают, - сказал ему духовник. - Вот недавно и я утешил тебя большим утешением, сделал тебя иеродиаконом». «Да, я и за это скорблю на тебя, - сказал он, - что ты пришедших после меня в монастырь и бездарных сделал диаконами и попами, а я ведь здесь первый певчий, и мною пренебрегли». «Нет, твоего возношения другая причина, - сказал ему духовник, - ибо ты столько лет прожил добродетельно и не трубил пред собою. А должна быть этому другая [тайная] причина, которая привела тебя в ипохондрию. Скажи мне откровенно, каким образом ты занимаешься молитвою в твоей келлии?» Тот отвечал: «Я каждый вечер творю Иисусову молитву, лежа на постели». «Давно так делаешь?» - «Давно». «Что ж, бывает ли от этого делания какое-либо утешение?» - спросил его духовник. «Да, бывает радость», - отвечал он. «А откуда эта радость начинается, сверху или снизу?» - спросил духовник. «Снизу, от ног, - отвечал он. - Сперва как мурашки ползут от ног кверху, и, когда дойдет до сердца, тогда сердце забьется сладкою радостию». «При этом бывает ли телесное востание и истечение?» - спросил его духовник. «Да, бывает, - отвечал он, - но я этого не считаю за грех, потому что я держу Иисусову молитву». На это сказал ему духовник: «Вот, брат, за твою откровенность Бог показал нам причину, которая совратила тебя на путь прелести. Это делание твое душевредное, оставь его. Ты пострадал от бессоветия и скрытности. Тебе следовало всю твою деятельность открывать духовнику и вопрошать его во всем, а ты надеялся на себя и пал падением дивным, как Писание говорит. Отселе не делай так».

И он обещался оставить этот прелестный образ молитвы. Но увы и горе! Долговременный навык паки привлек его к тому же сладострастному делу и еще более до того, что он уже стал беззаконное дело считать любовию Божиею и ближних. Вышел из обители, побродил по России и возвратился было назад. Но не захотел покаяться и оставить плотоугодие, закоренелые свои привычки и ушел тайно опять в Россию.

Что с ним будет? Бог весть! Впрочем, Священное Писание говорит, что пути мужа исправляются от Господа (ср.: Пс. 36, 23; Притч. 20, 24).

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikaja-strazha/2_2

Связанные материалы