Профессор А.И. Осипов. Из программы ТВ Спас "Профессор Осипов", 19.04.2023.
По всем важнейшим вопросам вероучения как пришли к единству мнений? Были Вселенские Соборы. Как они решали вопросы? Вы думаете просто так, голосованием, как в парламенте? Нет. На Вселенских Сборах изучали, что пишут по данному вопросу Святые Отцы. Что пишет Василий Великий, что Григорий Богослов, что Афанасий Великий. Смотрят и когда находят единство понимания у этих бесспорно великих Святых, то говорят: это понимание не их личное. А это единство понимания свидетельствует о том, что Дух Божий говорил в них и сказал им, что есть Истина.
Вот это коллективное или соборное понимание как истин веры, так и норм христианской жизни называется по-латыни consensus patrum. Т.е. согласие святых. Принцип согласия святых. Он является основополагающим в Православии. Не так, как в Риме, где в конце концов последнее слово просто за одним человеком: Папа подписал или не подписал. Который выше Церкви. Суждение Папы выше Церкви. Или протестантизм, в котором каждый может понимать, как ему кажется. Потому, что они говорят: только Священное Писание. Отцы – так, мы можем смотреть, интересно, могу соглашаться, могу не соглашаться. Что нам? Только Писание.
А мы говорим: нет. Только писание взять в руки? В наших деревнях очень интересные были вещи: когда видят какой-то мужик, что-то у него начало плохо с головкой. Знаете, что говорили об этом? Начитался Библии. А почему же так плохо-то? Кажется, Священное Писание – надо же читать. Почему плохо? А потому, что он читал Библию, а не читал Святых Отцов, как нужно понимать-то это. И свое собственное, часто дурацкое совершенно, искаженное понимание он принимает как истину. Какое? Свое. А Православие говорит: стой, посмотри, чему учат Отцы. Отцы, которые достигли святости. Которые стали действительно чистые сердцем.
Вот этот фундаментальный принцип – он лежит в основе Православия. И без него просто невозможно говорить о “право”-славии, т.е. правильном славлении Бога. С правильным отношением к Богу, с правильным пониманием вероучения, правильным пониманием жизни. Это принципиальнейший вопрос. Его надо держаться. А когда я доверяю себе больше, чем Отцам, - все, крест. Православия нет. Кем бы я ни был, хоть Римским Папой, хоть Патриархом, хоть Митрополитом, хоть схимонахом, хоть сверхбогословом, каким-то доктором и профессором, все это ерунда, потому что ты грешный человек. А вот есть согласное учение Святых. Вот за что нужно держаться. Это важнейший момент, который характеризует Православие.